Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе В.Бианки "Купание медвежат" »
Тема. В.Бианки «Купание медвежат»
Цель: познакомить с рассказом природоведческого содержания.
Задачи:
-расширять знания детей о лесных животных, видах медведей, об их образе жизни; -развивать связную речь, мышление, память, внимательность, навыки осознанного и выразительного чтения;
-воспитывать любовь к живой природе, к чтению книг.
Оборудование: слайды, карточки со словами, шапочки с изображением животных.
Ход урока:
І. Организация класса.
Слайд№1 Прозвенел сейчас звонок, Нам пора начать урок.
ІІ. Проверка домашнего задания.
А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.
Синквейн «Гриб»
Старый, черный.
Обрадовал, напоил, спас.
Ветер споры подхватит ,рассеет по всему лесу для будущего.
Жизнь.
-Чему хотел научить нас писатель? (беречь и охранять лес и тех кто в нем обитает)
-Какие правила должен соблюдать человек?
-Кому приносит пользу гриб?
ГРИБ
деревьям
человеку
животным
птицам
растениям
2. Отгадывание загадки. - Отгадайте, кто к нам сегодня пришёл в гости.
Слайд№2 Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос.
Слайд№3
( Медведь)
3. Работа со скороговоркой:
Слайд№4 - Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? - Потому, что снег и лёд – Не малина и не мёд.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. 1. Составление «Ассоциативного куста»: - Какие ассоциации возникли у вас со словом медведь? берлога мёд большой сильный спит зимой мохнатый косолапый сосёт лапу ест малину М Е Д В Е Д Ь
2. Работа в тетрадях. а) раскрашивание головы медведя, б) вклеивание в тетрадь, в) запись слов, связанных со словом «медведь».
3. Выступление творческой группы о медведях. С виду медведь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. В гору медведь бежит быстрее, чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних. Ходит по лесу осторожно и почти бесшумно. В спокойное время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая название «косолапый». Другое название «медведь» связано с тем, что этот зверь очень любит мёд и ведает (знает), где его искать.
Слайд№5
Сценка «Медведь и Сорока»
-Эй, Медведь, на вопрос ответь.
-Какой вопрос, стрекотуха?
-Почему тебя медведем зовут?
-Хе-хе! Бестолковая птица. Медведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.
Медведь – всеядное животное. К осени жиреет, накапливая в организме питательные вещества на период зимней бескормицы. Берлоги устраивает где-нибудь в сухом месте, под вывернутым с корнями пнём, в расщелине скалы и т.д. Зимой впадает в спячку.
Распространено представление, что медведь зимой сосёт лапу. В действительности это недоразумение, здесь причина другая. У медведя в феврале происходит отслаивание старой кожи с подошвы лапы. Молодая и нежная кожица чешется и мёрзнет, поэтому медведь облизывает подошву лапы горячим языком. Вот почему людям кажется, что медведь сосёт лапу.
Зимой у медведицы рождаются медвежата. С наступлением тепла все вместе покидают берлогу, греются на солнце, кормятся в лесу ягодами. Набравшись сил, они становятся подвижными: бегают, вступают в борьбу, дерутся, лазают по деревьям, резвятся. Мать купает медвежат в реках и озёрах, опуская по очереди в воду, предварительно схватив зубами за загривок. Иногда медведица оставляет при себе медвежонка из прошлого выводка, который становится её помощником в воспитании малышей. Это так называемый пестун. Он служит подрастающим медвежатам примером для подражания. Если драки между медвежатами принимают ожесточённый характер, пестун разнимает озорников и наводит порядок. Человека медведь боится и, почуяв его запах, уходит в глухую чащу. Живёт медведь 35-50 лет.
ІV. Сообщение темы и целей урока.
Слайд№6 – Мы сегодня с вами познакомимся с рассказом В.Бианки. (запись в тетрадь)
V. Изучение нового материала.
Виталий Валентинович Бианки родился 30 января 1894 г. в Санкт-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель назвал своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Написал более 300 сказок о природе, рассказов, повестей, очерков, статей.
2. Книжная выставка произведений В.Бианки.
Слайд№7
3. Предвиденье содержания текста по названию. - Итак, вы поняли, что главные герои сегодня на уроке – медведи. Как вы думаете, о чём будет рассказ?
Слайд№8
4. Словарная работа.
Слайд№9
а) быстрое чтение слов по карточкам: охотник удирать медвежата полоскал дерево купание нянька барахтался
пестун холодная
б) предвиденье содержания текста по прочитанным словам.
5. Работа над текстом.
Использование стратегии предвиденья. Составление плана.
