kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обзор журнала "Литература в школе" за 2013 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашем городе учиителя русского языка и литературы ежегодно готовят обзоры журналов по предмету. в 2013 году  я подготовила такой обзор журнала "литература в школе". В данных журналах много статей как о писателях, так и о подготовке к ЕГЭ. Это в дальнейшем облегчает труд учителя. Можно легко найти нужные к уроку статьи,а ученикам - к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обзор журнала "Литература в школе" за 2013 г. »


Обзор журнала «Литература в школе» за 2013 год.


1.

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статьи:

1. Александра Александровича Сахарова «Неизвестный дар».

Этюды о В. А. Жуковском, где делается попытка раскрыть характер Жуковского через отношения с самыми близкими людьми. Для того чтобы глубоко понять его, используются не только его литературные произведения, но и дневниковые записи, и графические зарисовки.

2. Веры Витальевны Шапошниковой «Еще раз о заячьем тулупчике», где

рассматривается вопрос о причинах появления в повести «Капитанская дочка» образа заячьего тулупа. Выдвигается мысль о том, что сказочный мотив благодарности и дарения соединился со сказочным персонажем – зайцем. Соотношение «детство - заячий тулуп» противопоставлено нередким в повести ассоциациям Пугачева с волком. На пути кровавого зверства встало добро в виде детского заячьего тулупа-

и победило.

3. Владимира Алексеевича Воропаева «Что означают слова «Прелесть и просвещение у А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя», где он

рассматривает значение слов «просвещение» и «прелесть» в церковнославянском языке и их употребление в произведениях Пушкина и Гоголя.

4. Игоря Викторовича Холодякова «Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: возможные пути прочтения в школе», где идет размышление о возможных путях вхождения старшеклассников в мир произведения, вызвавших гигантский всплеск эмоций в обществе по причинам не только идеологическим, но и мировоззренческим.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство» представлены статьи:

1. Галины Васильевны Пранцовой «Школьный предмет «Литература» в ситуации пре- небрежения чтением», посвященной причинам кризиса чтения и условиям выхода из него.

2. Алексея Владимировича Федорова «Всероссийская олимпиада школьников по литературе: тупики и перспективы», где он

подробно освещает типологию олимпиадных заданий в сопоставлении с формами ЕГЭ, а также подводит итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2012 года. Автор статьи пытается разобраться, с чем связана и кем спровоцирована обострившаяся в последнее время критика школьных олимпиад по литературе

3. Надежды Леонидовны Апалиной «Анализ трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», где

основой описанного урока стали проблемы соотношения таланта и гениальности, взаимоотношений людей искусства

и положение талантливого человека в обществе.

4. Евгения Николаевича Колокольцева «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», где он рассматривает методику изучения стихотворения Лермонтова, которая определяется особенностями построения произведения и присущими его ораторскому стилю элегическими и сатирическими началами.

2

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статьи:

1. Валентина Семеновича Непомнящего «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – центральное событие русской классики», где рассматривается природа и особенности романа в стихах как небывалого, парадоксального жанра и в то же время как « романа жизни» автора.

2. Эдгара Сергеевича Афанасьева «Выстрел» А. С. Пушкина: жизнь по правилам игры», где рассматривается поэтика одной из загадочных новелл Пушкина «Выстрел», ключевой, по мнению автора статьи, в цикле «Повести Белкина».

3. Аллы Анатольевны Новиковой- Строгановой «Христианский дух земли Русской в «Записках охотника» И. С.Тургенева ( К 195-летию со дня рождения), где

исследуется цикл рассказов И. С. Тургенева в историко-функциональном аспекте; в свете традиций русской православной духовности.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство» представлены статьи :

1. Итоговый экзамен по литературе: факты, цифры, размышления. Статью подготовили члены Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе: Зинин С. А., Гороховская Л. Н., Новикова Л. В.

Материалы, предоставленные разработчиками ЕГЭ по литературе, позволяют проанализировать итоги предметной аттестации выпускников 2012 года, проследить изменения, внесенные в структуру экзамена, планирующегося к проведению в 2013 году.

2. Татьяны Григорьевны Соловей «Без него нельзя жить», где она представила разработки двух уроков по творчеству Ф. И. Тютчева: один из них посвящен философской, другой - любовной лирике.

