Просмотр содержимого документа
«Рассказ В.И. Белова «Скворцы» »
Тема: «Рассказ В.И. Белова «Скворцы».
Цели: - познакомить учащихся с творчеством В.И. Белова на примере его рассказа «Скворцы»;
- развивать у учащихся умения и навыки анализа художественного текста (прозаического);
- развивать у учащихся критическое мышление с помощью методик «Ключевые слова» (сочинение-предсказание), «Дискуссионная карта», составление кластера, эссе, сравнительной таблицы, «РАФТ»;
- развивать у учащихся речь (монолог, диалог, письменная и устная), память, воображение;
- развивать нравственные понятия, представления о добре и зле.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Форма работы: самостоятельная групповая работа.
Структура урока.
I Мотивационно-целевой этап. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В.И. Белова «Скворцы». Ваша задача - понять о чём этот рассказ (тема, идея), ответить на вопрос (в конце урока), в чём смысл такого названия ( почему рассказ назван автором именно так).
1. Побуждение интереса.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе с таким названием?
Задание. На доске написаны ключевые слова(т.е., главные в произведении, в развитии событий, изображённых в рассказе).
Скворцы
Мальчик (Павлуня)
Скворечник
Болезнь
Кот
В течение 8 минут, используя ключевые слова, вы составляете и записываете свой рассказ. После мы сравним, насколько ваши рассказы совпали с рассказом Белова.
Задание. После чтения рассказа дети заполняют таблицу:
Совпало
Не совпало
-Насколько совпали ваши рассказы с текстом В. И. Белова?
- У кого много совпадений?
- Что именно у вас совпало?
2. - Кто является главным героем рассказа?
Задание. Охарактеризуйте Павлуню:
Где и с кем он живёт;
Его болезнь;
Его характер и поступки.
-Как вы относитесь к герою рассказа?
-
Павлуняя
Как в произведении связано описание природы и состояние мальчика?
больные ноги, почти не может самостоятельно передвигаться
Синее небо
зима
холодное, снегу наворошило, сосулька большая прозрачная
весна
бесконечное, чистое, теплое, золотая от солнца, темный снег
бесконечное ожидание, одиночество
надежда, радость, мечта
Скворцы
3. Кто такой герой?
( Тот, кто способен пожертвовать собой ради другого)
Дискуссионная карта.
ДА
Герой
НЕТ
ли
Павлуня?
- А теперь выберите самый главный аргумент доказательства и запишите его, закончив предложение: «Я считаю, что Павлуня герой, потому что…
III Рефлексия.
1. -Так в чём же смысл названия рассказа В. И. Белова «Скворцы»?
-Выделите все центральные образы, сюжетные линии (составление кластера).
Павлуня
спасение
защита
угроза
смерть
папа
кот
убежище
символ
добра
мечта
Опираясь на составленную концептуальную схему, напишите мини-сочинение на тему: «Почему рассказ о больном мальчике назван «Скворцы»?
Зачитывается несколько сочинений.
Вывод: Павлуню можно назвать героем. Героизм его заключается в преодолении самого себя. Тяжелобольной мальчик, увидя, что птицам угрожает смертельная опасность, бросается спасать их, забыв о своей боли. Главное для него – спасти чужую жизнь.