Слайд№10
а) чтение І части текста. (Испуг охотника)
-Кто шел берегом реки? - Почему треск сучьев был громким? - Правильно ли поступил охотник, что влез на дерево? - Кого мог увидеть охотник?
б) чтение ІІ части текста. ( Появление медведей) - Кто вышел из чащи? А сколько медведей вышло из чащи? - Что делала медведица с медвежатами у реки?
-Какая разница между словами: выполоскал- вымыл? - Что может произойти в следующей части?
в) чтение ІІІ части текста. (Купание медвежат) - Кто догнал удирающего медвежонка? - Почему заорал медвежонок?
-Что сделала мать?
Сравни слова : вышла- выскочила.
-Кому досталось на орехи и за что?
г) чтение ІV части текста. (Удовольствие)
- Чем закончилось купание медвежат?
-Остались ли они, довольны?
Найди ошибку.
Слайд№11
Очутившись на земле, оба медвежонка остались недовольны купанием.
- Почему медвежатам пришлось искупаться в реке?
-Какой был день?
-В какое время года бывают знойные дни?
-Докажите, что мы прочитали текст.(начало, основная часть, заключение. Текст - повествование)
-Кто помогал матери в воспитании малышей?
-Кто такой пестун?
-Каким его воспитала мать? (дисциплинированным, хорошим наставником для младших)
6.Физминутка
Слайд№12
Купание медвежат проходило жарким летом. Давайте вспомним эти летние деньки.
7. Трансформация. Дидактическая игра.
Слайд№13
а) «Если я был бы медведицей, то сказал бы медвежатам во время купания такие слова…» б) «Если я был бы на месте охотника, сидящего на дереве, то мои мысли были бы такими…»
VІ. Закрепление изученного материала. 1. Творческая работа в парах. (расставь картинки по порядку и вклеить их в тетрадь)
Слайд№14
а) выбрать подходящую картинку к тексту и наклеить в тетрадь.
б) на листе ответить на вопросы: 1) Какое время года упоминается в рассказе? 2) Сколько было медвежат? 3) Где купались медвежата? 4) Кто купал медвежат? 5) Где сидел охотник?
2. Просмотр видеофильма «Медвежата у реки».
3.Интересные факты с демонстрацией фото (творческая группа детей)
В мире наиболее распространен бурый медведь. Медведь- губач ( Индия) имеет самый длинный мех. Медведи имеют два слоя шерсти. Короткий (подшерсток) для сохранения тепла. Длинный слой защищает от воды. Медведи очень умные животные, отдельные особи научились закатывать камни в медвежьи капканы для их отключения, что позволяет безопасно съесть приманку. Медведи употребляют в пищу практически все, в том числе известны случаи поедания медведями кресел снегоходов, моторного масла, и резиновых сапог.
Медведи видят почти так же хорошо, как и люди. Однако слух и обоняние у медведей гораздо лучше. Обоняние медведя примерно в 100 раз сильнее, чем у человека. Белые медведи могут учуять запах на расстоянии до 32 км. Также они чувствуют запах мертвого тюленя под 3 метровым слоем снега и льда.
В 2004 году, в США был найден черный медведь /или барибал/, без сознания. Вокруг него были десятки открытых пивных банок. Хотя выбор у медведя был достаточно широкий, он выпил только один сорт пива. После выпитого ,медведь отключился.
В 2008 году, один канадец был атакован медведем-гризли. Он выжил, притворяясь мертвым. Медведь в итоге потерял интерес и ушел. Солнечный медведь, малайский медведь/или бируанг/– самый маленький из медведей и имеет размер с большую собаку. Свое название он получил от пятна на груди, похожего на заходящее солнце. Когти на передних лапах медведя, больше, чем когти на задних лапах.
Гималайский медведь имеет самые большие уши среди всех медведей, широкие и длинные. Очковый медведь (Южная Америка). У панд есть дополнительный “палец”. Он служит для лазанья по бамбуковым стеблям. У гигантской панды очень большая голова относительно ее тела. Ученые полагают, что это вызвано тем, что панда нуждается в сильных мышцах челюсти и шеи, чтобы есть бамбук.
VІІ. Подведение итогов.
1. Игра «Что умеют делать медведи» / дети при помощи хлопков обозначают слово «ДА»/ - лазать по деревьям, - быстро бегать, - находить мёд, - рыть норы, - сосать лапу, - купаться в реке.
2. Беседа: - Что нового узнали на уроке? - Кто понравился?
-Какая мама у медвежат? (заботливая, чистоплотная, строгая, внимательная) - Что вызвало удивление?