3. Татьяны Николаевны Алексеевой «Урок-диалог «Любить всем светом своего сердца». По рассказу А. Платонова «Юшка». Представила научно-методическую разработку интегрированного урока (литературы, русского языка, основ православной культуры), на основе которого восьмиклассники обучаются лексико-стилистическому анализу рассказа.

3

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статьи:

1. Юрия Владимировича Лебедева «Его стихов пленительная сладость..» К 230-летию со дня рождения В. А. Жуковского. В поэзии Жуковского осуществилось воссоединение разобщенных в XVIII веке «дворянской» и «народной» культур в единую русскую культуру.

2. Людмилы Александровны Трубиной «Русская жизнь и национальный характер в творчестве А. Н. Толстого ( К 130-летию со дня рождения писателя) рассмотрены этапы формирования индивидуальности А. Н. Толстого, прослежен путь писателя от периода ученичества до становления зрелого мастера, классика русской литературы.

3. Ефима Соломоновича Роговера «Крупный ученый, прославленный бард и известный поэт (к 80-летию Александра Городницкого), где он кратко воспроизводит его биографию, рассказывает о широкой популярности его поэзии.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство» представлены статьи :

1. Елены Станиславовны Романчевой «Встречное движение» как новая технология приобщения школьников к чтению », где теоретически обоснована и описана технология приобщения к чтению, с использованием которой может быть выстроена система уроков внеклассного чтения по современной детской и подростковой литературе.

2. Натальи Васильевны Беляевой «Содержание и структура школьного курса литературы в контексте современной информационно-образовательной среды», где отмечается, что успешное применение электронных образовательных ресурсов в изучении литературы требует их классификации и выработки эффективных методик их использования.

3. Светланы Георгиевны Ясинской «Повесть В. Маканина «Человек свиты» (11класс), где содержится анализ языковой композиции повести, приемы обучения анализу словесной композиции художественного текста на уроках литературы в 11 классе.

4. Татьяны Леонидовны Шишагиной и Антона Александровича Ткаченко «В зеркале классического искусства. Приемы изучения сценической истории комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».(10класс), где рассматриваются актуальные вопросы изучения драматического произведения на уроках литературы.

4

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статьи:


1. Юрия Владимировича Лебедева «А. Н. Островский и русская литература»

(К 190-летию со дня рождения А. Н. Островского) рассматривает генетические связи драматургии Островского с литературным процессом 1850-1860 годов.

2. Татьяны Александровны Маляевой «Я только стих, я только душа…», где она размышляет о современном прочтении поэмы В. В. Маяковского «Про это». Это последнее крупное произведение поэта обозначило не только кризис его внутреннего мира, но и смену эстетических взглядов. Автор преодолевает прежние стереотипы восприятия поэмы. Акцентирует внимание на ее нравственном пафосе.

3. Анатолия Петровича Черникова «Понимать, беречь природу», где анализирует произведения В. П. Астафьева, посвященные проблемам экологии, рассматривает особенности их сюжетов и конфликтов, системы образов, жанрово-стилевые поиски. Основное внимание уделяется изучаемому в 11 классе повествованию в рассказах «Царь-рыба».

4. Елены Олеговны Галицких «Воздух детства и отчего дома…», где она рассказывает о современной литературе, о детстве, о том, что сохранилось в памяти об отчем доме у писателей, поэтов и их героев, о том, какие размышления и чувства вызывают произведения о лучшей поре жизни человека у учеников.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство» представлены статьи:

1. Марины Гершуновны Боровик «Трагический тенор эпохи», где она предложила систему изучения творчества А. Блока для базового и профильного уровня. В ней реализуются идеи системно- культурологического изучения литературы. Анализ произведений строится на проблемных и творческих заданиях.

2. Ирины Владимировны Руденковой «Неслыханная простота» поэзии Б. Л. Пастернака» помогает проиллюстрировать основные особенности его поэтики, показать отношение к поэзии, раскрыть философские проблемы, обозначенные жизнью и временем.

3. Людмилы Ильиничны Марковой «Настя в поисках клюквы М. М. Пришвина. «Кладовая солнца» , где показываются пути приобщения школьников к внимательному и вдумчивому чтению повести Пришвина.

5

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статья:

1. Людмилы Александровны Трубиной «Русская жизнь и национальный характер в творчестве А.Н. Толстого» рассматривает этапы формирования творческой индивидуальности мастера, классика русской литературы.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство» представлены статьи:

1. Марины Гершуновны Боровик «Изучение поэмы «Двенадцать» и стихотворения «Скифы» А. Блока, где она рассматривает возможный путь изучения поэмы Блока «Двенадцать» и стихотворения «Скифы» в контексте времени и культуры. Особое внимание уделяется специфике восприятия Блоком революции, философскому осмыслению крестного пути и высшего предназначения России.

