kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. образовательная: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с лирической поэмой «Кавказский пленник»: определить основную мысль, конфликт поэмы, выявить художественную идею, замысел автора; познакомить с историей создания поэмы; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом;
  2. развивающая: развивать умение:
  • познавательная: работы с художественным текстом, составления рассказа по плану, исследовательской работы с текстом статьи;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика»»

. Урок литературы в 6 классе «Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина» по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Дата: Урок № 35 Класс: 9

Предмет: литература

Тема: «Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и

проблематика»

Цель:

  1. образовательная: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с лирической поэмой «Кавказский пленник»: определить основную мысль, конфликт поэмы, выявить художественную идею, замысел автора; познакомить с историей создания поэмы; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом;

  2. развивающая: развивать умение:

  • познавательная: работы с художественным текстом, составления рассказа по плану, исследовательской работы с текстом статьи;

  • регулятивная: обнаруживать и находить учебную проблему совместно с учителем, планировать деятельность (совместно с учителем и одноклассниками) для достижения цели;

  • коммуникативная: задавать вопросы, развивать умение строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико - литературные знания, формулировать собственные мысли в ходе развернутых публичных выступлений, приводя аргументированные ответы; работать в паре для решения учебной задачи;

  1. воспитательная: воспитывать уважительное отношение к русской классической литературе.

Оборудование: учебник, учебное пособие, мультимедийное приложение к учебнику Г.С.

Меркина.

Тип урока: изучение новых знаний и способов деятельности, закрепление изученного.

Методы и формы организации деятельности: самостоятельная работа; фронтальная (Ф), индивидуальная (И).

УМК: Г.С. Меркин

Ход урока

  1. Организационный этап

ІІ. Этап проверки домашнего задания

Анализ стихотворения на тему «Тема поэта и поэзии» по предложенному плану

1 в-т – «Пророк», 2 в-т – «Поэт» - Ф, всех спросить

  1. Этап подготовки к восприятию новых знаний

  1. Определение темы, целей урока

- Определите тему, обозначьте цели.

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одной из южных поэм Пушкина - романтической поэме «Кавказский пленник».

- Вы познакомитесь с замыслом поэмы; с художественно-изобразительными средствами, с отзывами критиков о характере героя.

2. Проблемные вопросы.

- Мне бы хотелось, чтобы в процессе урока вы смогли ответить на следующие вопросы:

1. Каким предстает перед нами кавказский пленник?

2. В чем заключается основной конфликт поэмы?

3. Какие нравственные проблемы затронул в поэме А.С.Пушкин?

3. Актуализация знаний.

- А теперь давайте вспомним, что такое романтизм и каков романтический герой, ведь пленник - это несомненно романтический образ.

ІV. Этап изучения новых знаний и способов деятельностизакрепления изученного

1. Сообщение информации об истории создания поэмы

- Каково же время написания поэмы, история её создания?

(Сообщение учащегося)

