Для романтических произведений М. Горького характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные, люди с «солнцем в крови», сильные, гордые, разрушители сонного прозябания большинства. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А.М.Горький - выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы 19 века как писатель – романтик, вдохновенный певец революционного подвига.
Однажды Горький в письме к Чехову писал: «Настало время нужды в героическом».
Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные, люди с «солнцем в крови», сильные, гордые, разрушители сонного прозябания большинства. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.
В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а место на земле вон сколько…». Старуха Изергиль вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются». О героях этих произведений мы будем говорить сегодня .( Обращение к теме и эпиграфу урока). Посмотрим: каков смысл жизни романтических героев рассказов.
II. Романтические произведения М.Горького.
1. Художественный пересказ рассказа «Макар Чудра».
2. Беседа с учащимися:
- Как раскрываются в композиции образы героев?
( важную роль в композиции играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает», «»один магнат», «красивый, как черт в праздник», «увидел ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к такому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» гордость и красота в этой героине равновелики.
Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Ей – богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический – сказочный, с фольклорными формулировками.)
- В чем конфликт и как он разрешается?
( рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – ибо покориться любимому человеку ни один не захотел. Любовь и гордость не могут примириться, ибо компромисс вообще не возможен для романтического героя).
- Какова позиция автора и как она выражена?
(образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)
3. Анализ рассказа «Старуха Изергиль».
- Какова композиция рассказа? ( это рассказ в рассказе, он имеет внутреннее единство и состоит из трех частей: легенда о Ларре, повествование старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко).
- Какой литературный прием использован в рассказе?
(первая и третья части противопоставлены друг другу. Антитеза двух легенд, двух образов, отношение к жизни, то есть разного смысла жизни).
а) Обратимся к первой части рассказа.
б) Беседа с элементами дискуссии «Гордость или эгоизм»:
- За что был наказан Ларра?
- Как объясняет старуха Изергиль значение этого имени?
- Где грань между гордостью и эгоизмом?
- Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?
- Как вы понимаете слово «гордость» вообще?
- А в финале рассказа? (« Вот так был поражен человек за гордость!»).
??? – Смысл жизни Лары, в он чем заключается и каковы черты характера образа? (ему присуще гордыня)
в) Обратимся к третьей части рассказа.
Г) Беседа с элементами дискуссии «В чем смысл жизни?»:
- Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?
- Какая разница между долгом и подвигом?
- В чем полнота жизни?
- Верно ли, что каждый сам себе судьба?
- Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?
??? – В чем смысл жизни героя?
??? – Чем отличен образ Данко от образа Ларры?
( резкий контраст между двумя мировоззрениями, автор осуждает индивидуализм, эгоизм, оторванность от людей, для которого величайшее благо – жизнь – становится мукой, Данко – подлинный герой, любивший людей и отдавший жизнь за них, в жизни всегда есть место подвигу, автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм)
??? К кому, на ваш взгляд, ближе сама старуха Изергиль?
( Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради нового, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)
Еще раз обратиться к эпиграфу: в нем звучит отношение самого автора к героям. Вот истинный смысл жизни.
III. Заключительное слово. Выводы по теме.
Таким образом, в ранних романтических произведениях М.Горький выступает писателем – гуманистом, утверждающим гуманистическую идею беззаветной любви к людям, самопожертвованию. Эту гуманистическую направленность будет звучать во всех его произведениях.
Дом. задание: 1. Прочитать пьесу М.Горького «На дне».
2. Индивидуальные задания по проблеме «Истинный и
ложный гуманизм» в пьесе «На дне», она раскрывается
через образы Барона, Луки, Сатина. Запишите вопросы:
- что привлекает в их характерах, поведении, поступках;