МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина»
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Оргмомент (физминутка) | В нашем классе все друзья: Я, ты, он, она. Улыбнёмся тем, кто справа. Улыбнёмся тем, кто слева. Улыбнёмся тем, кто сзади. Все мы – дружная семья! | Хором проговаривают слова, сопровождая их действиями. |
2. | Формулирование темы и целей урока. | Сегодня мы завершаем изучение раздела «Я и мои друзья». Цель этого урока - проверить свои знания: хорошо ли вы знаете писателей и произведения из этого раздела, умеете ли вы выполнять задания, связанные с произведениями и авторами этого раздела. А поможет нам в этом план урока. Итак, чем же мы сегодня будем заниматься? | 1. Выразительно читать. 2. Выполнять задания. 3. Работать самостоятельно. 4. Работать в парах. 5. Работать в группах. |
3. | Речевая разминка | А чтобы вам легче и лучше читалось, проведём речевую разминку. Ы А О У Э И Читаем хором буквы на доске слева направо. Ещё раз - справа налево. Читаем слева направо, не прерывая дыхания. Теперь – справа налево, не прерывая дыхание. Добавляем эмоции: испугали … (Ы – Ы - Ы), испугались … (А – А - А), удивились … (О – О - О), огорчились … (У – У - У), задумались … (Э – Э - Э), улыбнулись … (И – И - И). | Хором выполняют речевую разминку. |
4. | Фронтальный опрос | Проверим, что мы знаем о писателях. Вы должны назвать ФИО писателя, о котором я прочитаю краткие сведения. Какой писатель и поэт посвятил много стихотворений школьной поре, а сам научился читать в 4 года? Какой писатель свои первые стихи и сказки начал сочинять ещё в школе, а потом не только сочинял сам, но и переводил с английского произведения других авторов? Кто из детских писателей закончил музыкально-педагогическое училище, но стал писать книги для детей и сочинять стихи? Кто из детских писателей много лет посвятил воспитанию и обучению беспризорных детей, а в свободное от работы время сочинял сказки, писал пьесы и ставил их вместе с детьми? Кто из писателей написал книгу о двух сёстрах, а мы знакомились с одним из рассказов о них? Что вы ещё о нём запомнили? Произведения какого писателя любят дети за чувство юмора, за умение по-доброму посмеяться над своим героем? | Валентин Дмитриевич Берестов Виктор Владимирович Лунин Эмма Эфраимовна Мошковская Валентина Александровна Осеева Николай Афанасьевич Булгаков Он стал священником. Его брат Михаил Афанасьевич Булгаков написал произведение «Мастер и Маргарита», которое мы будем изучать в старших классах. Юрия Ивановича Ермолаева |
5. | Работа в группах 1) Соотнесение портретов писателей с их ФИО. | Проверим, хорошо ли мы знаем портреты писателей из этого раздела. Вам нужно будет соединить табличку с ФИО каждого писателя с его портретом. Работа в группах. Капитаны соединяют, но сначала советуются с группой. Посмотрим, что получилось. Я показываю портрет, вы (с поднятием руки) называете ФИО писателя, изображенного на портрете. Создадим кластер по разделу «Я и мои друзья»: в центре название раздела, а от него стрелки ведут к писателям, создавшим произведения о дружбе. Подведём итог выполнения этого задания … . | Класс быстро (по отлаженной схеме) делится на группы и приступает к работе. Группы поочерёдно выполняют задание: Валентин Дмитриевич Берестов Эмма Эфраимовна Мошковская Виктор Владимирович Лунин Николай Афанасьевич Булгаков Юрий Иванович Ермолаев Валентина Александровна Осеева |
6. | Инд. работа | А сейчас поработайте самостоятельно. Узнайте автора и произведение по характеристике его героев, прочитанной мной: 1) Её герои, мама и сын, задаются вопросом: «Почему?" 2) Его герой задавался другим вопросом: «А как же я?» 3) Её герой обиделся на всех и незаслуженно обидел и щенка, и кота. 4) Его героини учат нас сопереживать, сочувствовать чужой боли, помогать. 5) Его герои ссорились, мирились и спорили порой. 6) Его героини: одна путешествовала по Африке, а другая помогала маме и ела пирожные. 7) Его герой глядел с высоты на обиду и терял обиду из виду. 8) Её герой с помощью одного слова, не простого слова, добился исполнения своих желаний. 9)Её герой пока не осуществил свои мечты, но после совета мамы, возможно, у него получится. Итог выполнения этого задания … . | Рассказ В.А. Осеевой «Почему?». Стих. В. В. Лунина «Я и Вовка». Стих. Э. Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду». Рассказ Н. А. Булгакова «Анна, не грусти!». Стих. В. Д. Берестова «За игрой». Рассказ Ю. И. Ермолаева «Два пирожных». Стих. В. Д. Берестова «Гляжу с высоты на обиду». Рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово». Рассказ В. А. Осеевой «Хорошее». |
