Оборудование: тексты стихотворений Пушкина, слайды с портретами Пушкина, П. Чаадаева, Н. Тургенева, виды Петербурга.
Ход урока.
Организационный момент.
Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.
Организационный момент.
Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.
Расскажите о лицейских годах А.С. Пушкина.
- В чём особенность дружеской лирики Пушкина?
- В чём сходство и в чём различие стихотворений «Роняет лес…» и «К студентам».
III. Работа по теме урока.
1.Слово учителя.
Промчались годы заточенья.
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждёт нас у порогу,
Зовёт нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых юных дум.
Промчались лицейские годы, которые Пушкин назвал «годами заточенья». Юные отроки получили желаемую свободу, впереди их ждал Петербург. Каждый лелеял в душе своей благородную мечту служить на благо отечеству, быть полезным ему. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Мой друг, Отчизне посвятим…».
2.Сообщение учащегося.
В Петербурге Пушкин жил с начала июня 1817 года (9 июня состоялся выпускной акт Лицея, 11-го того же месяца он уже был в Петербурге) по 6 мая 1820 года, когда он выехал о царскосельской дороге, направляясь в южную ссылку. Планы военной службы, которые Пушкин лелеял в своём воображении, пришлось оставить. Отец настоял на гражданской. Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел и 3 июня был приведен к присяге.
Стремление к содружеству, к братскому единению составляет характерную черту поведения Пушкина этих лет. Энергии, с которой он связывает себя с различными литературными и дружескими обществами, способна вызвать удивление.
С необычной лёгкостью усваивая условия игры, принятые в том или ином кружке, включаясь в стиль дружеского общения, предлагаемый тем или иным собеседником-наставником, Пушкин не растворяется в чужих характерах и нормах. Он ищет себя.
Вот некоторые из кружков, которые посещал Пушкин.
«Арзамас» - литературный кружок. В 1817 году в него вступили Н. Тургенев и М. Орлов, а осенью Н. Муравьёв. Все они были активными членами тайных обществ. Именно здесь Пушкин сблизился с Н. Тургеневым и М. Орловым.
Особую роль в жизни Пушкина этих лет сыграл Николай Тургенев. Это был человек суровых этических принципов, любящий родину, который целью своей жизни видел борьбу с рабством. Тургенев смотрел на поэзию свысока, считая полезной только агитационную, политическую лирику.
Ещё одно литературное общество, куда входил Пушкин, называлось «Зелёная лама».
Это литературное общество, возникшее в 1819 году, было в поле зрения Союза Благоденствия (первой тайной организации декабристов). Однако «Зелёная лампа» соединяла свободолюбивые и серьёзные интересы с атмосферой буйного веселья, демонстративного вызова серьёзному миру.
- На заседаниях этих литературных кружков обсуждались не только вопросы литературы, но и политические, экономические и социальные проблемы. Часто звучали слова об ограничении царской власти и отмене крепостного права. В кругу этих споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина.
Влияние Н. Тургенева отчётливо сказалось в стихотворении Пушкина «Деревня» и оде «Вольность».
3. Чтение и анализ стихотворений.
«Деревня».
- Из скольких частей состоит стихотворение?
(Стихотворение состоит из трёх частей:
Изображение природы;
Обличение рабства;
Открытый призыв).
- Докажите, что в описании природы в 1-й части проявляются традиции сентиментальной литературы.
- Докажите, что 2-я части стихотворения – рассказ о барстве диком – носит публицистический характер.
(Чётко выражена авторская позиция – обличение рабства, «невежества позора»)
- Можно ли считать революционным вопрос-призыв в последней части?
(Заключительная часть – упование на то, что восторжествует справедливость, и царь сам отменит рабство).
Ода «Вольность»
- Что такое ода?
(Ода – героическая песнь, воспевающая какое-либо историческое событие или лицо)
- Какую задачу ставит перед собой поэт в этом стихотворении?
(Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок)
- Какую картину современного ему мира рисует Пушкин?
(Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы).
- Для чего Пушкин упоминает исторических деятелей разных эпох?
( Пушкин обращается к мировой истории и даёт урок царям).
Что ставит поэт превыше всего? К чему призывает владык мира?
(Превыше всего – закон, который одинаков для всех: и для царей и для простого человека: «…с вольностью святой Законов мощных сочетанье»).
(Читаем заключительное четверостишие).
Вывод: Основная идея этого стихотворения – сближение властителей с народом, равенство всех перед законом.
- В этот период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта.
4. Сообщение учащегося.
Пётр Яковлевич Чаадаев.
П.Я. Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование 16-ти лет вступил в Гвардейский Семёновский полк, с которым проделал путь от Бородина до Парижа. «Чаадаев был красив собою, отличался не гусарскими, а какими-то английскими, чуть даже не байроновскими манерами и имел блистательный успех в тогдашнем петербургском обществе». Чаадаев был членом Союза благоденствия, но не проявлял в нём активного участия: Чаадаев охвачен жаждой славы – славы огромной. Неслыханной, славы, которая навсегда внесёт его имя в скрижали истории России и Европы.
Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему, уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству, требовал от Пушкина «в просвещении стать с веком наравне».
- «Жизнь, облагороженная высокой целью». За этими словами Пушкина стоит мечта о великом предназначении. Беседы с Чаадаевым учили Пушкина видеть и свою жизнь, «облагороженной высокой целью». Послание «К Чаадаеву» - свободолюбивое политическое стихотворение, близкое к идеалам декабристов.
Чтение и анализ стихотворения «К Чаадаеву».
- Какова композиция стихотворения?
(Стихотворение распадается на три части: 1-я – первое четверостишие; 2-я – от стиха «Но в нас горит ещё желанье…»; 3-я – «пока свободою горим». При переходе от части к части настроение меняется).
- Докажите, что 1- часть написана в стиле и интонации печальной элегии.
(Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей).
- Характеризуя такого героя в связи со своей поэмой «Кавказский пленник», Пушкин писал: «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19 века. Чаадаев тоже не был чужд разочарованности.
Близость первого четверостишия к элегии можно доказать, прочтя элегию Пушкина, написанную в то же время.
Я пережил свои желанья.
Я разлюбил свои мечты,
Остались мне одни страданья-
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец,
Живу печальный, одинокий,
И жду: придёт ли мой конец?
Так, поздним хладом поражённый,
Как бури слышен зимний свист,
Один на ветке обнажённой
Трепещет запоздалый лист.
- В чём сходство этого стихотворения и первого четверостишия?
(Тема разочарования (любовь, мечты, надежды, веры в мирное счастье)).
- В чём различие?
(В элегии в центре стоит «я», в послании – «мы»).
Вывод: стихотворение начинается в элегическом ключе и создаёт образ разочарованного, утратившего иллюзии человека).
- Как начинается вторая часть? Меняется ли интонация?
(Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста)
- Образ какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части?
(В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств).
- С чем сравнивается стремление к свободе?
(Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви).
- Фразеологизм «горит желанье» использовался в любовной поэзии, обозначая страстные чувства. Сопоставление «горит желанье» и «свободою горим» придавало ему новое, необычное для того времени значение. Одновременно политическая лирика становилась интимной, избавляясь от холода торжественной поэзии.
- Что собой представляет третья часть?
(Обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе).
- Каково, по-вашему, значение слова «честь»? Какова разница между словами «честь» и «почести»?
- Чувство чести сильно развитое в кругу передовых людей пушкинской эпохи, связано с верой в человеческое достоинство, гордостью. Человек с чувством чести предъявлял к себе требования более высокие, чем те, которые ему предъявляли законы государства, дисциплина или начальство. Честь – нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжёт, струсит, предаст, теряет честь. В кругу лучшей молодёжи пушкинской эпохи было твёрдым убеждение, что честь важнее даже жизни, и, потеряв честь, человек не имеет права даже жить. Человек бесчестный не мог был принят в Союз благоденствия.
- Какое же значение приобретало выражение «Сердца для чести живы»?
(Политический смысл).
- Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России?