Цель: Дальнейшее формирование помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека и природы. Раскрыть содержание и идею его сказки; добиться усвоения текста детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"По следам" В. Бианки»
Тема: «По следам» В. Бианки Цель: Дальнейшее формирование помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека и природы. Раскрыть содержание и идею его сказки; добиться усвоения текста детьми. Развивать технику правильного, сознательного и выразительного чтения. Раскрыть воспитательное значение произведения; внимание к родной природе, животному миру. Воспитывать у детей чувство ответственности; внимание к родной природе, животному миру.
Ход урока: 1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. 2. Основная часть 1) Вступительная беседа. На дом вам было задано прочитать рассказ «По следам». Все прочитали? Молодцы. - Объясните мне, пожалуйста, название рассказа. 2) Вторичное чтение детьми. Сейчас вы будите читать сказку самостоятельно вслух, а затем мы вместе составим план, который будет сопровождаться иллюстрациями. Начинаем читать. 3) Озаглавливание каждой главы, сопровождающееся иллюстрацией. А) Анализ I главы. - Какое время года описывается в рассказе? (Зима). - Кто является героями этого рассказа? Назовите их. (Отец и Егорка его сын). - Какими вы себе представляете героев рассказа? (ответы детей). - Как называл Егорка отца? (Тятя). - Зачем Егорка захотел идти в лес? (Выследить по следу диковинного животного). - Отпустил отец Егорку? (Да). Прочитайте фрагмент, когда Егорка отпрашивался в лес. - Что сказал ему отец перед отходом. (Прочитайте). - Что одел Егорка? (Полушубок и ружьё). - На чем пошел Егорка в лес? (На лыжах). - Как можно озаглавить эту главу? (Ответы детей). - Я бы назвала эту главу «Любопытный Егорка». Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, Егорку, которому не терпится пойти в лес. А теперь давайте перейдём ко второй главе. Б) Анализ II главы. - Переживал ли отец за своего сына? - О чем это говорит? - Что услышал лесник, когда вышел на крыльцо? (Что волки воют). - Что подумал лесник, когда услышал вой волков? (На Егоркин след напали волки). - Пошел ли отец спасать Егорку? (Да). - Что он взял с собой. (Двустволку). - Что услышал лесник из лесу, из темноты? (Выстрел Егорки). - Как можно озаглавить эту главу? (Ответы детей). - Я бы назвала эту главу «Переживание лесника». Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, как лесник отправляется искать своего сына. А теперь давайте перейдём к третьей главе. В) Анализ III главы. - Опишите состояние природы, когда лесник пошел искать сына. (прочитайте). - Слышал ли лесник вой в этой части? (Да). - С помощью чего лесник шел по лесу? (Волчьих голосов). - Отзывался ли Егорка на выстрелы отца? (Нет). - Чей дом лесник нашел в лесу? (Свой). - Что подумал лесник, когда в еще раз выстрелил на дворе? (Видно добычу делят. Пропал парнишка). - Опишите поведение лесника. - Как можно озаглавить эту главу? (Ответы детей). - Я бы назвала эту главу «Поиски Егорки». Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, как лесник по лесу ходит и ищет своего сына. А теперь давайте перейдём к четвертой главе. Г) Анализ IV главы. - Опишите лесника на утро. Почему он таким стал? (Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился). - Что взял с собой лесник? (Хлеба, патроны, ружье). - Что помогло леснику напасть на след Егорки? (Две борозды от Егоркиных лыж). - Когда лесник увидел две борозды от Егоркиных лыж, что он подумал? (прочитайте). - Как вы понимаете смысл предложения: «Читает по снегу, как по книге»? (То, что отец понимает, что с Егоркой за ночь приключилось). - Чьи следы видел лесник? (Белок, зайцев, куропаток, птичьи). - Как можно озаглавить эту главу? (Ответы детей). - Я бы назвала эту главу «Следы на снегу». Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, различные следы зверей и птиц. А теперь давайте перейдём к пятой главе. 3. Физминутка
Д) Анализ V главы. - Куда вывели следы лесника? (К кусту). - Какого зверя ранил Егорка? - Найдите описание следа животного. - Почему охотник не смог разгадать этот след? (Потому что барсук обычно спит зимой в лесу, а тут его разбудила оттепель). - Чего боялся лесник? (Что пойдет снег и заметет дорогу). - Как бы вы назвали эту главу? (Ответы учеников). - Я бы назвала эту главу «Охота на зверя». Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, охоту Егорки, подранившего зверя. А теперь давайте перейдём к шестой главе. Е) Анализ VI главы. - На что наткнулся охотник? (На берданку и лыжи Егорки). - О чем подумал охотник, когда увидел по следам, как упал парнишка в снег на оба колена, как потерял лыжи, как справа, спереди, наперерез бежали волки? (Что они его съели). - Какой была встреча охотника со стаей волков? - Как бы вы назвали эту главу? (Ответы учеников). - Я бы назвала эту главу «Встреча с волками». Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, старика увидевшего волков. А теперь давайте перейдём к седьмой главе. Ж) Анализ VII главы. - Кого услышал лесник после выстрелов? (Егорку). - О чем попросил Егорка своего отца? (Поднять бердану). - Как лесник нес Егорку? (прочитайте). - Как бы вы назвали эту главу? (Ответы учеников). - Я бы назвала эту главу «Спасение Егорки». Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, как Егорка сидит на дереве. А теперь давайте перейдём к восьмой главе. Анализ VIII главы. - Что рассказал Егорка отцу? - Что пообещал отец сыну? - Какая была погода за окном? - Какого зверя все-таки подшиб Егорка? (Барсука). - Как бы вы назвали эту главу? (Ответы учеников). - Я бы назвала эту главу «Впечатление Егорки». Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, как Егорка лежит на лавке и делится своими впечатлениями с отцом. 5. Подведение итогов. Обобщение. - Правильно ли поступил Егорка? - Как вы думаете, пожалел ли он о своем поступке? - Правильно ли поступил отец, когда отпустил сына в лес? - Чем вам понравился рассказ? - Чему он учит? - Как вы думаете, какую основную мысль хотел высказать Виталий Бианки в своем рассказе? (Нужно хорошо знать жизнь леса, чтобы спасти себе жизнь). 6. Домашнее задание. Приготовить краткий пересказ рассказа по частям.