kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.А.Клычков "Весна в лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена технологическая карта урока в соответствии с ФГОС. Подробно расписан ход урока (этапы, цели каждого этапа, деятельность учителя и обучающихся) Основными целями урока являются :

научить анализировать лирическое произведение, определять переживания, выраженные в нем

формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С.А.Клычков "Весна в лесу"»

Дата: 22.03.2016

Учитель: Елизарьева А.Н.

Класс: 4 «Е»

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема: «Поэзия С.А. Клычкова «Весна в лесу»

Цель: Обеспечить целостного восприятия и осмысления поэтического текста

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты: обучающиеся научатся выразительно читать стихи; понимать развитие чувства лирика

Предметные

Метапредметные

Личностные

-научить анализировать лирическое стихотворение; определять переживания, выраженные в нем;

формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение


Познавательные УУД:

выделять и формулировать познавательную цель сопоставлять и отбирать нужную информацию; овладевать навыками смыслового чтения; делать выводы; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; оценивать результаты работы

Коммуникативные УУД:

уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;  излагать своё мнение, аргументировать ответ; дополнять ответы других обучающихся

Проявлять интерес к творчеству поэтов, вырабатывать собственное мнение от прослушивания

адекватно оценивать результаты своей деятельности.


Меж предметные связи:

Ресурсы урока

Для учителя:учебник «Литературное чтение» 4 класс 2часть, автор презентация

Для учащихся:учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор тетрадь, ручка,







Этапы урока, цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Мотивация учебной деятельности

Цель: вызвать у уч-ся внутреннюю потребность включения в учебную деятельность


Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать?

Настроились на плодотворную работу



2. проверка д.з.

Цель: проверить готовность к домашней работе


Прочитайте выразительно стихотворение Есенина Лебедушка, синквейн

3 человека читают стихотворение, 2 человека зачитывают синквейны о лебеде, орле

3. Подготовка к восприятию стихотворения.

Цель: познакомить с творчеством автора и названием произведения

Послушайте стихотворение- загадку:


Пришла, улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»


-Про какое время года это стихотворение?

Значит, мы сегодня будем читать…..

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу».


Несколько слов о писателе:Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии.. Родители сыграли большую роль в воспитании будущего писателя. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. Для его стихов были характерны песенная нежность, легкость.

Ученики внимательно слушают, отгадывают загадку.







- О весне



4. Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу».

Цель: определить цель работы на уроке Обеспечить целостного восприятия и осмысления поэтического текста

1)- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу».

- О чём нам говорит название этого произведения?



- Какую цель мы поставим перед собой на уроке, если работа пойдет над стихотворением?



2) Чтение стихотворения учителем.

- О чём это стихотворение?

- Какие признаки наступления весны в лесу вы знаете?


3) - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему?

Работа со «Словарём настроений»

выбери настроение, соответствующее стихотворению.

- Как относится поэт к весеннему лесу?

- Прочитайте строчки, которые вам понравились

4) Лексическая работа:

- В стихотворении встречается устаревшая лексика:

утренник- начало дня
груда- большая куча чего-нибудь
рудый- вымерший, грубый
дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать.
яр – глубокий, заросший овраг
никнуть- опускаться, пригибаться
истома-чувство приятной расслабленности
бор- хвойный лес
странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье



- О весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы, как лесные жители встречают весну

- научиться выразительно читать, понять замысел и чувства автора




- Как оживает природа в лесу с приходом весны.



Ответы детей


- Бодрое, пробуждение, восхищение, радость


- С восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса, ещё ему нравится, он хочет уйти в лес до завтра.










5Физминутка



6. Работа по содержанию

Цель: Осмысления поэтического текста, развитие навыков анализа лирического произведения


- Какое время суток изображено в стихотворении?


Чтение первой строфы.

- О чем эти строки?

- Найдите слова, которые зовут нас в лес?

- Почему автор приглашает нас рано в утренник?




Чтение второй строфы.

- Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните

- Кого встречаем в лесу?

- Почему так много действующих лиц?

- Почему зайцы собираются грудой?

- Какие звуки леса мы слышим?

- Какой ствол выбирает дятел?

- Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.
Комментарии о пользе дятла:
- Дятла называют «лесным санитаром». Почему?

Чтение третий строфы.

- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки. Комментарий о весенних повадках медведя:
- Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.(тягучий – медленный, побродить – идти не быстро)

Почему – багровый хребет?


Чтение четвертой строфы.

- Почему автор хочет уйти в бор?

- Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых.

- Глухари кружатся, как вы себе это представляете?


Чтение пятой строфы.

- Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном страннике « с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком , то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)

- А каким вы представляете Весну?

- Какие художественные приёмы использует автор свойственные только поэтической речи? Найдите их, подчеркните карандашом. Назовите. Какие слова используем.

Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Олицетворения - это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия

-Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению?




- А какие птицы прилетают к нам весной?


- Грачей называют вестниками весны. Давайте вспомним пословицы и поговорки о грачах.






Ответы детей.


- Автор зовет нас в лес

- Тепло, мягкий мох

- Чтобы больше успеть увидеть, наблюдать за изменениями в природе






- Зайца и дятла

- Чтобы лучше рассказать о весне в лесу, об изменениях в природе.

- Место сухое

- Капель, звук дятла

- Рудый









- Отсвет зари



- Он хочет наблюдать за пробуждением весны.

- Это птицы сойки, они клохчут как курицы.

- Глухари танцуют друг перед другом, распустив крылья

- Так поэт описывает образ Весны








Повторяют понятия, находят приемы в тексте














- Лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву

-Грачи, журавли, скворцы, жаворонки, ласточки.


Грач на горе – весна на дворе.

Увидел грача – весну встречай.

Грач в воздухе – весна на улице.

Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна.

7. Подготовка к выразительному чтению

Цель: Добиваться осознанного, выразительного чтения; развивать поэтический слух.

Как вы думаете, какое должно быть настроение у стихотворения о весне? Почему?


1) Подготовка к выразительному чтению.


-Что значит прочитать выразительно?

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит?

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?

- Почти во всех стихотворениях о весне настроение весёлое, радостное, звонкое, воспевающее, восхищённое


8 Выразительное чтение стихотворения

Цель: С выражением прочитать стихотворение, через чтение передать мысль стихотворения

-Прочитайте выразительно.


Выразительное чтение стихотворения нескольким учениками, оценивание по критериям: В Ц.с.

9. .Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку уч-ся собственной учебной деятельности






- Что полезного и интересного вы узнали сегодня уроке?





- Что нам дарит весенняя природа?
Оцените свою деятельность на уроке по плану:

Я узнал…..

Мне удалось….

Мне захотелось…..


Ученики отвечают на вопросы

- Говорили о красоте весенней природы в стихах, читали выразительно, пытались понять настроение автора, передать чувства автора

- Радость, красоту, хорошее настроение


Высказывания детей

10 Запись д.з.

Стр.63-64-выразительное чтение стихотворений, написать мини сочинение Почему мне нравится весна? 3-4 предложения

Ученики записывают домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С.А.Клычков "Весна в лесу"

Автор: Елизарьева Александра Николаевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства