1) Выразительное чтение стихотворения «Тучи» - Слушая стихотворение, представьте картину и затем поделитесь своими представлениями. 2) Беседа - Что возникло в вашем воображении, когда вы слушали стихотворение? - Какое настроение, чувство оно вызывает? -В.: Прекрасная картина, замечательные краски. Какие? ла[з]урный, [ж]емчу[ж]ный; - Лазурный – это какой? Как понимаете «степью лазурною» (простор неба) Поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьш.-ласкательным суффиксом; слово «милый». - Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники») - С каким словом оно рифмуется? (странники) - Кого называют странником? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок) - Что общего и в чем различие в значениях слов «странник» и «изгнанник». (Странничество – добровольный выбор, человека часто подстерегают опасности, часто смертельные. Скитальчество – злая судьба) - С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка). Зачитайте. - Как вы поняли это? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? - Совпали наши предположения, что это стих. о природе, о ее величии? - Сейчас письменно скорректируйте тему урока (о чем размышляет поэт?) - Итак, (обмен мнениями) 3) Чтение статьи в учебнике. Прочитайте текст и придумайте вопросы, из которых должны будете выбрать самый интересный и глубокий. 4)Составление таблицы «Синтез» (2-3 строфы) - Перед вами листы со стихотворением. Вы должны напротив строф написать: 2 - настроение, чувство поэта 3 - смысл строфы (как понимаете), 4- изобразительно-выразительные средства 5 – размер стихотворения 5) Беседа с опорой на таблицу - В чем особенность 2 строфы? (из вопросительных предложений) - К кому обращается с вопросами поэт? (на самом деле к себе) - Есть ли ответы на эти вопросы? - Для чего автор использует их? (привлечь внимание, заставляют задуматься) - Такие вопросы в литературоведении называются риторическими. - Чем отличается настроение и чувства поэта в 1 и 2 строфе? - Какая из возможных причин изгнания кажется самой горькой и страшной? Почему? (друзей клевета ядовитая) - Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения: автор завидует тучам, или жалеет их? - Кто прав? О чем 3 строфа? Тучи свободны от всего, их никто и ничто не гонит. - О какой свободе рассуждает поэт? Нужна ли ему такая свобода? - Какая свобода нужна поэту? - Какой прием использует Лермонтов, показывая судьбу тучи и свою судьбу? Вывод: - О чем стихотворение? - Над чем заставило задуматься? Почему? Вывод: Мысли человека скрыты за образами. - Можно ли считать это стихотворение страницей из жизни Лермонтова? - Что чувствовал поэт, когда создавал это произведение? |