kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Русская, правдивая, горячая душа в "Записках охотника" И.С.Тургенева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет при подготовке к уроку по произведению "Записки охотника"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Русская, правдивая, горячая душа в "Записках охотника" И.С.Тургенева"»

Тема урока: «Русская, правдивая, горячая душа» в «Записках охотника»

И.С.Тургенева

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной

презентации

Цели урока.

Образовательная: раскрыть широкий обобщающий смысл цикла "Записки

охотника", подчеркнуть столкновение России

официальной, крепостнической с одной стороны, и

народно - крестьянской, живой, поэтической - с другой

в сборнике "Записки охотника",

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, формирование

поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к русской

природе, веры в народ и великое будущее России

Оборудование урока: альбом «И.С.Тургенев «Выставка в школе»,

компьютерная презентация: «…Родине

поклонитесь…»

Опережающее задание: сообщение учащегося: «Тема нравственной силы

закрепощенного народа в рассказах «Касьян с

Красивой Мечи» и «Певцы»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Русский человек так уверен в своей силе и крепости,

что он не прочь и поломать себя: он мало занимается

своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо – то

ему нравится, что разумно – того ему и подавай, а откуда

оно идет, - ему все равно.

И.С.Тургенев. «Записки охотника»

…На тысячу вёрст кругом Россия – родной край.

И.С.Тургенев. «Деревня»

План урока.

1. Общая характеристика сборника «Записки охотника».

2. «Странный охотник» в сборнике «Записки охотника»

3. Два типа русского национального характера в очерке «Хорь и Калиныч».

4. Сообщение учащегося: «Тема нравственной силы закрепощенного народа в рассказах «Касьян с Красивой Мечи» и «Певцы».

5. Рассказ «Бирюк» - композиционный центр цикла «Записки охотника».

6. Живой, целостный образ народной России в сборнике Тургенева

7. Антикрепостническая направленность «Записок охотника».


Проблемные вопросы:

  1. Почему, когда «Записки охотника» печатались отдельно, к

Тургеневу не было претензий, а когда они были напечатаны

вместе, их автор был отправлен в ссылку в Спасское?

  1. Как в сборнике «Записки охотника» Тургенев раскрывает красоту и силу народных характеров, их единство с природой?

1. Общая характеристика сборника «Записки охотника».

1843 год стал определяющим в жизни писателя: вышло и в печати его первое произведение поэма «Параша» и состоялась встреча с

В. Г. Белинским, «вождем и учителем». Однако настоящая известность пришла к Тургеневу в 1847г., когда в журнале «Современник», у истоков которого он стоял, был опубликован рассказ «Хорь и Калиныч», первый из будущего сборника «Записки охотника».

Вначале «Записки охотника» печатались отдельными рассказами (1847-1851 гг), а в 1852 г. вышли целой книгой. Белинский горячо приветствовал первый рассказ из цикла «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч»: «Хорь» обещает в Вас замечательного писателя в будущем». «Записки охотника» были созданы не без влияния ве­ликого критика, который прозорливо заметил: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто

не входил»

«Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Это отдельные самостоятельные художественные произведения, но вместе они составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью.

Сборник открывается очерком «Хорь и Калиныч» о двух замечательных типах русского крестьянства и заканчиваются очерком «Лес и степь» - настоящим гимном русской природе:

«Вы забрались на гору… Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто – зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек…»

Рассказ «Бирюк» является композиционным центром цикла «Записки

охотника», а рассказ "Малиновая вода" осуществляет переход от темы

крестьянства к теме разоря­ющегося дворянства ("Уездный лекарь", "Мой сосед Радилов", "Одно­дворец Овсяников").

Вывод: В «Записках охотника» сталкиваются друг с другом две России:

официальная, крепостническая с одной стороны, и народно – крестьянская, живая, поэтическая - с другой. Все герои тяготеют к этим двум полюсам –

«мертвому» или «живому».

Когда рассказы из сборника печатались отдельно, к Тургеневу не было претензий, но вместе они получили столь мощное антикрепостническое звучание, что их автор был отправлен в ссылку в Спасское.

Тургенев рассказывал: «Вдруг подходят ко мне двое молодых людей, по костюму и манерам вроде мещан или мастеровых, - «Позвольте узнать, - спрашивает один из них, - Вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» - «Я»! – «Тот самый, что написал «Записки охотника»? – «Тот самый». Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся Вам, - сказал один из них, - в знак уважения и благодарности от всего русского народа». Другой только молча поклонился.

2. Образ охотника – рассказчика в сборнике «Записки охотника»

Все рассказы и очерки объединил образ охотника – рассказчика. Его мать – крепостница («Живые мощи»), дед – помещик - самодур («Однодворец Овсянников»). Сам охотник не похож на своих родных, он ненавидит общество Стегуновых, Пеночкиных.

И.И.Панаев в своей за­метке «Литературный маскарад накануне нового года», опубликованной в журнале «Современник», назы­вает рассказчика в «Записках охотника» большим чудаком, ибо он хоть и скитается в охотничьем одеянии с ружьем и собакой, однако не столь­ко охотится, сколько как будто вписывает себя в природу, при этом «ни­что в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда, и птицы спокойно, ласково и безбоязненно летают вокруг это­го странного охотника...». Этот «странный охотник» в тургеневском цикле не просто объединяет все рассказы, очерки - он олицетво­ряет некий идеал русского человека, каким его видит Тургенев. Наблюдения «странного охотника» невольно приводят читателя к проб­лемам прав человека, разговору об отношениях двух сословий, о том каким должен быть «новый» человек на новой ступени развития общества - главной теме сборнике.

Композиция цикла

«Записки охотника»






1 – ый очерк

«Хорь и Калиныч» - два типа русского крестьянства

Заключительный

очерк «Лес и степь» - настоящий гимн

русской природе


Тема

русского

крестьянства

Тема разоряющегося дворянства


народа


«Бирюк» -

композиционный центр







Все рассказы и очерки

объединил образ «странного»

охотника - рассказчика






3. Два типа русского национального характера в очерке «Хорь и

Калиныч». Анализ очерка:

1. Случайно ли Тургенев открывает сборник «Записки охотника»

очерком «Хорь и Калиныч»?

(Характеры Хоря и Калиныча определяют дальнейшую структуру «Записок охотника». Одни тяготеют к поэтическому, душевно-мягкому Калинычу, другие – к деловому и практичному Хорю)..

2. Какие два типа русского национального характера выявил

Тургенев в очерке «Хорь и Калиныч»?

● «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных». У Хоря автор

подчеркивает его практическую сметку, трезвый, ясный ум; у Калиныча -

поэтическую, тонкую натуру.

3. Как вы понимаете характеристику Хоря «человек положительный,

практический, административная голова, рационалист»?

(Хорь – из Калужской губернии. Умный, хозяйственный. Добился барского разрешения перейти на оброк, приобретает фактическую независимость. Занимаясь торговлей маслом и дегтем, он обстроился, «накопил

деньжонку». «Человек положительный, практический, административная

голова, рационалист», барина видит насквозь. Усадьба и все в избе говорят о

прочности положения рачительного хозяина. Тургенев сравнивает Хоря с

Сократом. Это сравнение крепостного с великим философом имело

антикрепостнический пафос. Логическое завершение характеристики Хоря – слова «о силе и крепости русского народа»).

4. Как Тургенев подчеркивает близость к природе Калиныча?

(Калиныч – крестьянин из Орловской губернии - высокого роста, худой, с

небольшой загнутой назад головой. «Человек самого веселого и кроткого

нрава», он вынужден сопровождать барина на охоту, хозяйством не

занимается, перебивается «кое-как». Его характеризует восторженность, мечтательность. Калиныч приходит к Хорю, словно посол природы, с

пучком земляники в руках, Хорь ценит и уважает Калиныча, считает, что у

него «легкая» рука, доверяет ему ввести в сарай только что купленную

лошадь).

Вывод: Современников писателя поразили образы мужиков, с такой

психологической глубиной и любовью нарисованные в «Записках охотника». Автор с симпатией относится к Хорю с его «простой умной речью русского мужика», любуется Калинычем – с его врожденным чувством прекрасного и близостью к природе, иронически - к Полутыкину.

4. Тема нравственной силы закрепощенного народа в рассказах

«Касьян с Красивой Мечи» и «Певцы»

В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» Касьян ищет сказочную

праведную землю, где «живёт всяк человек в довольстве и справедливости». Страстная влюбленность в свой край – главная черта Касьяна, он знает повадки птиц и зверей, тоскует о покинутой родине, её просторах:

«Там у нас, на Красивой - то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь и, гоcnoдu боже мой, что же это? a? И река то, и луга, и лес, а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно. Смотришь, смотришь, ах ты право!»

Кучер Ерофей говорит о нем: «Уж такой он человек «необыкновенный». Непостоянный такой, несоразмерный даже…»

Вывод: Любить и беречь природу, жить по её законам – вот важнейшая

тема рассказа «Касьян с Красивой Мечи". В рассказе «Певцы» в песне замечательного народного певца ЯковаТурка звучит «и молодость, и сила, и сладость и какая-то увлекательно-беспечная грусть». Вот как изображено пение Якова:

«Oн пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и

необозримо широким, слов­но знакомая степь раскрывалась перед вами,

уходя в бесконеч­ную даль... Русская, правдивая, горячая душа звучала и

дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские

струны».

Вывод: Тема «русской, правдивой, горячей души», нравственной силы

закрепощенного народа, его талантливости звучит в рассказах «Касьян с

Красивой Мечи» и «Певцы».

5. Рассказ «Бирюк» - композиционный центр цикла «Записки охотника».

Рассказ «Бирюк» даже по своему месту в сборнике 1852 года является

композиционным центром цикла «Записки охотника».

  • Как начинается рассказ?

С описания тревожного состояния природы. «Гроза надвигалась». И вскоре «сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя застучали, затле­ли по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась». Гроза настигла барина, возвращавшегося с охоты, он

вспоминает: «...лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к

широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца

ненастья...» Тут его и нашел Бирюк.

