"Рассказ "Певцы" И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе"
"Рассказ "Певцы" И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе"
План -конспект урока в 7 классе по литературе "Рассказ "Певцы" И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе" Данный урок является центральным в изучении творчества И. Тургенева в рамках курса по литературе за 7 класс. Урок содержит разные задания для индивидуальной и групповой работы. По типу является комбинированным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Рассказ "Певцы" И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе"»
Тема: «Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Певцы» из цикла «Записки охотника». Тема искусства в рассказе.
Цель урока:
на материале тургеневского рассказа раскрыть тему искусства в рассказе;
развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову;
развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке;
развитие устной и письменной речи.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование урока: ПК, экран, презентация, раздаточный материал, карточки с заданием, аудиозапись «Утро туманное, утро седое», видеофильм «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова».
ХОД УРОКА
Организационный момент
Сообщение темы, целей урока.
Вступительное слово учителя:
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами изучать творчество великого русского писателя И.С. Тургенева. На прошлом уроке мы говорили о биографии Тургенева и анализировали рассказ «Хорь и Калиныч». Сегодня мы продолжим работу в этом ключе. Но прежде, чем приступим к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.
Слайд 2-3. Тестирование (4 минуты)
Беседа с классом:
-С творчеством Тургенева мы знакомились в 5-х, 6-х классах. Какие произведения, принадлежащие перу писателя вы можете вспомнить? («Бежин луг», «Муму», стихотворение в прозе о русском языке)
А кто может прочесть стихотворение в прозе о русском языке?
Слайд 4( ученик читает стихотворение)
Беседа с классом:
Мы не просто так вспомнили это стихотворение. Сегодня мы убедимся, как автор с помощью «великого и могучего языка» создает талантливых персонажей в рассказе «Певцы», который вы должны были дома прочесть. Но для начала ответьте мне на вопрос:
Вопрос 1. Что, на ваш взгляд, представляет собой искусство? (это форма творчество, способ духовного самовыражения человека)
Вопрос 2. Какие виды искусства вы знаете? (живопись, графика, архитектура, скульптура, театр, кино танец и т.д.)
Вопрос 3. Ребята, а как вы думаете какова же тема нашего урока? (ученики формулируют тему урока).
Слайд 5
Работа в тетрадях:
Ребята, открываем тетради и оформляем записи. Запишите тему урока.
(Пока ученики записывают тему, включаем аудиозапись романса «Утро туманное, утро седое» на стихи И.Тургенева)
С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.
Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, № 11). В письмах к К.С. Аксакову (1852-1853) Тургенев замечал: «...по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»
Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок» Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, и слушателей: «Оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».
Работа с текстом
Слайд 6.
Фронтальный опрос
Учитель: Откроем рассказ... его начало
“Небольшое село Колотовка... (до конца абзаца) Что вам слышится в этих строках?
(Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”. Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)
Учитель: Какую роль в повествовании играет описание июльского дня?
На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака, куда зайдет автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Солнце, заливающее всю деревню, только подчёркивает нищенское существование деревни. Перед охотником открывается сборище людей, резко несхожих между собой, с очень разными судьбами.
Учитель: При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность?Состязания певцов.
Учитель: Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их.
Целовальник — продавец в питейном заведении (синонимы: кабатчик, продавец).
Рядчик – тот кто рядит, подряжает. Так называли второстепенных подрядчиков, берущих на себя не работу, а лишь вербовку рабочих.
Осьмуха — здесь восьмая доля ведра.
Лотошил — бойко молол языком, болтал.
Жребий – решение вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад предмета из ряда подобных (синонимы: судьба, участь, доля)
Работа в группах
«Литературые пазлы».
Учитель: Ваша задача составить пазлы и назвать героя по его описанию. Какое впечатление произвели они на вас? Какие средства изобразительности использует автор для описания их внешности?
I группа. Целовальник Николай Иванович - человек “расторопный и сметливый”, хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся:”в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…” Чем-то он напоминает крестьянина Хоря из рассказа “Хорь и Калиныч”. Так же обстоятелен, немногословен и себе на уме.
II группа. Приказчик Моргач. “Это человек опытный, сам себе на уме”, “тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться”. Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: “…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…” И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались “темные пятна”). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни. Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже зажить припеваючи.
III группа. Дикий Барин... Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него. Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”.
IV группа.Обалдуй - выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть прост. - одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало - прямо Обалдуй”.
Учитель:А где находятся певцы? Как изначально автор вводит их в текст? Что вам особенно запомнилось в образе певцов?
Главные действующие лица находятся тут же, в кабачке. Автор вводит певцов в текст с помощью диалога между Оболдуем и Моргачем.
Все противоположно в двух этих людях, и социальные судьбы их тоже разные. Рядчик - благополучный мещанин, имеет что-то за душой, не случайно он чувствует себя уверенно. Не столь живописен и благополучен второй певец – Яков Турок. Но заметьте, – здесь, лишь мельком упомянув об одежде, рассказчик акцентирует внимание на другом: «Его впалые щеки, большие беспокойные глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб – все изобличало человека впечатлительного и страстного». Напряженная и нелегкая жизнь у него за плечами.
Исследовательская работа с текстом
Учитель: Давайте сравним наших соперников. Я раздаю таблицы каждой группе. Ваша задача – заполнить вторую и третью часть таблицы. Нужно выписать средства художественной выразительности, с помощью которых автор создает образы рядника и Якова Турка.
Фрагмент из кинофильма «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова».
Беседа с классом:
Учитель. Художественный фильм режиссёра Виктора Турова. По мотивам рассказов И. С. Тургенева «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова» и «Певцы» (из цикла «Записки охотника»).
Учитель: Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения рядчика?
Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.
- Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас...»?
Яшка Турок — настоящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.
- Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика?
В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам.
- Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?
И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».
-Что же мы увидели в русском человеке сегодня на уроке?
Ум, проницательность, талант, потребность творить, способность глубоко чувствовать, удаль, душевный размах, потребность в высоком, скрытую силу. А еще бесшабашность, растрачивание жизни, беспечность;упоение в разгуле,
Заключительное слово учителя.Наш урок подходит к концу. И я думаю, что мы все согласимся с мыслью И.С. Тургенева о том, что великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету. И мне очень хочется, чтобы вы помнили слова французского писателя Вольтера о том, что «истинное и прекрасное одинаково во все времена». А великий русский художник Н. Рерих, как будто подхватывая его мысль, утверждал, что «искусство едино и нераздельно. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты... Искусство объединит человечество». И если мы научимся понимать, ценить и беречь искусство, значит, мы сумеем жить по законам добра и красоты, и наша жизнь будет заполнена «поэзией».
Подведение итогов.
Что нового вы узнали на уроке?
Довольны ли вы своей работой?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».