2. Татьяны Михайловны Ермолаевой «Урок по рассказу В. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (11класс), где под руководством учителя выпускники анализируют один из драматичных рассказов Шаламова и выявляют такие черты характера героя, как духовная стойкость, мужество, готовность отдать жизнь за свободу.

3. Людмилы Викторовны Шевшиной «Повесть В. Пикуля «Мальчики с бантиками» (8 класс), где она размышляет вместе со школьниками, что подвиг мальчишек-юнг на войне не должен быть забыт.

4. Елены Владимировны Филипповой «Изучение повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» в современной школе» (5-6 классы) предлагает систему уроков по изучению повести Короленко на основе чувственного восприятия произведения с учетом возрастных особенностей учеников 5-6 классов.

6

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статьи:

1. Арсения Александровича Замостьянова «Автор оды «Фелица»- наш современник», посвященной 270-летию со дня рождения Г. Р. Державина (1743-1816) пишет, что эта ода – одно из центральных произведений Г.Р. Державина. Изучая эту оду, мы открываем мир политических и эстетических споров России екатерининского времени.

2. Вячеслава Анатольевича Кошелева «Поэтика пушкинской детали «Станционный смотритель» рассматриваются проблемы пушкинской детализации: маленькая деталь, на которую не сразу обращаешь внимание, меняет привычную семантику хрестоматийной повести.

3. Журата Валиевича Ганиева «Риторические приемы в «Повести о Петре и Февронии Муромских», где анализируются многочисленные риторические подвиги заглавных героев - от сражения с дьяволом в образе змея до окончательного воцарения княжеской пары в Муроме и их согласной одновременной кончины в иноческом сане.

4. Ирины Александровны Купцовой «Проблема духовного становления ребенка в рассказах А. Платонова «Цветок на земле»(1945г.) и «Неизвестный цветок» (1950г.), где она рассматривает проблемы духовного становления ребенка. Его тяготение к познанию окружающего мира, стремление научиться понимать язык природы, обрести жизненную опору.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство» представлены статьи :

1. Игоря Викторовича Холодякова «Литературный процесс 30-годов XX века. Проза. Обзорный урок убеждает нас , что именно в 30-е годы XX века сложилась советская литература, которая достигла художественных высот лучшими произведениями, но своей сутью отвергла или переосмыслила нравственные ценности, созданные русской классической литературой.

2. Ларисы Михайловны Жуковец «Анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» «Лунная ночь в Отрадном» (подготовка к сочинению), где она рассказывает об анализе одного из эпизодов романа Толстого, привлекает внимание учащихся к средствам раскрытия писателем внутреннего мира персонажей, к особенностям толстовского стиля.


7

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статьи:

1. Евгения Васильевича Василенко «Мотив тюрьмы в драме «На дне» М. Горького» здесь исследуется один из мотивов драмы - мотив тюрьмы – и утверждает «настойчивость» его звучания. По мнению исследователя, «всей логикой пьесы автор утверждает, что жизнь в ночлежке хуже тюрьмы».

2. Татьяны Михайловны Ломовой «Четыре урока у Зощенко» показывает непреходящее значение рассказов Зощенко, роль сатиры в жизни общества.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство» представлены статьи:

1. Тамары Александровны Елисеевой «Маленькая драма» «Между двумя людьми», где она предлагает путь анализа рассказа М.Горького «Челкаш», основанного на ключевых понятиях свободы и рабства. Внимание уделяется символике произведения, работе с портретами героев, описанием природы.

2. Натальи Васильевны Корчма «Я хочу читать…» Возродим традиции семейного чтения, где она предлагает читателю системный опыт работы по привитию школьникам вкуса к чтению. Главный путь реализации идеи - проект «Семейное чтение». Благодаря этому проекту происходит одновременное развитие читательского вкуса и читательских умений членов семьи, людей разных поколений, которые, обмениваясь своими мыслями о прочитанном, обогащают друг друга.