  • Каким показан лесник Фома?

Тургенев не случайно поселил своего героя не в обществе, среди людей, а в

лесу, среди природы. С одной стороны, это оправдано тем, что он лесник.

С другой — писатель будто незаметно подчеркивает, что лесник Фома не

похож на других мужиков и внешностью, и тем, что ни подкупить его нельзя, ни сжить со свету»... Он связан с природой тысячью незримых

нитей, что и определяет его нравственность. Даже с «барином» держит

он себя независимо.

  • С какой нравственной проблемой сталкивается

честный и великодушный Бирюк?

Воровать грешно, нарушение права частной собственности - преступно. Но если не воровать и не «преступать» — погибнет от голода и холода семья «вора».

  • К какому выводу подталкивает Тургенев читателя?

Проявление человечности — это не жалостливость, это уважение к человеческой личности, чьи права попраны. Жалостливостью существующее положение вещей не поправишь. Нужны не жалостливость и добрый барин. Нужны законы, которые не попирали бы права человека. Поэтому Бирюк и отмахнулся от барина, попытавшегося было заступиться за мужика. Поэтому барин и остался «вне природы», которая провела глубокую борозду между ним, лесником и мужиком; он этим людям чужой.

О необходимости законов, регулирующих отношения дворян и крестьян, Тургенев писал еще в 1842 году в официальной записке «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине», готовясь поступить на службу в Министерство внутренних дел, в только что организованный там особый комитет по крестьянским делам.

  • Как Тургенев рассматривает тему дворянства?

Вывод: Тема дворянства в «Записках охотника» не менее важная тема, чем тема крестьянства. Крепостное право, справедливо утверждает Тургенев, губительно не только для крестьянина. Неслучайно в рассказах, где речь идет о дворянах, нет пейзажей. Дворянин потерял свои связи с природой, он оторвался т нее, и в этом, по Тургеневу, его нравственная драма. Тот крестьянин, который связан с природой, как бы бесправен он ни был, остается человеком в любой ситуации; даже если почему-либо между крестьянином и природой появилась «трещина», он все равно социально остается крестьянином (за исключением дворовых, искусственно оторванных от земли). Крепостное право, порожденное самодержавием, губит и дворян. Дворянин теряет не только нравственный облик, но и способность вести экономически рентабельное хозяйство; крепостное право ведет дворянство не только к нравственной, но социально-экономической деградации. Это рассуждение писателя-гуманиста стало для России великим открытием

6. Живой, целостный образ народной России в сборнике Тургенева

Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотни­ка» не просто изображаются на ее фоне, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из гро­зовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих вза­имную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

Близость к родной земле, соблюдение законов природы – вот что дает силы человеку, считает Тургенев.

«...Тургенев, создавший в «Записках охотника» ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любо­вью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда!» - заметил И.А.Гончаров.

7. Антикрепостническая направленность «Записок охотника».

Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею живых. Крестьяне в «Записках охотника» - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов, духовно они свободнее и богаче циничных полутыкиных и жестоких пеночкиных.

Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позорное унижение России, в общественное явление несовместимое с нравственным достоинством человека.

В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство,

как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории

русской литературы, предвосхищает их. Образ «живой» России в ней

социально не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных

национально-русскими чертами характера. Таковы, например,

мелкопоместные дворяне типа Петра Петровича Каратаева или однодворцы,

среди которых выделяется Овсянников. Живые силы нации Тургенев находит

и в кругу культурного дворянства. Василий Васильевич, которого охотник

называет Гамлетом Щигровского уезда, мучительно переживает свою

беспочвенность, свой отрыв от России, от народа. В «Записках охотника»

показывается, что крепостное право враждебно как человеческому

достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это

общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.

Поэтому живые силы нации писатель ищет и в крестьянской, и в дворянской

среде. Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского

человека, Тургенев подводит читателя к мысли о том, что в борьбе с

общенациональным врагом должна принять участие вся «живая» Россия, не

только крестьянская, но и дворянская.

Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный

смысл, скрытую взаимосвязь всего в природе: человека и реки, человека и

леса, степи, которые помогли русскому человеку осознать себя. В «Записках

охотника» впервые ощутил Тургенев как единство, живое художественное

целое.

Его книга дала целое направление русской литературе: «Записки из

Мертвого дома» Достоевского, «Губернские очерки» - Салтыкова -Щедрина,

эпос «Войны и мира» Толстого. Слава и известность Тургенева сильно

возросла после появления «Записок охотника».

Вопросы для закрепления:

1. Как вы понимаете слова французского писателя Ромена Роллана

о том, что из каждого рассказа «За­писок охотника» мог бы выйти

целый роман Толстого?

2. В чем выразилась антикрепостническая направленность

«Записок охотника»?

3. Прав ли был Белинский, говоривший о новом подходе

Тургенева к освещению народной темы?

Итоги урока

Домашнее задание: читать роман «Дворянское гнездо»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Русская, правдивая, горячая душа в "Записках охотника" И.С.Тургенева"

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 26.12.2024

Номер свидетельства: 662760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства