открытое мероприятие по литературе "На лепестках цветов написано посланье..."
Открытое мероприятие по литературе "На лепестках цветов написано посланье..."
Внеклассное мероприятие по литературе можно проводить в любом классе старшего или среднего звена - от 7 до 11. Мероприятие направлено на расширение кругозора учащихся, развитие эстетического вкуса, воспитание коллективизма, активизацию познавательной деятельности.Подготовка к мероприятию воспитывает чувство ответственности и самоопределения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытое мероприятие по литературе "На лепестках цветов написано посланье..." »
План- конспект проведения внеклассного мероприятия по литературе
«На лепестках цветов написано посланье…»
Разработала Титовская Л.С., учитель русского языка и литературы
I категории МОУ Уваровская СОШ
Как не найти погаснущей звезды,
Так никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы.
Н. Рубцов
Цели мероприятия:
- расширение кругозора учащихся (знакомство с творчеством поэтов);
- развитие художественного, образного мышления;
- развитие наблюдательности, чувствительности по отношению
к окружающему миру;
- развитие выразительной речи;
- развитие межпредметных связей;
- повторение ранее изученного материала;
- формировать культуру общения и группового взаимодействия;
- нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
Задача:
- раскрыть значение произведений о цветах в творчестве поэтов.
Оборудование:
- эпиграф;
- портреты поэтов;
- музыкальное произведение П.И. Чайковского « Вальс цветов»;
- репродукции И. Левитана « Лесной букет», «Розы», «Букет белой сирени»,
К. Моне «Ирисы», В. ван Гога «Натюрморт с маками и ромашками» и др.;
- рисунки учащихся;
- букеты цветов;
- компьютер.
Формы работы:
- индивидуальная, групповая.
Работа по подготовке мероприятия:
Класс(ы) делит(ят)ся на четыре команды, каждая из которых выбирает
название и эпиграф. Группы формируются или по решению учителя, или по
желанию учащихся (в зависимости от класса(ов). Команды сами выбирают
капитанов, изучают дополнительный материал по теме, учат стихотворения.
Ход мероприятия:
Сообщение темы, целей, задач.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, у нас сегодня необычный вечер, название которому дали строки из стихотворения Ларисы Кузьминской «На лепестках цветов написано посланье…»:
На лепестках цветов написано посланье- Такою тонкою изысканною вязью. Читаю текст и слов благоуханье - Мне сердце оплетает светлой бязью.
Письмо отправила цветочная богиня, Его доставил нежнокрылый эльф. Она прекрасна в звездном палантине, И так воздушен платьев ее шлейф.
Сегодня праздник в городе цветочном, И на него и я приглашена. Я посвящу богине чудной строчки - Пусть будет счастлива и радостна она.
- И я вас всех приглашаю на Цветочный литературный праздник!
Многие из нас любят стихотворения о природе, цветах. Они мелодичны, загадочны. Кажется, каждая строка пронизана особым ароматом. Наша задача состоит не только в том, чтобы посоревноваться друг с другом, но и определить значение таких стихотворений в творчестве известных и не очень известных широкому кругу читателей поэтов.
Затем учитель оглашает, какие классы участвуют в тематическом вечере, представляет членов жюри.
Выступление команд.
Капитаны по очереди называют свои команды. Затем представитель каждой из них наизусть читает стихотворение (по очереди; жеребьевка проводится заранее).
Примечание 1*
Здесь я хочу представить те команды, которые выбрали мои учащиеся (для примера):
1 команда- «Маргаритки». Ребята выбрали стихотворение И. Северянина «Маргаритки» («О, посмотри, как много маргариток...»), решив так же назвать команду.
2 команда- «Ромашка». Эта команда выбрала такое название под впечатлением стихотворения Ю. Мориц «Белые ромашки»: «Обняла ромашку, белую ромашку…».
3 команда- «Гербера». Так же называется одноименное стихотворение Лидии Степановой «Герберы на моем столе…».
4 команда- «Сирень». Эта команда состояла из ребят, занимающихся музыкой. Любимой песней большинства была эта: «Расцвела сирень- черемуха в саду…»
А. Софронова, которую многие считали народной.
После этого каждая команда представляет краткую биографическую справку и делает вывод о значении стихотворений о цветах в творчестве поэта. Вся эта работа, напоминаю, проводится заранее.
Примечание 2*
Первый раз данное мероприятие я проводила в рамках Предметной недели в 1997 году в 11 классе. Со временем придумывается что- то новое и адаптируется, исходя из способностей и заинтересованности класса, времени проведения и т.д. Одним из вариативных этапов можно взять не биографическую справку, а подготовить легенды, загадки, приметы о цветах. Это я и выбрала при проведении урока – викторины уже в 9 классе через четыре года.
Следующий этап - вопросы командам. Ребята поднимают таблицы- цветочки (за этим следит жюри, они называют первого поднявшего руку). Если ответ правильный, жюри засчитывает балл, если нет - ответ дает участник другой команды.
Общие вопросы:
В переводе с греческого название цветка переводится, как «луч»
(гладиолус).
«Всепомнящий» цветок (незабудка).
Название стихотворения Н.Рубцова, ставшее самой известной песней
А. Барыкина. Самый универсальный подарок («Букет»).
Цветок, из которого можно приготовить и салат, и щи, и варенье
(одуванчик).
Согласно легенде, этот цветок был когда- то прекрасным юношей, который
чрезмерно собою любовался, за что, собственно, и был превращен богами в
цветок (нарцисс).
О каком желто – синем цветке говорят, что это влюбленная, неразлучная
пара с самыми русскими народными именами (Иван- да- Марья).
Назовите выразительное средство из стихотворения И. Северянина
«Маргаритки»- «их лепестки, как белый шелк» (сравнение).
Как звали великую древнеримскую богиню растительности, садов и
всякого цветения. Ее даже называли «матерью цветов» (Флора).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА:
Представители команд - юноша и девушка- танцуют вальс под музыку
Задание: найти и проанализировать выразительные средства.
Следующий конкурс «Ты мне- я тебе». По цепочке: 1-2, 2-3, 3-4, 4-1- команды читают отрывок из стихотворения. Команда соперников должна назвать автора. Читают по одному четверостишию двух поэтов.
Примечание*:
Ребята заранее не знают, какой команде будут задавать вопросы: об этом говорится на мероприятии. Предварительно участники готовят четверостишия из 6-7 стихотворений, так как могут быть повторы. При подготовке рекомендую ребятам выбирать стихотворения поэтов разных эпох. Если игроки затрудняются с ответом, можно задавать наводящие вопросы, так как стихотворения на данную тему не так широко представлены в литературе, как классические, изучаемые в школе. Если игроки не могут ответить, можно прочитать третье четверостишие.
Подведение итогов.
Пока жюри подсчитывает результаты, ведущий (учитель) проводит работу с болельщиками.
1. Зрители раскрывают значение эпиграфа, записанного на доске. За лучший ответ вручается приз.
2. Вопрос учителя: «Какие из прочитанных стихотворений понравились больше всего (аргументированно). За лучший ответ тоже вручается приз.
Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
Оглашение результатов, поздравления, итоговое слово учителя.
Награждение команд.
Победителям- настоящие лавровые венки, остальным- веночки из цветов на голову. Всем участникам вручаются букетики- бутоньерки. Все призы заранее приготовлены ребятами из ГПД или младших классов.