Написано в 1820—1821 гг. Напечатано в 1822 г. Это — первая романтическая поэма Пушкина. Поэт, создавая ее, ставил перед собой несколько задач. Во-первых, создать поэтический образ нового, «романтического героя», переживания которого близки самому автору и в то же время характерны для эпохи. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века», — писал Пушкин В. П. Горчакову в октябре — ноябре 1822 г. Вторая задача — противопоставить отвергаемой романтиком обыденной, прозаической действительности яркие и впечатляющие картины могучей и дикой природы Кавказа и быта черкесов. Третьей задачей Пушкина было — выработать для этого совершенно нового содержания новый язык и стиль, эмоциональный, романтически приподнятый и в то же время поэтически неясный, «туманный». Пушкин очень много работал над этой небольшой поэмой. В разделе «Из ранних редакций» приведен первый вариант начала поэмы, носившей название «Кавказ». Отвергнув этот вариант, Пушкин начал писать снова, упорно работая над каждым образом, каждым словом и выражением. Дописав поэму в черновике до конца, он трижды переписывал ее собственноручно набело, всякий раз то уничтожая написанное, то вставляя новое, то меняя композицию произведения. Много трудился молодой поэт над образом пленника. Кроме «старости души» и «равнодушия к жизни», ему хотелось воплотить в этом лирическом образе и страстную любовь к свободе, и ненависть к рабству, свойственные ему самому, и его же собственные страдания от неразделенной любви. Такое сочетание делало характер героя неясным и противоречивым. Пушкин сам был им недоволен; он писал в упомянутом письме 1822 г.: «Характер пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения». В 1830 г. он повторил то же в неоконченной статье «Опровержение на критики»: «Кавказский пленник» — первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил». Гораздо более удалось Пушкину описание Кавказа и черкесов. Наблюдательность Пушкина помогла ему создать (правда, в несколько идеализированной форме) верные картины малознакомого читателям быта и природы. Признавая, что эти слишком разросшиеся описания недостаточно мотивированы сюжетно, Пушкин все же был ими доволен: «Черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть моей повести; но все это ни с чем не связано и есть истинный hors d'oeuvre» 1 (то же письмо). «Сам не понимаю, каким образом мог я так верно, хотя и слабо, изобразить нравы и природу, виденные мною издали», — писал он позже («Путешествие в Арзрум», черновой текст). В эпилоге к этой лирической поэме Пушкин касается военно-политических вопросов. Несомненно, что поэт-романтик не собирался воспевать завоевательную политику русского правительства. «Пылкий Цицианов», Котляревский, «бич Кавказа» Ермолов, от приближения которого «Восток подъемлет вой», — в них молодой романтик искал живого воплощения того же идеала «романтического героя», который, по его словам, и «ужаса людей и славы был достоин». Романтический стиль, созданный Пушкиным в «Кавказском пленнике», надолго сделался образцом стиля всех романтических поэм. Несмотря на критические высказывания Пушкина по поводу своей поэмы, он все же любил ее. В черновом варианте его письма к Н. И. Гнедичу от 29 апреля 1822 г. читаем: «Вы видите, что отеческая нежность не ослепляет меня насчет „Кавказского пленника“, но, признаюсь, люблю его, сам не зная за что; в нем есть стихи моего сердца. Черкешенка моя мне мила, любовь ее трогает душу». В 1829 г. в «Путешествии в Арзрум» он писал: «Здесь2 нашел я измаранный список «Кавказского пленника» и, признаюсь, перечел его с большим удовольствием. Все это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».

«Кавказский пленник» посвящен Н. Н. Раевскому (сыну героя Отечественной войны 1812 г.), близкому другу молодого поэта, поддержавшему его во время тяжелых событий весны 1820 г., предшествовавших ссылке на юг. «Ты знаешь нашу тесную связь, — писал Пушкин о Н. Раевском своему брату, — и важные услуги, для меня вечно незабвенные…» (письмо от 24 сентября 1820 г.).

  1. Аналитическая работа по анализу поэмы:

Итак, находясь под впечатлением великолепных картин природы, быта горцев, А.С.Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», посвящая её своему другу Н.Раевскому, благодаря хлопотам которого ему, больному было дозволено отправиться на Кавказ и в Крым.

Поэму предваряет посвящение Н.Раевскому, строки из которого я вынесла в эпиграф нашего урока:

- Ты здесь найдешь воспоминанья,

- Быть может милых сердцу дней,

- Противоречия страстей

- Мечты знакомые, знакомые страданья,

- И тайный глас души моей.

  1. В одном из писем Пушкин, говоря о пленнике и его характере, сделал очень важное признание: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 - го века.

Как мы видим, задача ставилась чисто реалистическая: создать типический образ разочарованного молодого человека, находящегося в конфликте с обществом.

Мог ли Пушкин опереться на предшествующий художественный опыт в решении этой реалистической задачи?

Как известно, ни классицизм, ни романтизм ещё не решили проблему создания характера литературного героя, характера как совокупности объективных исторических и социальных обстоятельств. Это завоевание критического реализма, принадлежит оно зрелому Пушкину. Но романтизм многое сделал в решении этой проблемы. Романтики, в первую очередь Жуковский, открыли русской поэзии «человеческую душу», дали психологический анализ поступков человека. Пушкин, создавая «Кавказского пленника», творчески использовал художественный опыт романтиков.

Пленник - герой с ярко выраженными романтическими чертами характера. Реалистическое изображение связано с типизацией. Характер обогащается жизненно важными деталями. Пушкин, напротив, в изображении пленника и черкешенки не выходит за пределы самых общих признаков, строит может несколько прямолинейно, избегая посторонних-, сопутствующих эпизодов. Схематичность, предельная обобщенность видна и в том, что герои не названы собственными именами, лишены окружения.

А.С.Пушкин писал Н.И.Гнедичу: «Черкес, пленивший моего русского, мог быть любовником молодой избавительницы моего героя… Мать, отец, брат её могли бы иметь каждый свою роль, свой характер - всем этим я пренебрег».

2) Комментированное чтение Читать от начала поэмы до слов «Он раб…»

- кто же этот пленник?