3. Тамары Альбертовны Долиной , Ирины Николаевны Свечниковой , Николая Георгиевича Морозова «Об учебном комплексе по литературе А. В. Гулина, А. Н. Романовой для 5-7 классов», где рассматривают учебно-методический комплекс по литературе Гулина и Романовой, отмечают его соответствие требованиям ФГОС. Задачам эстетического, духовно-нравственного воспитания; показывают последовательное воплощение системно- деятельного подхода к обучению, отмечают высокий полиграфический уровень иллюстративного материала, качественное мультимедийное приложение.

8

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статьи:

1. Вячеслава Анатольевича Кошелева «Гроза»: контексты и смыслы» (к 190-летию со дня рождения А. Н. Островского), где он представил новый угол зрения на это произведение, позволяет найти в драме те ее смыслы, которые не лежат на поверхности, но придают целому глубокую направленность.

2. Геннадия Исааковича Беленького «Жажда гармонии в обществе и в душевном мире человека» разбирается одно из сложных произведений А. Н. Островского «Снегурочка». Автор доказывает, что, несмотря на фантастический характер пьесы, драматург насыщает ее реалиями жизни. Критически относясь к изображаемой сказочной действительности.

3. Юрия Владимировича Манна «Апология Башмачкина», где он рассматривает точки зрения литературоведов, связанные с Башмачкиным, центральным персонажем повести Гоголя «Шинель», вносит дополнения. Определяет своеобразие художественного мира этого произведения.

4. Вячеслава Ивановича Влащенко «Печорин и Максим Максимыч», где рассматривается в разных аспектах проблема противопоставления Печорина и Максима Максимыча. При анализе ключевых фрагментов повестей «Белла» и «Максим Максимыч» показано, как меняется отношение Печорина к штабс-капитану.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство.» представлены статьи :

1. Марины Рафаиловны Хариной «Она не такая» (урок внеклассного чтения), где показан ход углубленной работы учащихся с текстом рассказа А. Н. Толстого «Гадюка». В результате они постигают трагедию главной героини и трагедию Гражданской войны.

2. Марины Николаевны Лушниковой «Размышления над стихотворением Б. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», где представлен урок анализа одного из самых ярких стихотворений поэта. Учащиеся постигают глубинный смысл стихотворения, мысли и чувства лирического героя, видят, как точно лексика и синтаксис передают искания и чувствования поэта.

3. Евгения Николаевича Колокольцева «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова в иллюстрациях художника И. Я. Билибина (175-летию создания произведения) рассматриваются иллюстрации И. Я. Билибина как графическая интерпретация поэмы М. Лермонтова и возможность их привлечения в процессе школьного разбора произведения.

9

В рубрике «Наши духовные ценности» представлены статьи:

1. Юрия Владимировича Лебедева «Самонадеянный ум и самовлюбленное сердце в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова», где анализируются две ветви русского романтизма начала 19 века, воплощенные в образах Чацкого и Софьи.

2. Алексея Владимировича Федорова «Дар как ответственность» в повести Н. В.Гоголя «Портрет», где он рассматривает эту повесть как ключевое произведение писателя, содержащее ответы на важнейшие вопросы, связанные с понятиями свободы выбора, искушения, греха и наказания, дара и ответственности, духовного и материального.

В рубрике «Поиск. Опыт. Мастерство» представлены статьи:

1. Эллины Владимировны Костериной «Глава «Фаталист» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где предлагается новый ракурс рассмотрения роли главы «Фаталист» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: для осмысления философской идеи произведения возможно изучение глав романа в той последовательности, в которой они создавались автором.

2. Татьяны Викторовны Большаковой «Да, были люди в наше время…», где она представила опыт изучения стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» в средней школе на основе сравнительного анализа. Методика анализа способствует формированию у школьников целостного восприятия мира.

3. Ольги Анатольевны Мурашовой «Уроки литературы- уроки нравственного здоровья», где она рассматривает проблемы духовно- нравственного воспитания на уроках литературы. На материале разных произведений показывается действие объективного нравственного закона, который дан в 10 библейских заповедях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обзор журнала "Литература в школе" за 2013 г.

Автор: Струнникова Ольга Евгеньевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-kraieviedchieskom-matierialie-po-tiemie-litieraturnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "227035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440586299"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Дистанционный урок литературы в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "distantsionnyi-urok-litieratury-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "141611"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143240"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Образования деепричастий "
    ["seo_title"] => string(28) "obrazovaniia-dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "185744"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426237067"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Памятка для учителей и родителей. Как помочь ребенку в исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(98) "pamiatka-dlia-uchitieliei-i-roditieliei-kak-pomoch-riebienku-v-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "165101"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422766890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства