1.Постановка учебной цели. | - Сегодня героем урока будет представитель мира пернатых. Послушайте загадку: Чик-чирик! Клюй, не робей! К зернышкам прыг! Это кто? (Воробей) Показывает картинку - Подберите однокоренные слова к слову воробей. - Сегодня мы познакомимся с произведением М. Горького «Воробьишко». - Кто из вас может рассказать факты биографии М Горького? - Кто помнит настоящую фамилию и имя Горького? Наш воробьишко И посевы не клюет. В сером армячишке По двору шныряет. В чисто поле не идет Крошки собирает. - О ком пойдет речь на уроке? | - Воробьиха, воробушек. - У М. Горького рано умерла мама, и он пошел работать. Работал грузчиком, пекарем, мыл посуду на пароходе. У него было тяжелое детство. - Алексей Пешков. - О воробье. | Проявляют активность в решении познавательной задачи, аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу., дополняют высказанные мнения. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя и ответов сверстников. Проявляют активность в решении познавательной задачи. Аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию , анализируют результаты. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, дополняют высказанные мнения по существу полученного задания. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. |
11. Работа по теме урока. 1. Словарная работа. 2. Работа с произведением 1)Прогнозирование содержания произведения. 2)Чтение учителя. 3)Беседа по содержанию. 4)Выборочное чтение. 5)Составление характеристики героя. 6)Пересказ произведения обучающимися. | - В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения. Растопырил крылья – неуклюже раздвинул в стороны. Благополучно - удачно, успешно. Дыбом (перья) – торчком, вверх. Желторотый – о птенцах, с желтизной около клюва. Наличник – накладная планка вокруг двери или окна. Пакля – грубые нити полученные из растений. Чересчур – слишком. Чадо – ребенок. - Как вы думаете, почему автор так назвал произведение? Читает произведение. - Что вы почувствовали? Почему было смешно? - Назовите жанр. - Найдите в сказке слова, которые указывают на то, что Пудик маленький. - Каким вы его представили? Почему? Докажите словами из текста. - Почему он критиковал все, что его окружало? - Интересные вопросы задавал Пудик? Значит, он какой? Докажите. - Найдите слова родителей Пудика, предупреждающих об опасности. - Верил ли Пудик родителям? - Давайте прочитаем отрывок о том, как Пудик вывалился из гнезда. - Для чего птице нужен хвост? - На кого похож Пудик? А воробьиха? - Что общего между воробьихой и вашей мамой? - Чему научился Пудик? - Исправится ли Пудик? На доске карточки с прилагательными для характеристики героя. Маленький несмышленый Хвастливый отважный Мудрый грустный Пугливый глупенький Смелый трусливый На карточках. А) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик… Б) Пудик все расспрашивал у воробьихи мамы…. В) Пудик сидел на краю гнезда и распевал песню… | Объясняют значение слов и выражений. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. - Было страшно за воробьишку, жалко маму воробьиху. Было смешно, потому что воробьишко был глупый. Он ничего не знал о мире. - Это сказка, потому что здесь птицы разговаривают как люди. - «Летать он еще не пробовал……» Ищут в тексте описание Пудика, зачитывают. - Думал что он самый лучший. Мама и папа его любят, заботятся. Все должны его любить. - Любопытный, он все время высовывался из гнезда, всем интересовался. «Ветер дунет на тебя….» «Чадо, чадо, - смотри……» - Нет, он думал, что они его пугают. «Он сидел на самом краю гнезда…..» - Для того чтобы летать, удерживать равновесие. - Пудик похож на непослушного ребенка, а воробьиха на маму. - Мама Пудика и моя мама все время чему-то учат, беспокоятся, желают добра. Они сильные , решительные. - Пудик научился летать, он понял, что надо слушаться старших.
- Да, он исправится, станет послушным, так как очень испугался кошки. Отношение его к родителям изменится. Выбирают нужные прилагательные для характеристики героя. Продолжают пересказывать эпизод. |
111. Итог урока. Рефлексия. | - Какое произведение мы с вами прочитали? - Кто автор произведения? - Назовите главного героя сказки. - Понравился ли вам Пудик? - Нужно ли быть таким хвастливым, как Пудик? - Кому обязан своей жизнью воробьишко? - Что побудило воробьиху броситься на кошку? - Что сделало ее сильной? - Какая основная идея произведения? Найдите в тексте. - Продолжи предложения: - Сегодня на уроке я узнал…. - На этом уроке я похвалил бы себя за…. - После урока мне захотелось…. - Сегодня я сумел….. | Отвечают на вопросы. - Она жертвует собой радо непослушного сына. Материнское сердце способно помочь, защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь. - Если маме не верить, то это может плохо кончиться. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. |