Знакомство обучающихся с творчеством С. Я. Маршака через сказку - пьесу.
Учить читать по ролям, давать полные ответы.
Развивать навыки беглого, правильного, выразительного чтения. Обогащать словарный запас новыми словами и выражениями.
Коррекция мыслительных процессов через упражнения «Мозговая гимнастика»
Воспитывать у обучающихся умение сочувствовать другим людям, переживать за кого – либо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1 урок»
Класс: 6
Учитель: Кутимская О. В.
Предмет: чтение
Тема: С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1 урок
Цель: Знакомство обучающихся с творчеством С. Я. Маршака через сказку - пьесу.
Учить читать по ролям, давать полные ответы.
Развивать навыки беглого, правильного, выразительного чтения. Обогащать словарный запас новыми словами и выражениями.
Коррекция мыслительных процессов через упражнения «Мозговая гимнастика»
Воспитывать у обучающихся умение сочувствовать другим людям, переживать за кого – либо.
Оборудование: записи на доске, портрет, выставка книг С. Я. Маршака
Ход урока:
Организационный момент
«Мозговая гимнастика»
«Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи (30 сек)
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки – 3 раза.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте по часовой стрелке 6 кругов, затем против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо – влево, вверх – вниз по 6 раз.
Проверка домашнего задания
Устная работа – обсуждение
- Скажите, что общего между рассказом «Таинственный ночной гость» и «Лесная кормушка»?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ Ю. Дмитриева «Таинственный ночной гость»?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Какими словами она выражена в тексте? Прочитайте.
Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного поэта Самуила Яковлевича Маршака
Активизация знаний
Слово учителя
Посмотрите на портрет.
С. Я. Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и дружная. Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.
Будущий поэт рано полюбил стихи и уже в 4 года он пытался сочинять, а в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил произведения древнеримского поэта Горация.
Маршак учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества он посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.
В 1920 году в городе Краснодаре Самуил Яковлевич создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить произведения английских поэтов и английские народные песни.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) С. Я. Маршак не расставался с пером и бумагой.
А какие сказки Маршака вы знаете?
Знакомство с пьесой – сказкой
Прочитайте название сказки. Кому эта сказка уже знакома?
Работа со словарём
Но это не просто сказка. Это пьеса – сказка. Кто знает, что такое «пьеса»?
Давайте найдём значение этого слова в словаре. Как будем искать? Правильно, надо открыть словарь на букве «п» и найти нужное слово. А можно зайти в интернет и открыть нужную ссылку. Она у вас в документе «словарь» на рабочем столе. Печатаем слово «пьеса» в окне и читаем значение. (Драматическое произведение для театрального представления. Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
Знакомство со сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев» через чтение: учитель – 1 ученик – учитель – 2 ученик и т.д.
Будьте внимательны. После знакомства мы с вами определим особенности этой пьесы и будем определять характеры главных героев.
Физминутка. «перекрёст» «параллель» «перекрёст»
Чтение первого действия и работа по содержанию
Словарная работа
Мачеха
Падчерица
Чтение: учитель – 1 ученик – учитель – 2 ученик и т.д. Стараемся менять интонацию главных героев
Работа по содержанию
В какое время года происходит действие сказки?
Кто главные герои сказки?
Для чего дочка перебирала корзинки?
Кто вспомнит, почему королева захотела подснежники зимой?
Почему старуха не захотела отправить свою дочь?
Как к этому отнеслась дочка?
Кого они решили отправить в лес за подснежниками?
Зачем им понадобились подснежники?
Пошла ли падчерица в лес? Почему?
- Что вы можете сказать об этой девушке, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
Как думаете, все ли люди, которые окружали девушку, любили её? (нет, мачеха и её дочка не любили её) Докажите строками из текста.
В чём упрекали мать с дочерью падчерицу? Зачитайте
Гимнастика для глаз (слайд)
Закрепление
Давайте вернёмся к началу нашего урока и определим особенности драматического жанра – пьесы. В этом нам поможет учебник. Что характерно для пьесы? (на доску - карточки)
для исполнения на сцене
обозначены герои – действующие лица
в скобках даны указания для актёров
мелким шрифтом – указания для художника и режиссёра
части – действия, картина
место действия
Домашнее задание
Стр.118 – 122 чтение по ролям
1гр. – определить характеры героев
2гр. – вопросы учебника
Итог. Оценки.
Как называется сказка, с которой мы познакомились?
О чём эта сказка? (о добре и зле)
Как вы думаете победит ли добро в этой сказке?
Как оцениваете свою деятельность на уроке? Продолжите предложение.