3. Подготовка к восприятию стихотворения. Цель: познакомить с творчеством автора и названием произведения | Послушайте стихотворение- загадку: Пришла, улыбнулась - утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды Наряд белоснежный надели сады. Взревев, за работу взялись трактора. А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» -Про какое время года это стихотворение? Значит, мы сегодня будем читать….. - Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу». Несколько слов о писателе:Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии.. Родители сыграли большую роль в воспитании будущего писателя. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. Для его стихов были характерны песенная нежность, легкость. | Ученики внимательно слушают, отгадывают загадку. - О весне |
4. Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу». Цель: определить цель работы на уроке Обеспечить целостного восприятия и осмысления поэтического текста | 1)- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу». - О чём нам говорит название этого произведения? - Какую цель мы поставим перед собой на уроке, если работа пойдет над стихотворением? 2) Чтение стихотворения учителем. - О чём это стихотворение? - Какие признаки наступления весны в лесу вы знаете? 3) - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему? Работа со «Словарём настроений»
выбери настроение, соответствующее стихотворению.
- Как относится поэт к весеннему лесу? - Прочитайте строчки, которые вам понравились 4) Лексическая работа:
- В стихотворении встречается устаревшая лексика:
утренник- начало дня груда- большая куча чего-нибудь рудый- вымерший, грубый дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать. яр – глубокий, заросший овраг никнуть- опускаться, пригибаться истома-чувство приятной расслабленности бор- хвойный лес странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье | - О весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы, как лесные жители встречают весну - научиться выразительно читать, понять замысел и чувства автора - Как оживает природа в лесу с приходом весны. Ответы детей - Бодрое, пробуждение, восхищение, радость - С восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса, ещё ему нравится, он хочет уйти в лес до завтра. |
6. Работа по содержанию Цель: Осмысления поэтического текста, развитие навыков анализа лирического произведения | - Какое время суток изображено в стихотворении? Чтение первой строфы. - О чем эти строки? - Найдите слова, которые зовут нас в лес? - Почему автор приглашает нас рано в утренник? Чтение второй строфы. - Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните - Кого встречаем в лесу? - Почему так много действующих лиц? - Почему зайцы собираются грудой? - Какие звуки леса мы слышим? - Какой ствол выбирает дятел? - Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну. Комментарии о пользе дятла: - Дятла называют «лесным санитаром». Почему?
Чтение третий строфы. - Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки. Комментарий о весенних повадках медведя: - Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.(тягучий – медленный, побродить – идти не быстро) Почему – багровый хребет? Чтение четвертой строфы. - Почему автор хочет уйти в бор? - Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых. - Глухари кружатся, как вы себе это представляете? Чтение пятой строфы. - Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном страннике « с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком , то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.) - А каким вы представляете Весну?
- Какие художественные приёмы использует автор свойственные только поэтической речи? Найдите их, подчеркните карандашом. Назовите. Какие слова используем. Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон. Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Олицетворения - это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия -Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению? - А какие птицы прилетают к нам весной? - Грачей называют вестниками весны. Давайте вспомним пословицы и поговорки о грачах. | Ответы детей. - Автор зовет нас в лес - Тепло, мягкий мох - Чтобы больше успеть увидеть, наблюдать за изменениями в природе - Зайца и дятла - Чтобы лучше рассказать о весне в лесу, об изменениях в природе. - Место сухое - Капель, звук дятла - Рудый - Отсвет зари - Он хочет наблюдать за пробуждением весны. - Это птицы сойки, они клохчут как курицы. - Глухари танцуют друг перед другом, распустив крылья - Так поэт описывает образ Весны Повторяют понятия, находят приемы в тексте
- Лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву -Грачи, журавли, скворцы, жаворонки, ласточки. Грач на горе – весна на дворе. Увидел грача – весну встречай. Грач в воздухе – весна на улице. Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна. |
7. Подготовка к выразительному чтению Цель: Добиваться осознанного, выразительного чтения; развивать поэтический слух. | Как вы думаете, какое должно быть настроение у стихотворения о весне? Почему? 1) Подготовка к выразительному чтению. -Что значит прочитать выразительно? - Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? -Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю? | - Почти во всех стихотворениях о весне настроение весёлое, радостное, звонкое, воспевающее, восхищённое |
9. .Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку уч-ся собственной учебной деятельности | - Что полезного и интересного вы узнали сегодня уроке?
- Что нам дарит весенняя природа? Оцените свою деятельность на уроке по плану: Я узнал….. Мне удалось…. Мне захотелось….. | Ученики отвечают на вопросы - Говорили о красоте весенней природы в стихах, читали выразительно, пытались понять настроение автора, передать чувства автора - Радость, красоту, хорошее настроение Высказывания детей |