kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая статья "Целеполагание. Мотивация."

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень облученности, развитости и воспитанности обучающего.

   Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:

- стратегические цели образования: изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте;

- общие и частные цели обучения: изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;

- дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса - усвоения учебного материала;

конкретные задачи учебного занятия.

Цель возникает не случайно.

Приступая к формулировке целей, педагог:

изучает требования образовательного стандарта и программы;

-обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности обучающихся;

-определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся;

-выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;

выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья "Целеполагание. Мотивация." »

Педагогическая статья "Целеполагание. Мотивация".


Рождение урока начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться, какими средствами и какими способами, чтобы цель была достигнута.

В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень облученности, развитости и воспитанности обучающего.

Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:

- стратегические цели образования: изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте;

- общие и частные цели обучения: изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;

- дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса - усвоения учебного материала;

конкретные задачи учебного занятия.

Цель возникает не случайно.

Приступая к формулировке целей, педагог:

изучает требования образовательного стандарта и программы;

-обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности обучающихся;

-определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся;

-выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;

выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.

Задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цели учебного занятия и спроектировать средства их достижения.

Целеполагание – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности обучающихся. Оно предполагает:

мотивацию;

выделение предмета деятельности;

постановку учебной задачи.

Для создания мотивации педагог вводит обучающихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.


Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, научить обучающихся не только отвечать на них, но и формулировать свои.

Приемы целеполагания:

Тема-вопрос - тема учебного занятия формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других.

Работа над понятием - обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы учебного занятия и просят объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Подводящий диалог - на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Проблемная ситуация - создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

самостоятельное решение

коллективная проверка результатов

выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

постановка цели учебного занятия.

Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.

Все три цели тесно взаимосвязаны, но их роль в организации и проведении занятия различна. Одна из них , как правило , выступает в роли основной, а другие , решая собственные задачи , в то же время помогают достижению главной , ведущей цели.

К образовательным целям занятия относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне : ознакомительном , репродуктивном ( добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п .) или итоговом ( сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы): научить самостоятельно добывать знания, владеть ими, формировать навыки точно выполнять действия, доведённые до автоматизма, формировать сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.

Развивающие цели направлены на общее развитие обучающихся, развитие не только их интересов, но и способностей, воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе: развитие мышления, развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления, развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться, развитие памяти, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог, способности четко формулировать свои мысли.

Цель воспитания предполагает формирования у обучающихся определённых свойств личности и черт характера: воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, уверенности в своих силах.

Учебное занятие обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающего.

Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования учебного занятия, планируя учебное занятие, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.


Литература

Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

Кульневич. С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практ. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006

Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.

Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.

Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогическая статья "Целеполагание. Мотивация."

Автор: Шкирта Надежда Васильевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Статья "
    ["seo_title"] => string(7) "stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615448"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства