Подготовка к сочинению – описанию литографии художника
Подготовка к сочинению – описанию литографии художника
Подготовка к сочинению – описанию литографии художника Е.М.Сидоркина«Алпамыс - батыр»(6 класс)
Цели урока:-подготовить учащихся к сочинению-описанию литографии художника;
-познакомиться с лексикой необходимой для описания литографии с целью расширения словарного запаса учащихся;
-через историю народной жизни, через музыку воспринять национальный колорит работ известного художника Е.Сидоркина;
-воспитать чувство патриотизма, любовь и уважение к родине, к национальному защитнику.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фотографии художника Е.Сидоркина, литография «Алпамыс-батыр», словарики-иллюстрации некоторых терминов из живописи и литературы.
Подготовка к уроку: Составить словарик к уроку, обратившись к толковым словарям : литография, эпос, патриотизм, тулпар, зиндан. Записать в словарики какие лексические значения даются к этим словам.
Ход урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению – описанию литографии художника »
Подготовка к сочинению – описанию литографии художника Е.М.Сидоркина«Алпамыс - батыр»(6 класс)
Цели урока:-подготовить учащихся к сочинению-описанию литографии художника;
-познакомиться с лексикой необходимой для описания литографии с целью расширения словарного запаса учащихся;
-через историю народной жизни, через музыку воспринять национальный колорит работ известного художника Е.Сидоркина;
-воспитать чувство патриотизма, любовь и уважение к родине, к национальному защитнику.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фотографии художника Е.Сидоркина, литография «Алпамыс-батыр», словарики-иллюстрации некоторых терминов из живописи и литературы.
Подготовка к уроку: Составить словарик к уроку, обратившись к толковым словарям : литография, эпос, патриотизм, тулпар, зиндан. Записать в словарики какие лексические значения даются к этим словам.
Ход урока
I этап - Вступительное слово учителя
II этап - Сбор фактического материала к сочинению
1. Рассказ учителя о живописном месте Жидели Байсын, где родился Алпамыс – батыр;
2.Рассказ сопровождается кюем и просмотром слайдов;
3.Слово «языковеду» (словарная работа);
4.Выразительное чтение отрывка из эпоса «Алпамыс - батыр»;
5.Рассказ «архивариуса» о героических походах казахских батыров;
6.Беседа об Алпамысе – батыре (вопросы по содержанию эпоса);
III этап- Музыкальный
1.Рассказ «искусствоведа » (сообщение о лиро-эпических произведениях)
2.Звучит музыка Курмангазы «Адай»;
IY этап – Работа над литографией Е.М.Сидоркина «Алпамыс - батыр»
1.Рассказ «искусствоведа » о жизни и творчестве художника Е.М.Сидоркина.
2.Рассматривание литографии.
3.Выразительное чтение отрывка из эпоса (чтение отрывка, в котором характеризуется батыр).
4.Вопросы и задания по содержанию литографии.
5.Учащиеся знакомят с содержанием своих рисунков по содержанию эпоса «Алпамыс-батыр» (опережающее домашнее задание).
Y этап - Конкурс на знание пословиц и поговорок о героизме, о родине, о товариществе. (опережающее домашнее задание)
YI этап – Составление плана будущего сочинения-описания литографии «Алпамыс-батыр».
Примерный план сочинения.
Литография Е.М.Сидоркина «Алпамыс - батыр».
Почему литография так называется?
Особенности описания образа героя на литографии:
А) Каким изображен на литографии герой?
Б) Куда устремлен взгляд Алпамыса?
В) Опишите коня –верного помощника батыра
Г) На каких героев русской былины и греческой мифологии похож Алпамыс.
IY. Эпос, запечатленный на камне.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Анализ повести «Бэла».
- подготовиться к домашнему сочинению – описанию с элементами рассуждения
Вопросы и задания к уроку:
1.Ответить на вопросы:
- Понравилась ли вам эта повесть?
-Задайте друг другу вопросы по её содержанию.
- Чем вас заинтересовали герои повести?
- Представляете ли вы их внешность, характер, речь ?
2.Устное сочинение- описание:
А) Опишите образ Максима Максимыча по плану:
1.Отношение Максима Максимыча к Печорину.
2. Характеристика Максима Максимовича.
3.Какую роль во всей этой истории играл Максим Максимович?
3. Рассмотрите иллюстрацию художника В.Серова к повести «Бэла».
1.Чем ваше внимание заинтересовала героиня повести?
2.Опишите её внешность.
3.Какой фрагмент повести запечатлел художник?
4 . Найдите в повести описание Бэлы.
1.Как изменяется её характер в течение повести?
2.Чем заканчивается история любви Бэлы к Печорину?
3.Прав ли был Максим Максимыч, утверждая:
«Нет, она правильно сделала , что умерла…»?
4.Кто погубил Бэлу?
5 . Устное описание портрета Печорина.
1.Чем вам нравится - не нравится Печорин?
2.Какие противоречивые черты характера проявились в истории любви к Бэле?
3.Как вы понимаете его слова : «Самые счастливые люди – невежды, а слава - удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким…» Согласны ли вы с Печориным? Возразите ему, убедите, что он не прав. (Зачитать ответ критика Григоряна стр.136)
4. «Во мне душа испорчена светом…», - говорит Печорин.
Как это понять? (чтение исповеди Печорина стр.107; см.В.Г.Белинского )
5.Снимет ли исповедь вину с Печорина?
6.Как отнесся он к смерти Бэлы? Любя Печорина Максим Максимыч не смог помочь ему, понять трагедию. (чтение диалога М.М. и Печорина по ролям, в лицах)