Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению. Урок самостоятельного чтения по повести В.Быкова "Сотников"»
Подготовка к итоговому сочинению на уроке самостоятельного чтения по повести В.Быкова «Сотников».
Ход урока.
Сообщение об авторе. Писатель-фронтовик. Война – главная тема творчества. Эпиграф: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить свою смерть невозможно?» (В.Быков).
Проблемная ситуация.
Чтение финальных эпизодов повести. Проблемный вопрос: почему в одних и тех же обстоятельствах фашистского плена Сотников погибает как герой, а Рыбак становится предателем, полицаем.
Выбор пути решения: анализ характеров, позиций и поступков героев.
Аналитическая работа по тексту повести с одновременной работой в таблице «Банк аргументов».
-Внимательно перечитывая 1-4 главы повести, проследить за мыслями и действиями, речью, эмоциональным состоянием , проявлением нравственных качеств Рыбака и Сотникова. (индивидуальное опережающее задание).
Рыбак вызывает симпатию: практичен, вынослив, умеет ориентироваться, найти выход из сложной ситуации, готов выполнить задание, ведет себя как настоящий фронтовой товарищ по отношению к Сотникову. Но нельзя сказать, что обладает высокими нравственными принципами: сумел добыть себе теплую шапку, разжившись ею у мужика, сделал запас еды в кармане, хотя отряд голодал, сел за стол у старосты, тогда как считал его предателем.
Сотников противопоставлен Рыбаку. Он физически слабее, менее практичен. Но у него есть твердые нравственные принципы, заставившие его больного идти на задание, т. к. «другие отказались»За его физической немощью чувствуется твердая позиция, не случайно приводятся его воспоминания о первом и последнем бое (он подбил 4 танка). Сотников в прошлом – учитель, На войне – комбат.
Дружба
Вражда
Можно ли назвать отношения героев дружбой? (Сотников перед смертью: «…его партизанского друга»)Гл.18, конец.
Знакомство, жизнь в отряде – гл. 10. Делили тяготы жизни, всегда рядом, Рыбак помогает Сотникову. Наверное, это дружба.
Честь
Бесчестие
Исполнение своего долга
Первый бой – Сотников забывает о себе. Готов к гибели.
Не считается высокими нравственными принципами (шапка, сухари, староста)
Разум
Чувство
Сотников происходящее воспринимает в широком масштабе всей войны. Его поведением руководит мысль.
Рыбак живет и действует просто, практично, без всяких раздумий.
То, что случится с героями потом, то, как они поведут себя в экстремальной ситуации, то, кА сложатся их судьбы, предопределено их исходными нравственными принципами. Герои различаются на духовном уровне.
- Каково идейно- художественное назначение воспоминаний героев о их детстве? (гл.15 –Р.; 16 – С.)
Опыт
Ошибки
Жизненный опыт может привести к ошибочным выводам.
Рыбак утвердился в своей способности находить выход интуитивно из любого сложного положения. ( Нет тупикового , безвыходного положения. Всегда можно спастись.)
Ошибка может стать жизненным опытом, уроком.
Сотников совершил ошибку, солгав отцу. Пережив свое падение, стал осмысливать свои поступки, стремясь больше не лгать, за все держать ответ, «глядя людям в глаза». Нравственная высота после падения.
- Как ведут себя герои по мере усиления опасности?
Беседа по домашнему заданию: проанализировать эпизоды, составить таблицу
Эпизоды
Главы
Рыбак
Сотников
1. Встреча с полицаями на дороге
5
«Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки»
«…так просто он им не дастся».
2.Преследование.
6
«…все чаще начинала напоминать о себе тревога за собственную жизнь»
«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого , что, страдая сам, подвергал риску товарища»
3. В избе у Демчихи.
8, 9
«…гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения»
«И он в отчаянии думал, что напрасно они отозвались, пусть бы стреляли – погибли бы, но только вдвоем»
4.По дороге в полицию.
10
«Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»
«…только бы выгородить Демчиху».
5.В плену.
11-15
«Появилась возможность жить – это главное».
«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы».
6.В последний час.
16-19
«Из этого строя дороги к побегу уже не было»
«…уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством».
Банк аргументов по содержанию эпизодов
1
Честь
Бесчестие
Честь – храбрость, мужество, готовность к гибели во время войны, способность пожертвовать собой ради товарища.
Сотников раненый не боится смерти, прикрывает Рыбака
Рыбак почти бросает раненого Сотникова. Вернулся только потому, что не сможет объяснить в отряде того, что пришел один. Это уже предательство.
Разум
Чувство
Они м. б. в конфликте.
Разум говорит Рыбаку, что бросать Сотникова нельзя.
Чувство самосохранения заставляет бежать к лесу. Разум победил.
Опыт
Ошибки
Воспоминание о расстреле бойцов , спешивших на помощь раненым во время финской войны – негативный опыт, кот. Мог привести к ошибке
2
Опыт
Ошибка
Жизненный опыт другого человека может быть взят как руководство к действию. (Воспоминание Сотникова о мужестве расстрелянного полковника.)
3
Дружба
Вражда
Может ли дружба перерасти во вражду?
Рыбак пытается избавиться от Сотникова, оставив его у Демчихи
Хочет, чтобы первым поднялся Сотников (на чердаке). Испытывает враждебные чувства к Сотникову.
4
Честь
Бесчестие
Сотников готов погибнуть, но спасти Демчиху
Человек , забывший об обязанностях перед другими людьми, совершает преступление против нравственности. Рыбок думает только о себе.
5.
Честь
Бесчестие
Это память о людях, желание, способность им помочь.
Эгоизм, предательство. Забыл о Сотникове, пытается обвинить старосту, выдаем местонахождение части отряда
6.
Разум
Чувство
Сотникову хотелось закричать, заплакать. Взял себя в руки. Цель – умереть достойно.
Размышления Сотникова о жизни и смерти дают силу.
Человек, не размышляющий о жизни, может совершить роковую ошибку. Радость спасения у Рыбака омрачается путаницей в мыслях. Запутавшийся на войне человек.
Дружба
Вражда
Величие души – в умении прощать.
Сотников пытается понять Рыбака. Нет враждебного отношения.
Рыбак становится палачом своего товарища
Победа
Поражение.
Может смерть стать победой?
Погибая, можно и побеждать.
Что значит одержать победу?
Что дает силы победить?
В основе способности побеждать – нравственное чувство.
От чего зависят победа и поражение?
От «крытых в человеческих душах духовных возможностей».
Оправдывает ли цель средства?
Любую ли ошибку можно исправить?
Ответ на проблемный вопрос.
Только зрелость мировоззрения, высокая мера духовности, сознательное отношение к происходящему позволяют человеку найти единственное достойное решение в непростой жизненной ситуации.
Трагическая ошибка, потеря человеческого в человеке может быть вызвана бездуховностью, неумением осмысливать жизнь с точки зрения нравственных норм.