kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Персидские мотивы" Сергея Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока и презентация к уроку знакомит учащихся с циклом стихотворений Сергея Есенина "Персидские мотивы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Есенин 3 урок»

11 класс Литература


Тема урока: Персидские мотивы в лирике Сергея Есенина.

Цели урока:

- познакомить учащихся с циклом стихотворений «Персидские мотивы», историей их создания, помочь понять красоту лирического слога, повторить сведения о жанровых формах восточной поэзии;

- развивать творческие способности, мыслительную деятельность, навыки самостоятельного анализа лирического произведения;

- воспитывать интерес к поэтическому слову.


Ход урока.


СЛАЙД 1

«Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котёнка,

Руки милой в лебедей,

Жёлтый месяц – в жеребёнка…»


(Н. Кутов.)

I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности. СЛАЙД 2


Вступительное слово учителя.


Русская поэзия серебряного века дала миру немало блистательных имен. И в этом списке великих имён – имя Сергея Есенина. Высший судья – время – всегда произносит своё весомое слово. И каждому художнику воздается по заслугам.

С.Есенин хорошо осознавал большие творческие возможности русского поэта, приобщившегося к богатствам национальных культур. Трогательны и искренни его обращения к Кавказу: "Ты научи мой русский стих Кизиловым струиться соком"; к русским поэтам, оставившим славные традиции художественного решения кавказской темы: "...Я полон дум о них, ушедших и великих. Их исцелял гортанный шум твоих долин и речек диких".


III. Объявление темы и целей урока.

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.



IV. Работа над темой урока. СЛАЙД 3


- Сегодня мы поговорим о цикле стихов «Персидские мотивы», которые были созданы поэтом в 1924-1925 г.г. и навеяны поездками в Закавказье (Баку, Тбилиси, Батуми).

Персия сделалась для Есенина Меккой классической лирики. Поклониться ее могилам стало целью жизни поэта. Он хотел подышать воздухом Шираза. Он был уверен, что произойдет чудо: его душа отзовется на все увиденное и услышанное в «стране роз».


Слайд 4 Чтение стихотворения С. Есенин «Улеглась моя былая рана-…»


СЛАЙД 5

Шесть веков насчитывает история славы персидско-таджикской классической поэзии. О многих великих поэтах повествуют ее страницы. Долгое время было их творчество известно только восточному читателю. Через пять веков – в начале ХХ века – классическая поэзия средневековой Персии получает распространение в Европе и в России. Достоянием человечества становится творчество Рудаки, Фирдоуси, Хайяма, Низами, Саади, Хафиза и других.

Есенин в 20-м году знал и испытал на себе очарование персидской лирики.

В «Персидских мотивах» упоминаются имена Хайяма, Саади, Фердоуси.


Чтение стихотворения С. Есенин «Свет вечерний шафранного края…»


СЛАЙД 6

Образ великого Хайяма овеян легендами, биография – полна тайн и загадок. Его полное имя едва ли уместится в одну строку: Гиас-ад-ДинАбу-ань-Фатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури. Он известен как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший. В последнее время известны свыше тысячи его рубаи.


СЛАЙД 7

Рубаи – одно из самых сложных жанровых форм. Объем рубаи – четыре строки, три из которых (а иногда и все четыре) рифмуются между собой. Хайям непревзойдённый мастер этого жанра.


Чтение учащимися по очереди:

Прощалась капля с морем – вся в слезах!

Смеялось вольно море – всё в лучах:

«Взлетай на небо, упадай на землю –

Конец один – в моих волнах.»


«Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

«Ад и рай – не круги во дворце мирозданья.

Ад и рай – состоянье души».


Изначальней всего остального – любовь.

В песне юности первое слово – любовь.

О несведущий в мире любви, горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!


Чтение стихотворения С. Есенин «Золото холодное луны…»



СЛАЙД 8

К своему Востоку Есенин шел исподволь и сознательно в течение целого ряда лет. Он был глубоко убеждён в том, что древневосточная классическая литература - необходимая для совершенствования поэтического мастерства учеба. «Я еду учиться, - писал он. - Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза».


Чтение стихотворения С.Есенин «Голубая родина Фирдоуси»


СЛАЙД 9

Надежда выехать в Персию не оставляет поэта. 3 сентября 1924 г. Есенин уезжает на Кавказ в четвертый раз. Движет им все то же желание побывать в Персии. Однако поездка снова не состоялась.


Чтение стихотворения С.Есенин «Никогда я не был на Босфоре…»


СЛАЙД 10

Во время пребывания в Батуми в зимние месяцы 1924-1925г.г. Есенин познакомился с молодой женщиной Шаганэ Нерсесовной Тальян – в то время учительницей одной из батумских школ. Ей он посвятил несколько стихотворений.


Чтение стихотворения С.Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...»


СЛАЙД 11

В стихотворении «В Хорасане есть такие двери…» - девятом стихотворении цикла – Есенин вновь возвращается к имени персиянки Шаганэ (Шаги). Он ласково говорит о «задумчивой речи», о том, что голос ее - нежный и красивый, что она дала ему, поэту, «красивое страдание».


Чтение стихотворения С.Есенин «В Хорасане есть такие двери…»


СЛАЙД 12

Волнение, которое мы испытываем при знакомстве с есенинской поэзией, при чтении персидского цикла стихов поэта достигает кульминации. Интонации этого цикла замечательны чистотой содержания и совершенством форм. Восточная мозаика создает иллюзию Персии. Если бы Есенин не написал ничего другого, то и персидского цикла было бы достаточно, чтобы обессмертить имя поэта.


Чтение стихотворения С.Есенин «Голубая да веселая страна…»


СЛАЙД 13


СЛАЙД 14


СЛАЙД 15


VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя о значении восточных мотивов в лирике С.А.Есенина.


VII. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...»

4



Просмотр содержимого презентации
«Персидские мотивы»

«Персидские мотивы» в лирике Сергея Есенина

«Персидские мотивы» в лирике Сергея Есенина

Есенинские «Персидские мотивы» - своеобразное осуществление ранней и давней мечты поэта написать книгу «Стихи о любви». Он как будто чародей, Превращал зарю  в котенка,  Руки милой –  в лебедей, Желтый месяц –  в жеребенка… Н.Кутов

Есенинские «Персидские мотивы» - своеобразное осуществление ранней и давней мечты поэта написать книгу «Стихи о любви».

Он как будто чародей,

Превращал зарю

в котенка,

Руки милой –

в лебедей,

Желтый месяц –

в жеребенка…

Н.Кутов

История создания «Персидские мотивы» написаны во время трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924-го по август 1925г. Есенин никогда не был в Персии.

История создания

«Персидские мотивы» написаны во время трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924-го по август 1925г.

Есенин никогда не был в Персии.

С.Есенин, 1924 г. Улеглась моя былая рана -  Пьяный бред не гложет сердце мне.  Синими цветами Тегерана  Я лечу их нынче в чайхане.   Сам чайханщик с круглыми плечами,  Чтобы славилась пред русским чайхана,  Угощает меня красным чаем  Вместо крепкой водки и вина.   Угощай, хозяин, да не очень.  Много роз цветет в твоем саду.  Незадаром мне мигнули очи,  Приоткинув черную чадру.

С.Есенин, 1924 г.

Улеглась моя былая рана - Пьяный бред не гложет сердце мне. Синими цветами Тегерана Я лечу их нынче в чайхане. Сам чайханщик с круглыми плечами, Чтобы славилась пред русским чайхана, Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина. Угощай, хозяин, да не очень. Много роз цветет в твоем саду. Незадаром мне мигнули очи, Приоткинув черную чадру.

Рубаи – четыре строки, три из которых рифмуются. Много лет размышлял я над жизнью земной.  Непонятного нет для меня под луной.  Мне известно, что мне ничего не известно, -  Вот последний секрет из постигнутых мной.  *** Вот снова день исчез, как ветра легкий стон, Из нашей жизни, друг, навеки выпал он. Но я, покуда жив, тревожиться не стану О дне, что отошел, и дне, что не рожден.  *** Увы, не много дней нам здесь побыть дано, Прожить их без любви и без вина - грешно. Не стоит размышлять, мир этот стар иль молод: Коль суждено уйти - не все ли нам равно?

Рубаи – четыре строки, три из которых рифмуются.

Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно, - Вот последний секрет из постигнутых мной.

***

Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,

Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.

Но я, покуда жив, тревожиться не стану

О дне, что отошел, и дне, что не рожден.

***

Увы, не много дней нам здесь побыть дано, Прожить их без любви и без вина - грешно. Не стоит размышлять, мир этот стар иль молод: Коль суждено уйти - не все ли нам равно?

К своему Востоку Есенин шел исподволь и сознательно в течение целого ряда лет. Он был глубоко убеждён в том, что древневосточная классическая литература - необходимая для совершенствования поэтического мастерства учеба. «Я еду учиться, - писал он. - Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза».

К своему Востоку Есенин шел исподволь и сознательно в течение целого ряда лет. Он был глубоко убеждён в том, что древневосточная классическая литература - необходимая для совершенствования поэтического мастерства учеба. «Я еду учиться, - писал он. - Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза».

Есенинские «Персидские мотивы» - своеобразное осуществление ранней и давней мечты поэта написать книгу «Стихи о любви». Поэтому по мере написания новых стихотворений цикла поэт неоднократно делал перестановку. Располагая произведения не по хронологическому, а по сюжетному принципу, Есенин таким образом раскрывает историю любви своего лирического героя.

Есенинские «Персидские мотивы» - своеобразное осуществление ранней и давней мечты поэта написать книгу «Стихи о любви». Поэтому по мере написания новых стихотворений цикла поэт неоднократно делал перестановку. Располагая произведения не по хронологическому, а по сюжетному принципу, Есенин таким образом раскрывает историю любви своего лирического героя.

Особенности  «Персидского цикла» - Любовь к «прекрасной  Персиянке» не является главным сюжетным стержнем; - Героиня носит разные имена ( Лала, Шагане, Шага), не имеет индивидуального облика и характера; - Она – символ «голубой родины Фирдусии».

Особенности «Персидского цикла»

- Любовь к «прекрасной

Персиянке» не является главным сюжетным стержнем;

- Героиня носит разные имена ( Лала, Шагане, Шага), не имеет индивидуального облика и характера;

- Она – символ «голубой родины Фирдусии».

Сюжет  «Персидских мотивов»  На первый план выступают поиски «удела желанного» и противостояние двух миров Восточного и Русского. Составные части обоих миров:  - портрет;  - пейзаж;  - предметно-бытовая  - ситуации;  - система персонажей.

Сюжет «Персидских мотивов»

На первый план выступают поиски «удела желанного» и противостояние двух миров Восточного и Русского.

Составные части обоих миров:

- портрет;

- пейзаж;

- предметно-бытовая

- ситуации;

- система персонажей.

Сначала цикл состоял из десяти стихотворений, был сюжетно завершен – в конце герой прощался с Персией и персиянкой («Слушаю в последний раз») и принимал решение вернуть на Родину ( «Мне пора обратно ехать в Русь»). В дальнейшем Есенин дополнил свой цикл еще пятью стихотворениями ( шестое – «Море голосов воробьиных» осталось недоработанным и не вошло в цикл)

Сначала цикл состоял из десяти стихотворений, был сюжетно завершен – в конце герой прощался с Персией и персиянкой («Слушаю в последний раз») и принимал решение вернуть на Родину ( «Мне пора обратно ехать в Русь»).

В дальнейшем Есенин дополнил свой цикл еще пятью стихотворениями ( шестое – «Море голосов воробьиных» осталось недоработанным и не вошло в цикл)

Цикл

Цикл "Персидские мотивы" - образец любовной лирики Есенина.

Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора.

Строй стихов напевен и мелодичен.

Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси... Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Персидские мотивы" Сергея Есенина

Автор: Инжеватова Татьяна Викторовна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 381025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конкурс  знатоков  и любителей  творчества  Сергея  Есенина "
    ["seo_title"] => string(65) "konkurs-znatokov-i-liubitieliei-tvorchiestva-sierghieia-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "167264"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423064235"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Любовная лирика в творчестве С.Есенина «Шаганэ, ты    моя, Шаганэ!» "
    ["seo_title"] => string(71) "liubovnaia-lirika-v-tvorchiestvie-s-iesienina-shaghane-ty-moia-shaghane"
    ["file_id"] => string(6) "195435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427905495"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Сценарий литературно-музыкальной композиции  «Ты одна мне несказанный свет»,  посвященной 120-летию С.А. Есенина"
    ["seo_title"] => string(107) "stsienariilitieraturnomuzykalnoikompozitsiityodnamnienieskazannyisvietposviashchiennoi120lietiiusaiesienina"
    ["file_id"] => string(6) "302188"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457086481"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русской литературе.Творчество С.Есенина. Лирика"
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-russkoi-litieraturie-tvorchiestvo-s-iesienina-lirika"
    ["file_id"] => string(6) "303661"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457585897"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства