1843 год стал определяющим в жизни писателя: вышло и в печати его первое произведение поэма «Параша» и состоялась встреча с
В. Г. Белинским, «вождем и учителем». Однако настоящая известность пришла к Тургеневу в 1847г., когда в журнале «Современник», у истоков которого он стоял, был опубликован рассказ «Хорь и Калиныч», первый из будущего сборника «Записки охотника».
Вначале «Записки охотника» печатались отдельными рассказами (1847-1851 гг), а в 1852 г. вышли целой книгой.Белинский горячо приветствовал первый рассказ из цикла «Записокохотника» - «Хорь и Калиныч»: «Хорь» обещает в Вас замечательного писателя в будущем». «Записки охотника» были созданы не без влияния великого критика, который прозорливо заметил: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто
не входил»
«Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Это отдельные самостоятельные художественные произведения, но вместе они составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью.
Сборник открывается очерком «Хорь и Калиныч» о двух замечательных типах русского крестьянства и заканчиваются очерком «Лес и степь» - настоящим гимном русской природе:
● «Вы забрались на гору… Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто – зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек…»
Рассказ «Бирюк» является композиционным центром цикла «Записки
охотника», а рассказ "Малиновая вода" осуществляет переход от темы
крестьянства к теме разоряющегося дворянства ("Уездный лекарь", "Мой сосед Радилов", "Однодворец Овсяников").
Вывод: В «Записках охотника» сталкиваются друг с другом две России:
официальная, крепостническая с одной стороны, и народно – крестьянская, живая, поэтическая - с другой. Все герои тяготеют к этим двум полюсам –
«мертвому» или «живому».
Когда рассказы из сборника печатались отдельно, к Тургеневу не было претензий, но вместе они получили столь мощное антикрепостническое звучание, что их автор был отправлен в ссылку в Спасское.
Тургенев рассказывал: «Вдруг подходят ко мне двое молодых людей, по костюму и манерам вроде мещан или мастеровых, - «Позвольте узнать, - спрашивает один из них, - Вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» - «Я»! – «Тот самый, что написал «Записки охотника»? – «Тот самый». Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся Вам, - сказал один из них, - в знак уважения и благодарности от всего русского народа». Другой только молча поклонился.
2. Образ охотника – рассказчика в сборнике «Записки охотника»
Все рассказы и очерки объединил образ охотника – рассказчика. Его мать – крепостница («Живые мощи»), дед – помещик - самодур («Однодворец Овсянников»). Сам охотник не похож на своих родных, он ненавидит общество Стегуновых, Пеночкиных.
И.И.Панаев в своей заметке «Литературный маскарад накануне нового года», опубликованной в журнале «Современник», называет рассказчика в «Записках охотника» большим чудаком, ибо он хоть и скитается в охотничьем одеянии с ружьем и собакой, однако не столько охотится, сколько как будто вписывает себя в природу, при этом «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда, и птицы спокойно, ласково и безбоязненно летают вокруг этого странного охотника...». Этот «странный охотник» в тургеневском цикле не просто объединяет все рассказы, очерки - он олицетворяет некий идеал русского человека, каким его видит Тургенев. Наблюдения «странного охотника» невольно приводят читателя к проблемам прав человека, разговору об отношениях двух сословий, о том каким должен быть «новый» человек на новой ступени развития общества - главной теме сборнике.
Композиция цикла
«Записки охотника»
1 – ый очерк
«Хорь и Калиныч» - два типа русского крестьянства
Заключительный
очерк «Лес и степь» - настоящий гимн
русской природе
Тема
русского
крестьянства
Тема разоряющегося дворянства
народа
«Бирюк» -
композиционный центр
Все рассказы и очерки
объединил образ «странного»
охотника - рассказчика
3. Два типа русского национального характера в очерке «Хорь и
Калиныч». Анализ очерка:
1. Случайно ли Тургенев открывает сборник «Записки охотника»
очерком «Хорь и Калиныч»?
(Характеры Хоря и Калиныча определяют дальнейшую структуру «Записок охотника». Одни тяготеют к поэтическому, душевно-мягкому Калинычу, другие – к деловому и практичному Хорю)..
2. Какие два типа русского национального характера выявил
Тургенев в очерке «Хорь и Калиныч»?
● «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных».УХоря автор
подчеркивает его практическую сметку, трезвый, ясный ум; у Калиныча -
поэтическую, тонкую натуру.
3. Как вы понимаете характеристику Хоря «человек положительный,
практический, административная голова, рационалист»?
(Хорь – из Калужской губернии. Умный, хозяйственный. Добился барского разрешения перейти на оброк, приобретает фактическую независимость. Занимаясь торговлей маслом и дегтем, он обстроился, «накопил
деньжонку». «Человек положительный, практический, административная
голова, рационалист», барина видит насквозь. Усадьба и все в избе говорят о
прочности положения рачительного хозяина. Тургенев сравнивает Хоря с
Сократом. Это сравнение крепостного с великим философом имело
антикрепостнический пафос. Логическое завершение характеристики Хоря – слова «о силе и крепости русского народа»).
4. Как Тургенев подчеркивает близость к природе Калиныча?
(Калиныч – крестьянин из Орловской губернии - высокого роста, худой, с
небольшой загнутой назад головой. «Человек самого веселого и кроткого
нрава», он вынужден сопровождать барина на охоту, хозяйством не
занимается, перебивается «кое-как». Его характеризует восторженность, мечтательность. Калиныч приходит к Хорю, словно посол природы, с
пучком земляники в руках, Хорь ценит и уважает Калиныча, считает, что у
него «легкая» рука, доверяет ему ввести в сарай только что купленную
лошадь).
Вывод: Современников писателя поразили образы мужиков, с такой
психологической глубиной и любовью нарисованные в «Записках охотника». Автор с симпатией относится к Хорю с его «простой умной речью русского мужика», любуется Калинычем – с его врожденным чувством прекрасного и близостью к природе, иронически - к Полутыкину.
4. Тема нравственной силы закрепощенного народа в рассказах
«Касьян с Красивой Мечи» и «Певцы»
В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» Касьян ищет сказочную
праведную землю, где «живёт всяк человек в довольстве и справедливости». Страстная влюбленность в свой край – главная черта Касьяна, он знает повадки птиц и зверей, тоскует о покинутой родине, её просторах:
● «Там унас, на Красивой - то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь и, гоcnoдu боже мой, что же это? a? И река то, и луга, и лес, а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот какдалеко видно. Смотришь, смотришь, ах ты право!»
Кучер Ерофей говорит о нем: «Уж такой он человек «необыкновенный». Непостоянный такой, несоразмерный даже…»
Вывод: Любить и беречь природу, жить по её законам – вот важнейшая
тема рассказа «Касьян с Красивой Мечи". В рассказе «Певцы» впесне замечательного народного певца ЯковаТурка звучит «и молодость, и сила, и сладость и какая-то увлекательно-беспечная грусть». Вот как изображено пение Якова:
● «Oн пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и
необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами,
уходя в бесконечную даль... Русская, правдивая, горячая душа звучала и
дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские
струны».
Вывод: Тема «русской, правдивой, горячей души», нравственной силы
закрепощенного народа, его талантливости звучит в рассказах «Касьян с
Красивой Мечи» и «Певцы».
5. Рассказ «Бирюк» - композиционный центр цикла «Записки охотника».
Рассказ «Бирюк» даже по своему месту в сборнике 1852 года является
композиционным центром цикла «Записки охотника».
Как начинается рассказ?
С описания тревожного состояния природы. «Гроза надвигалась». И вскоре «сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя застучали, затлели по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась». Гроза настигла барина, возвращавшегося с охоты, он
вспоминает: «...лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к
широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца
ненастья...» Тут его и нашел Бирюк.
Каким показан лесник Фома?
Тургенев не случайно поселил своего героя не в обществе, среди людей, а в
лесу, среди природы. С одной стороны, это оправдано тем, что он лесник.
С другой — писатель будто незаметно подчеркивает, что лесник Фома не
похож на других мужиков и внешностью, и тем, что ни подкупить его нельзя, ни сжить со свету»... Он связан с природой тысячью незримых
нитей, что и определяет его нравственность. Даже с «барином» держит
он себя независимо.
С какой нравственной проблемой сталкивается
честный и великодушный Бирюк?
Воровать грешно, нарушение права частной собственности - преступно. Но если не воровать и не «преступать» — погибнет от голода и холода семья «вора».
К какому выводу подталкивает Тургенев читателя?
Проявление человечности — это не жалостливость, это уважение к человеческой личности, чьи права попраны. Жалостливостью существующее положение вещей не поправишь. Нужны не жалостливость и добрый барин. Нужны законы, которые не попирали бы права человека. Поэтому Бирюк и отмахнулся от барина, попытавшегосябыло заступиться за мужика. Поэтому барин и остался «вне природы», которая провела глубокую борозду между ним, лесником и мужиком;он этим людям чужой.
О необходимости законов, регулирующих отношения дворян и крестьян, Тургенев писал еще в 1842 году в официальной записке «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине», готовясь поступить на службу в Министерство внутренних дел, в только что организованный там особый комитет по крестьянским делам.
Как Тургенев рассматривает тему дворянства?
Вывод: Тема дворянства в «Записках охотника» не менее важная тема, чем тема крестьянства. Крепостное право, справедливо утверждает Тургенев, губительно не только для крестьянина. Неслучайно в рассказах, где речь идет о дворянах, нет пейзажей. Дворянин потерял свои связи с природой, он оторвался т нее, и в этом, по Тургеневу, его нравственная драма. Тот крестьянин, который связан с природой, как бы бесправен он ни был, остается человеком в любой ситуации; даже если почему-либо между крестьянином и природой появилась «трещина», он все равно социально остается крестьянином (за исключением дворовых, искусственно оторванных от земли). Крепостное право, порожденное самодержавием, губит и дворян. Дворянин теряет не только нравственный облик, но и способность вести экономически рентабельное хозяйство; крепостное право ведет дворянство не только к нравственной, но социально-экономической деградации. Это рассуждение писателя-гуманиста стало для России великим открытием
6. Живой, целостный образ народной России в сборнике Тургенева
Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются на ее фоне, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса,человека и степи.
Близость к родной земле, соблюдение законов природы – вот что дает силы человеку, считает Тургенев.
«...Тургенев, создавший в «Записках охотника» ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда!» - заметил И.А.Гончаров.
Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею живых. Крестьяне в «Записках охотника» - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов, духовно они свободнее и богаче циничных полутыкиных и жестоких пеночкиных.
Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позорное унижение России, в общественное явление несовместимое с нравственным достоинством человека.
В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство,
как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории
русской литературы, предвосхищает их. Образ «живой» России в ней
социально не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных
национально-русскими чертами характера. Таковы, например,
мелкопоместные дворяне типа Петра Петровича Каратаева или однодворцы,
среди которых выделяется Овсянников. Живые силы нации Тургенев находит
и в кругу культурного дворянства. Василий Васильевич, которого охотник
называет Гамлетом Щигровского уезда, мучительно переживает свою
беспочвенность, свой отрыв от России, от народа. В «Записках охотника»
показывается, что крепостное право враждебно как человеческому
достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это
общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.
Поэтому живые силы нации писатель ищет и в крестьянской, и в дворянской
среде. Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского
человека, Тургенев подводит читателя к мысли о том, что в борьбе с
общенациональным врагом должна принять участие вся «живая» Россия, не
только крестьянская, но и дворянская.
Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный
смысл, скрытую взаимосвязь всего в природе: человека и реки, человека и
леса, степи, которые помогли русскому человеку осознать себя. В «Записках
охотника» впервые ощутил Тургенев как единство, живое художественное
целое.
Его книга дала целое направление русской литературе: «Записки из