7. | Работа в группах 2) Соотнесение авторов с названиями произведений | Соедините стрелками авторов с их произведениями. Вновь работа в группах. Стрелки проводит капитан, посоветовавшись со всеми. Посмотрим, что получилось в этот раз. Я показываю портрет автора, а вы называете его произведение. Продолжаем создание кластера. Подведём итог … . | Выполняют задания в группах. Валентин Дмитриевич Берестов «За игрой» «Гляжу с высоты на обиду» Эмма Эфраимовна Мошковская «Я ушёл в свою обиду» Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка» Николай Афанасьевич Булгаков «Анна, не грусти!» Юрий Иванович Ермолаев «Два пирожных» Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово» «Хорошее» «Почему» |
8. | Инд. работа (Игра «Я возьму с собой в дорогу …») | Работаем самостоятельно. Играем в игру «Я возьму с собой в дорогу …». У вас на партах у каждого заготовлены по два качества: одно – настоящего друга, другое – то, что друзья никогда не должны делать. Прочитайте их шёпотом. … Начинаем игру. Я с друзьями отправляюсь в путешествие и с собой в дорогу хочу взять только хорошие качества. Какие же я возьму? Поднимайте руку, кто хочет ответить, и затем скажите: «Возьмите с собой моё качество. У меня - …». Читаете своё качество, и, если я его соглашусь взять, прикрепляете на маленькую доску. Итог выполнения задания … . | (Каждый должен предложить по одному качеству). -- Возьмите с собой моё качество - …: помогать принимать помощь друга играть делиться уважать радоваться успехам друга выручать быть внимательным поддерживать сопереживать говорить правду доверять радовать (На партах остаются): ругать драться жадничать сплетничать завидовать обижать обзывать обманывать подлизываться ябедничать командовать обижаться |
9. | Чтение по ролям рассказа В. А. Осеевой «Хорошее» | Дома вы должны были подготовить выразительное чтение двух рассказов В. А. Осеевой: «Хорошее» и «Почему?». Прочитаем по ролям рассказ «Хорошее» | Читают по ролям. |
10. | Работа с «Ромашкой Блума» | Вчера многие плохо подготовились к работе по этому произведению с помощью ромашки Блума: кто пропустил урок из-за мороза, кто перепутал произведения, кто не сумел справиться с заданием. Поэтому попробуем придумать вопросы по содержанию этого произведения ещё раз. Продолжаем учиться пользоваться ромашкой Блума. Простые вопросы. Кто … ? Что …? Куда …? Где … ? Куда …? Когда …? Как … ? Уточняющие вопросы. Если я правильно понял, то в рассказе говорится …? Я могу ошибаться, но, по-моему, … ? Объясняющие вопросы. Объясните … ? Творческие вопросы. Придумайте … ? Оценочные вопросы. Оцените (рассудите), правильно ли … ? Практические вопросы. Как бы вы поступили … ? Итог этой работы … . | Кто герои рассказа? Что захотелось сделать Юре, когда он проснулся и увидел, что день солнечный и хороший? Что хорошего хотел сделать мальчик? Что попросила у Юры сестрёнка? Как отреагировал мальчик? Что няня попросила У Юры? Что она услышала в ответ? Что молча попросил Трезор? Что ответил Юра на просьбу собаки? Как надо было поступить Юре по совету мамы? Если я правильно понял, то сначала Юра показал себя плохим человеком? Я могу ошибаться, но, по-моему, мальчик просто ленив? Объясните, какой же всё-таки Юра, плохой или хороший? Объясните, почему мама не наказала Юру, а погладила его по голове? Придумайте, что было бы, если бы мама не стала слушать Юру и наказала его? Придумайте, что было бы дальше, после маминого совета Юре? Рассудите, когда Юра поступал правильно, а когда нет? Как бы вы поступили на месте сестрёнки, когда Юра отказался с ней погулять? Как бы вы поступили на месте няни, когда Юра отказался ей помогать? Как бы вы поступили на месте мамы, когда Юра подошёл к ней? Как бы вы поступили на месте Юры? |
11. | Физминутка | Проведём физминутку на внимание. Я буду давать словесные команды, которые надо выполнять. И, одновременно, буду показывать другие действия. Их выполнять не надо. Кто ошибётся, садится. Посмотрим, сколько ребят окажутся очень внимательными. | Стараются выполнить словесные команды. |
12. | Работа в парах | Поработаем в парах. Сядьте парами… . Слушайте задание: четыре пословицы о дружбе я разделила на две половинки и перепутала, надо вновь собрать пословицы. Начали. Проверим, что получилось … . Подведём итог этого задания … | Старый друг лучше новых двух. Друг познаётся в беде. Дружбу помни, а зло забывай. Человек без друзей, что дерево без корней. |
13. | Итог урока. Рефлексия. | Подведём итог всего урока. Проверим, выполнили ли мы то, что запланировали: 1. Выразительно читали? 2. Выполняли разные задания по произведениям? 3. Работали самостоятельно? 4. Работали в парах? 5. Работали в группах? Мы - молодцы? Оцените кружками свои знания по этому разделу: поднимите зелёный кружок, если считаете, что хорошо знаете произведения из этого раздела и их авторов; поднимите жёлтый кружок, если считаете, что пусть не все, но большую часть произведений и авторов из этого раздела знаете хорошо; поднимите красный кружок, если знания произведений и авторов по этому разделу читаете плохими. Кто не доволен своими результатами, в дальнейшем просто должен больше стараться. И результаты обязательно станут выше. А теперь моё оценивание вашей работы на уроке … . | |
14. | Д/з | Стр 109 выучить любую весеннюю загадку. | |