Просмотр содержимого документа
«С.Я. Маршак « Как поработала зима». Знакомство с видами рифм.»
Майборода Т.Н.
Урок «открытия нового знания» в 4 классе. (Литературное чтение)
УМК «Перспективная начальная школа».
ТЕМА УРОКА: С.Я. Маршак « Как поработала зима». Знакомство с видами рифм.
Деятельностная цель:
Формирование умений реализации новых способов действия; умения определять
разные виды рифм в поэтических произведениях.
Содержательная цель:
Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; виды рифм (парная, перекрёстная, охватная)
Задачи урока.
-Познакомить со стихотворением С.Я.Маршака « Как поработала зима».
-Формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения.
-Познакомиться с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной.
-Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика.
-Развивать умение передавать настроение и чувства при чтении стихотворения.
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному стихотворению, к произведениям живописи и музыки.
Структура урока.
Этап мотивации
Актуализация и пробное учебное действие
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Реализация построенного проекта.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Включение нового знания в систему знаний.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Технологическая карта урока.
Ход урока.Этап мотивации Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
Формируемые ууд.(личностные) Готовность и способность учащихся к саморазвитию, к познанию нового, (коммуникативные) умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Урок литературный
А мы народ культурный
На уроке не лениться
Всем работать, отвечать
Ну а мы сегодня будем
Наши знанья расширять.
-
-
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: изучение материала, необходимого для «открытия нового знания».
Формируемые ууд: (коммуникативные) умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи (познавательные) Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание). Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать)
-Зима, удивительное , волшебное, сказочное время года.
- А, вам нравится зима? Почему? (ответы детей).
- Красота зимней природы побуждает людей творить.
-Подумайте , через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту природы зимой?( Музыка, живопись, поэзия).
-Благодаря художникам, мы можем увидеть красоту зимних пейзажей, обратить внимание на то, чего раньше не замечали,
-Композиторы изображают зиму с помощью звуков.
-Сейчас вы увидите несколько картин, всмотритесь в них внимательно, почувствуйте
Настоящую русскую зиму, а ещё вы услышите музыку, которую сочинил композитор Свиридов и назвал своё сочинение «Метель». ( смотрим и слушаем)
- Итак, чтобы передать красоту зимы художнику нужны? (кисти и краски,)
композитору ? (звуки. )
-А что нужно поэту, ? (ответы детей)
-Послушаем стихи о зиме, которые приготовили к уроку наши ребята. ( прослушивание стихов)
-МОЛОДЦЫ. Спасибо.
-Многие поэты посвящали зиме свои стихотворения. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением, которое написал известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак.
-Какие произведения С.Я.Маршака вы уже читали, знаете?(ответы детей)
-А сейчас Таня расскажет нам о жизни и творчестве С.Я.Маршака.
-( презентация об авторе слайды № 13-20) читает ученица
3. Постановка учебной задачи
Цель: организовать уточнение и согласование темы урока.
Формируемые ууд: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, (коммуникативные) высказывать и обосновывать свою точку зрения
-Откройте стр.125
-Прочитайте название стихотворения, послушайте его.(читает учитель)
-Прочитайте стихотворение сами. –какие слова были непонятны?
объяснить значение слов:
КАЙМА-полоса по краю чего-либо
КРОВЛЯ-крыша
ТАИТСЯ-прячется
ОКАЙМИЛИ ЛЕС- опоясали лес
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: обсуждение затруднения «Чего мы ещё не знаем?»
Формируемые ууд:(познавательные)понимать полученную информацию,представленную в схематичной, форме,осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.
1).- А теперь прочитайте первую строфу.
-Какие слова рифмуются? Какие строчки по счёту? (1-2, 3-4)
-Строчки рифмуются парами. Такая рифма называется - ПАРНОЙ( опора на доску)
-Парная рифма самая простая и самая энергичная. Ёе часто применяют детские писатели, потому, что она очень легко и быстро запоминается. С детского сада вы знаете и я думаю помните такие стихи:
Я начинаю , дети продолжают:
«Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка…» -какие слова рифмуются?(хозяйка-зайка)
-Такая рифма называется ПЕРЕКРЁСТНОЙ (опора на доску)
-Откройте страницу 126. Прочитаем о перекрёстной рифме 3- абзац.-
3).-прочитайте третью строфу
-Назовите рифмующиеся строчки. В каком порядке они рифмуются? (1-4,2-3).
Такая рифма называется ОХВАТНОЙ. ( стр 126 6-й абзац).
5.Реализация построенного проекта.
Цель: проговаривание нового знания
Формируемые ууд: (регулятивные)действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, (коммуникативные) высказывать и обосновывать свою точку зрения
- Итак, какую рифму использовал поэт в 1-й строфе? Во2-й? В 3-ей?
-Прочитайте стихотворение ещё раз, пользуясь особенностями каждой рифмы.
- А знаете кто первым из русских поэтов использовал сразу все три вида рифм ?
-это был А.С.Пушкин. Используя такие строфы, он написал большое литературное произведение - роман в стихах « Евгений Онегин», его вы обязательно будете читать в старших классах.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Цель Организация выполнения учащимися типовых заданий.
Формируемые ууд: (коммуникативные)умение обосновывать свои суждения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.
- Какой секрет мастерства поэзии мы сегодня узнали?(3вида рифм)
-Как узнать каждую рифму?(по тому как она расположена)
- Проверим как вы это запомнили на других стихотворениях:
(читают отрывки из стихотворений, определяют какой вид рифмы использовал поэт)
(слайд№ 21 )
Открываем календарь-
Начинается январь
В январе, в январе
Много снегу во дворе.( ПАРНАЯ)
(СЛАЙД№ 22 )
Зима недаром злится
Прошла её пора
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (ПЕРЕКРЁСТНАЯ)
(слайд№23 )
На стёклах зимние узоры
Деревья в зимнем серебре
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы. ( ОХВАТНАЯ).
Включение нового знания в систему знаний.
Цель: использовать новые знания в практической работе.
Формируемые ууд:( познавательные)использовать новые знания для решения учебной задачи,(личностные) участвовать в творческом процессе, (коммуникативные) участвовать в общей беседе,
- А теперь подводя итог нашего урока я предлагаю вам почувствовать себя начинающими поэтами. Я начну стихотворение, а вы попробуйте закончить его подходящей по смыслу и по рифме строчкой.
Подошёл к концу урок
Скоро будет дан звонок
Мы сегодня не скучали
……………………….. Молодцы! Определите какую рифму мы использовали?
Домашнее задание
- А чтобы вы и дома не скучали, я предлагаю вам разные варианты домашнего задания.