(учащиеся читают первый отрывок поэмы «Людей и свет изведал он…»)

Перед нами гордая, сильная, одинокая личность. Пленник разочарован во всем: в дружбе, в любви (любовь - «безумный сон»), в светской жизни. Поэтому - то «покинул он родной предел». Ему дела нет до судьбы Отчизны. Подобные ему хлопочут о личной свободе. Эгоистические побуждения - вот источник их страстей.

- Куда же и зачем бежит этот человек с «увядшим сердцем» и «грозными страданиями»?

Конфликт между сильной, разочарованной личностью и обществом решается так, как решался он романтиками.

Герой покидает свет с целью обрести свободу. Пушкин не рассказывает о том, как жил пленник до того, как петля черкесского аркана сделала его невольником, ни о той среде, к которой он принадлежал. Внимание читателя Пушкин сосредотачивает на переживаниях героя. Этой творческой задаче подчинены художественно-изобразительные средства. Объективное повествование в поэме чередуется с монологами, в которых пленник раскрывает своей «души печальный хлад».

(Учащийся читает отрывок из поэмы «Забудь меня; твоей любви…»)

- Какие эпитеты, обращенные к эмоциям, к настроению, употребляет поэт?

(Неверная жизнь, безумный сон, веселый призрак, печальный хлад и т.д.)

Романтический герой поставлен автором в необычные обстоятельства. Его окружают воинственные люди и «великолепные картины природы», «престолы вечных снегов». Экзотический пейзаж важен и интересен сам по себе.

Но он выполняет в поэме другую функцию: на фоне экзотического пейзажа ярче вырисовывается характер разочарованного, пресыщенного жизнью пленника, который всегда «бури немолчному вою с какой-то радостью внимал».


Но в романтическую поэму Пушкин вносит нечто новое, нарушающее творческие установки романтизма. В экзотические описания Кавказа автор включает чисто реалистические зарисовки природы и быта горцев. Пушкин отступает от традиции романтизма и в обрисовке характера пленника.

- Найти описание природы и быта горцев. Какими предстают горцы в этих эпизодах?

Герою индивидуалисту противопоставлена черкешенка, «дева гор» с кипучим и цельным характером. Её чувства глубоки, её поступки подлинно гуманны.

(Учащийся читает отрывок «На пленника возведим взор»).

Как бы ни сильна её привязанность к пленнику, черкешенка находит в себе нравственные силы и отказывается бежать с любимым человеком: Ты любил другую!.. Найди её, люби её…

Освободив от плена русского, черкешенка гибнет, при этом гибнет сознательно и безропотно. Почему? Ей нет жизни без пленника. Но она не может жить ещё потому, что её поступок не будет прощен черкесами.

Читателей критиков привела в недоумение драматическая концовка поэмы. Пленник не сделал ни малейшей попытки спасти свою освободительницу, бросившуюся в бурный горный поток.

- Почему?

Этот негероический поступок снижал образ романтического героя.

Пушкин писал Вяземскому: «…Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать свою черкешенку, да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, - тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблен в черкешенку – он прав, что не утопился». На упреки и советы критиков Пушкин отвечал шуткой и не изменял концовку. Снижение романтического героя входило в его творческие планы. Пушкин уже тогда, в процессе работы над первой романтической поэмой, в какой-то мере критически относился к герою индивидуалисту, поставив под сомнение его возвышенность. Он чутьем великого художника постиг порочность, антигуманность индивидуалистического эгоизма и остался верен жизненной правде.

Пройдет несколько лет, и Пушкин устами цыгана – старика вынесет решительный приговор герою-индивидуалисту, который «для себя лишь хочет воли».

  1. Этап подведения итогов

- Вернемся к вопросам, предложенным в начале урока, и подведем итог нашей работе.

(Учащиеся отвечают на вопросы)

- Итак, прошло много десятилетий, как написана поэма, а мы все так же восхищаемся великолепием Кавказских гор, гостеприимством горских народов, и все так же злободневны и важны для нас, живущих в 21 веке, те нравственные проблемы, которые затронул А.С. Пушкин в «Кавказском пленнике», и также порочны и чужды нам эгоистические черты человеческого характера.

VI. Этап информации о домашнем задании

Подготовить (письменно) ответ на вопрос «Нравственно – философское звучание пушкинской прозы и драматургии («Повести Белкина», «Маленькие трагедии»)»

Провести инструктаж по выполнению д/з

  1. Этап рефлексии

Синквейн к слову «Поэма»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курбанова Хонча Оруджалиевна

Дата: 07.12.2024

Номер свидетельства: 661114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства