С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе (М Матусовский) Слайд 1
-Так поется ребята в песне, а вы сейчас хорошие и верные товарищи, которые
находятся в этом кабинете. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг
другу хорошего настроения и успехов в работе.
Обобщающая беседа и составление кластера.
-Что такое Родина? (Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, на парте у вас есть стрелочки с подсказкой. Прочтите их и прикрепите к слову «Родина» на доске).
Родина-дом, земля, степь, мама, Отчизна, реки, родной аул, отец, юрта.
Родина – это уголок, где родился. Это наши родные и близкие. Это наша земля,
степи, реки, озера.
Б) Работа над пословицами. (А какие вы знаете пословицы о Родине?)
3. Подготовка уч-ся к усвоению новых знаний (сообщение о ВОВ, словарная работа
- похоронка).
- Ребята, чтобы мы с вами так счастливо жили, 73 года назад миллионы солдат
разных национальностей отдали свои жизни за нашу сегодняшнюю счастливую
жизнь.
- А какое событие в жизни нашей Родины произошло более семидесяти лет назад?
(Фашистская Германия напала на нашу Родину, началась ВОВ) Слайд 2
Сколько лет продолжалась эта война?(4 года)
-Четыре страшных года, длилась война. Бок обок геройски сражались за нашу
Родину казахи, русские, белорусы, украинцы, народы Кавказа и другие народы
нашей большой земли. На территории Казахстана не было боёв, но жители
Казахстана внесли огромный вклад в общую победу над фашизмом. Мы гордимся
тем, что плечом к плечу с русскими, белорусами, украинцами и другими народами,
входившими в состав СССР, храбро сражались наши казахстанцы. Слайд 3
За подвиги в Великой Отечественной войне 110 казахстанцев награждены орденом
Славы трех степеней, а 499 казахстанца были удостоены звания «Герой Советского
Союза». Дважды этого звания были удостоены летчики-штурмовики Т. Я.
Бегельдинов, Л. И. Беда, И. Ф. Павловилетчик-истребитель С. Д. Луганский.
Особая гордость среди героев – две девушки – казашки: снайпер Алия
Молдагулова и пулеметчица Маншук Маметова.
Солдаты воевали, а дома их ждали матери, жёны, дети. Они радовались, когда
приходила весточка с фронта в треугольном конверте. Но приходили и печальные
письма-письма похоронки. "ПОХОРОНКА" - такое название получило извещение,
которое несло в себе печальную и горестную весть с фронта (показ конверта и
извещения). Нет семьи, которая бы не получила в те страшные годы зловещую
«похоронку»: «Ваш муж (или отец, сын, дочь, брат), в бою за социалистическую
Родину, проявив геройство и мужество, был убит …»
Это было так давно, но мы с вами помним и чтим подвиг наших солдат.
- А какой великий праздник мы будем отмечать 9 мая? ( День Победы)
9 мая в Казахстане – особенный день. Этот праздник любят и почитают
абсолютно все казахстанцы. Ведь в этот день вспоминают всех фронтовиков
живых и павших на фронтах войны; всех, кто своим беспримерным трудом в
тылу, делал невозможное, отдавая все силы,
Мы тоже не остаёмся в стороне, вспомните, когда мы с вами ходили к вечному
огню, чтобы почтить память погибших на войне. Слайд 4.На следующий год будет
70 лет, как закончилась война. А писатели и поэты писали и пишут о подвиге
простого солдата.
Изучение нового материала. Выставка книг.
- И Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Туманбая
«Отец». Это стихотворение автор посвящает своему отцу, и отдаёт дань памяти
всем погибшим на войне. Слайд 5
Туманбай Молдагалиев родился 20 марта 1935 года в совхозе «Жарсу»
Энбекшиказахского района Алма-Атинской области. Отец – Муратов Молдагали
участник ВОВ. Мать – Муратова Кымкан – преподаватель казахского языка и
литературы. При жизни Туманбаем было выпущено более 50 сборников
стихотворений. Народный писатель РК, соавтор текста гимна, поэт, воспевающий
природу и любовь (выставка книг)
Физминутка( марш Славянки) Слайд 3
- Под эту мелодию солдаты уходили на фронт и возвращались с фронта. Давайте и мы сейчас торжественно по маршируем на месте и мысленно поблагодарим солдат за то, что мы живём под мирным небом.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в этом стихотворении?
Проверка первичного восприятия:
- Кому понравилось это стихотворение?
- Что было не понятно в стихотворении?
- Чем оно понравилось?
- Подумайте, когда оно было написано, во время войны или после её окончания?
- С какой интонацией нужно читать стихотворение?
8. Артикуляционная гимнастика
Работа над пословицей: Родина мать, умей за неё постоять(5 раз)