Этапы: | Деятельность учителя: | Деятельность обучающихся: | УДД | ФОУД |
Орг. момент | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. | Приветствие. | Р | |
Актуализация знаний | Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. О весне написано много стихотворений, песен, сказок, рассказов. – Ребята, назовите фамилию автора и заглавие. «Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями» «Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?» “Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” Выявление читательского опыта: - Над каким произведением вы работали дома? | А. Чехов «Весной» Г. Скребицкий «Весна – художник» Н. Сладков “Проталина” стихотворение А. Барто « Апрель» | | |
3. Проверка домашнего задания | - Выразительное чтение стихотворения «Апрель» или наизусть по желанию. - Ребята, а сейчас вы расскажете стихотворение наизусть или выразительное чтение по желанию. | - Ребята читают или рассказывают наизусть стихотворение А. Барто «Апрель». | | |
4.Работа в группах | - Ребята, теперь выберите себе любой из 3 цветов фишек, который вам понравится. - итак, все выбрали? - Теперь, рассаживаемся в группы.( на столе стоит цвет который выбрали дети). - ребята, а сейчас я вам хочу немного рассказать о птицах. - Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах. Поработаем в группах, закончим пословицы. - Каждой группе даны начало поговорки, надо найти конец поговорки. Перед тем как приступить к работе, выберите главного в группе. Выбрали? Молодцы. - Работаем дружно, активно в конце урока все должны получить оценки. (Раздаю, карточки с заданием) 1 группа: Увидал грача - …………………. А. весну встречай. Б. он весне гонец. В. столько и жаворонков. 2 группа: На шесте скворец,……………………….. А. весну встречай. Б. он весне гонец. В. столько и жаворонков. 3 группа: Сколько проталинок – ……………………….. А. весну встречай. Б. он весне гонец. В. столько и жаворонков. - Ребята, о каких птицах сложены поговорки? -Перечислите. - Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Одной из этих птиц посвящен наш урок. | Выбирают цвета. Слушают рассказ учителя. Выбирают главного в группе. Работа в группах. Грачи, жаворонок. | К | Г |
5.Сообщение темы урока. | - Ребята, а сейчас я вам расскажу загадку , вы должны разгадать её. Если затрудняетесь, вы можете посмотреть на слайд там картинка. Загадка: Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? - Да, конечно, это жаворонок. Его зазывали закличками, мамы и бабушки пекли жаворонков, дети водили хоровод и пели заклички, приглашая весну. -Хотите послушать весеннюю песню жаворонка? ( Включаю песню) Рассказ о жаворонке . - 22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». В разных областях праздник этот назывался своим именем: где «Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонок, и весна вступает в полные права. | Жаворонок Слушают запись песни полевого жаворонка. | К Р П | |
6.Открытие нового | - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? - Да, ребята правильно! Мы познакомимся с рассказом Г. Скребицкого «Жаворонок», но прежде чем начнем мы начнем читать рассказ я хочу вам рассказать о жаворонке. Знакомство с автором Г.А, Скребицким. Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. - Откройте учебники на странице 116 найдите рассказ. - Ребята, а сейчас я вам прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте, и следите за моим чтением. После вы будете отвечать на вопросы. - Понравилось ли вам это произведение? - Расскажите, что именно? -Какие слова вам были не понятны? трущоба – трудно проходимое место щелка – маленькая щель. пригорки – небольшой холм, бугор лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз). | | К П | |
Физминутка | Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | | | |
6. Первичное закрепление | Чтение учащимися текста цепочкой по абзацам. - Почему все радовались песне жаворонка? - Как описывает автор восход солнца? Ответ на этот вопрос найдите на 1 абзаце. - прочтите, откуда взлетел жаворонок? - Кто слушал песню жаворонка? - Как автор описывает восход солнца? прочитайте. | | | |
8. Итог урока | - Что нового узнали на уроке? -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? -Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? - Ребята, вам понравился рассказ? | Вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам: зверям, насекомым, животным и человеку. Выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением. Высказывают свое мнение. | Р Л | |
9. Рефлексия | Оцените свое настроение, вы видите на доске разных жаворонков, если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе. Вам, было, интересно прикрепите свой рисунок к зелёному жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите свой рисунок к синему жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите свой рисунок к красному жаворонку. | Оценивают свою активность на уроке. | Р Л | |
10. домашнее задание | - Ребята, откройте дневник и запишите домашнее задание. Выучить наизусть один из абзацев рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок» Нарисовать рисунок. Придумать загадки о птицах. – Наш урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и искусстве. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливисто. | | | |