Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Что значит быть патриотом"»
Интегрированный урок обществознания и литературы
«Что значит быть патриотом»
(6 класс)
Методическая разработка интегрированного урока обществознания и литературы «Что значит быть патриотом» (6 класс).
Цель урока: создать условия для формирования патриотической личности.
Задачи урока.
Образовательная: овладение знаниями о понятиях патриот, патриотизм, знакомство с произведением Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за Родину.
Развивающая: развитие активной жизненной позиции.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, карта России (с обозначением субъектов РФ), фотографии писателей, агитационный плакат «Родина-мать зовет», раздаточный материал к уроку.
Тип урока: проектно – исследовательский.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.
Осознание особой роли патриотического воспитания личности;
Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения стихотворений.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
прогнозировать учебную ситуацию;
устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном или прослушанном произведении;
обобщать полученную информацию.
Регулятивные результаты
Умение:
работать по предложенному учителем плану;
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.
Коммуникативные результаты
Умение:
аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.
Предметные результаты
Знание содержания изучаемого произведения;
Умение воспринимать и анализировать текст;
Усвоение понятий патриотизм, отчизна, патриот, Родина
Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация на изучение нового материала.
Блок учителя обществознания.
- Посмотрите на видеоряд. Подумайте, о чем он?
Сегодня на уроке нам предстоит работа над проектом под названием «Что значит быть патриотом?»
Прежде, чем приступить к работе над проектом «Что значит быть патриотом?», давайте подумаем, почему в рабочем названии нашего проекта в конце стоит вопросительный знак.
- Встаньте те, кто любит свою Родину. Значит, все мы патриоты России.
- Ответ на какой вопрос мы сегодня будем искать? Какова проблема нашего урока?
(Можно ли стать патриотом)
- Какую цель поставим перед собой сегодня?
(Определить, каким должен быть патриот)
- Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Плоха та птица, которой родное гнездо не мило…». Как вы понимаете эти слова?
(Ответы детей)
- Значит, мы, как птицы, должны стремиться на Родину, должны любить ее.
(Ответы детей).
Изучение нового материала.
- Ребята, знаете ли вы, как правильно называется территория, где мы с вами живем?
Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация, она состоит из республик, краев, областей которые обозначаются термином «субъект федерации», т. е. «равный член, полноправный участник».
Вы конечно же все знаете, что нашим государственным языком является …?
На территории нашей области проживают многочисленные народы, каждый из которых имеют свой язык и свою культуру. Знаете ли вы эти народы? Назовите их.
Каждый из россиян, имеет своею малую Родину, то место, где он появился на свет, где живут его родители, и будут жить его дети. Любовь к малой Родине не мешает каждому из нас любить свою большую родину – Россию.
Блок учителя литературы.
- Многие писатели и поэты народов России писали как на своем родном, так и на русском языке. Например, Тарас Шевченко, Василь Быков, Чингиз Айтматов и многие другие.
- Советские писатели и поэты были патриотами. Например, писатель и поэт Константин Симонов создал замечательные шедевры военной лирики «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», которые поддерживали русских солдат в тяжёлые годы войны.
К. Симонов уже 24 июня 1941 года отправился на фронт военным корреспондентом газеты "Красная звезда». Он был свидетелем многих решающих битв. Через свои очерки, стихи, прозу писатель показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Свои впечатления и мысли Симонов излагал во фронтовых записках под названием «Разные дни войны».
А теперь мы с вами приступаем к созданию проекта «Что значит быть патриотом». Каждая группа будет работать над своим заданием, которые вы видите перед собой.
Команда историков:
- объясните значение и происхождение термина «патриот» с помощью предложенных материалов;
Команда обществоведов:
- изучите значение словосочетаний «субъект», «федерация», «государство», объясните, как они связаны между собой;
Команда лингвистов:
- определите значение понятий «РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА» с помощью толкового словаря. Найдите однокоренные слова и подумайте, на что указывает этот корень.
Команда литературоведов:
Стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Какими чувствами поэта согрето стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»? Какой предстаёт Россия военных лет, какой увидел её поэт?
Составьте синквейн к слову «патриот».
4. Итог урока
1) - Вернемся к проблеме урока: «Можно ли стать патриотом». Что для этого нужно делать?
(Ответы детей)
Чувство любви к Родине не раз помогало россиянам защищать свои дома и своих близких от злых врагов; создавать удивительные по красоте художественные ценности; не переставать удивляться красотой и величием российских просторов, и это чувство мы называем патриотизмом.
Для каждого человека Родина связывается с конкретным предметом. Для одних людей Родина – это березка под окном, для других – цветы в поле, для третьих – облака на мирном небе.
Обозначьте свое отношение к сегодняшнему уроку с помощью шаблонов:
Если вам все понравилось на уроке, прикрепите к плакату цветочек.
Если вам хотелось бы узнать дополнительную информацию по теме, прикрепите деревце.
Если вы что-то не поняли, прикрепите облачко.
Домашнее задание
Блок учителя обществознания.
- Напишите письмо другу с рассказом о своей малой Родине – городе Кургане.
Блок учителя литературы.
- Выучите стихотворение о Родине.
5) Выставление оценок по литературе и обществознанию.