III.Подготовительный этап к теме. | - Зимняя природа побуждает людей творить чудеса. -Посмотрите вот на эти иллюстрации с зимними пейзажами. ( слайды №1,2,3,4,5). -Мне сейчас очень хочется очутиться в зимнем лесу. Там свежий морозный воздух. Настроение бодрое ,радостное… -Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь? -Определите фамилию автора с произведением которого мы сегодня познакомимся. ( слайд №6) Открыть запись на доске С.Есенин «Пороша». | Слушают учителя; Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. О зиме, о морозе, о зимнем лесе… | П – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации; К- умение оформлять мысли в устной форме Л – формирование чувства прекрасного, способность строить понятные для собеседника высказывания; |
IV.Мотивация. | -Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему хотели бы научиться? -А для чего это вам нужно? (слайд №7-погружение в урок). -Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет? -Прочитайте текст на слайде. Как вы думаете за что же Сергей Есенин любил зиму? -А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать, и песню спеть, и стихи почитать. -Представьте, что сейчас темный зимний вечер. На улице снег. Ветер. А у нас тепло и уютно. Горят свечи. Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима». -Изобразить зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок , композитор - с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин «нарисовал» картины зимы словами. Послушайте его стихотворение «Пороша» ( Аудиокнига) | Отвечают на вопросы учителя, -Научиться выразительно читать стихотворение ;хотелось бы найти в стихотворении красивые слова и выражения о зиме; узнать о жизни и творчестве Есенина… -Что бы больше знать; чтобы красиво и правильно говорить… -Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд. -Зимой много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за падающими снежинками… | Л - формирование познавательных мотивов Р – умение оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей; К- умение строить речевое высказывание. |
VIII. Работа над текстом произведения. | -Стихотворение называется «Пороша». Что же такое пороша? -Герой стихотворения наблюдает жизнь природы. Что он видит вокруг? Работа с учебником и рабочей тетрадью. -Прочитай первое четверостишие. -Какие звуки слышны в тишине? -Найди в стихотворении ответ на вопрос, прочитай. -Как вы думаете , каков должен быть характер звучания стихотворения? Работа с тетрадью (с.36, №1). В отрывке стихотворения расставь паузы. Подчеркни слова, которые выделишь при чтении. -Прочитайте четверостишие еще раз. При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом. Прочитай второе четверостишие. -Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? (работа в парах) -Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? Представьте, что вы «вступили» в мир невидимки, заколдовавшего лес, расскажите о его снах. Какой сказочный сон, по-вашему, видит лес? -Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора? -Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта. -Что вы представляли,читая это четверостишие? -При повторном чтении текста вам надо постараться удивиться тому,что сосна похожа на старушку, показать голосом , как дятел долбит ствол дерева. Работа с тетрадью (с.36,№2). Нарисуй иллюстрацию к словам: Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. -Дочитаем стихотворение. -Какие представления возникли у вас при чтении? -Как надо читать эти строки? -Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит? -Зимняя дорога,которая убегает вдаль,напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль». -Почему дорога кажется поэту лентой? Работа с тетрадью(с.37,№3) Выпиши пары слов, стоящие в рифме. -Давайте еще раз вдумаемся в содержание стихотворения С.Есенина. -Какое название дал стихотворению С.Есенин? -Тогда почему в стихотворении ни разу это слово не прозвучало? -Кому понравилось стихотворение? Поднимите руку. | Отвечают на вопросы учителя; Высказывают свои предположения. Пороша-это слой только что выпавшего снега. -Крики ворон, стук дятла. -Спокойный, неторопливый, задумчивый. -Конь замедлил шаг,пошел тихо, а потом совсем остановился. -Всадник очарован лесом, поражен видом сосны. -Дремать - некрепко спать, быть в полусне. -Лес не крепко спит. -Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать. -Значит, он проснется. -Поэт видит сосну, которая стоит на опушке леса. Поэту жалко сосну. Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»). Она одинока и стара(«оперлася на клюку»). Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса. -Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная в даль. -Более быстрым темпом, бодро, весело. -Все вокруг, и поля ,и луга покрыты снегом. -Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту. Выписывают пары слов: звоны-вороны косынкой-невидимкой клюку-суку шаль-даль -«Пороша». -Потому ,что порошей , т.е.снегом украшен весь лес, дорога и автор, а вместе с ним и мы,любуемся красотой, которая создана снегом, порошей. | П – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации; К- умение оформлять мысли в устной форме Л – формирование чувства прекрасного, способность строить понятные для собеседника высказывания; |