Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль»
Цели урока:
Обучающие: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова.
Развивающие: отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;
развивать внимание, память, речь учащихся;
отрабатывать умение работать над иллюстрацией.
Воспитательные: привитие интереса и любви к чтению;
расширение читательского кругозора.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Постановка целей урока
- Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
- Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
- Откройте учебники, прочитайте название.
- Подумайте, почему автор назвал свою сказку былью?
4. Изучение нового материала
1. Первичное знакомство со сказкой (аудиозапись)
2. Беседа после чтения
-Почему же автор назвал эту сказку – былью?
-Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
-Понравилась ли вам сказка?
-Что вам особенно понравилось в этой истории?
-Какие чувства пробудила у вас эта сказка?
-Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опиши этот момент.
-От какого лица идет повествование в сказке? (От лица автора)
5. Физкультминутка (про ёлочку)
6. Закрепление нового материала
1. Подготовительная работа перед чтением
-Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
-Читайте целыми словами:
Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
2. Выразительное чтение
3. Анализ произведения
-Где происходили события?
-Где жила ёлочка?
-Прочитайте, как автор описывает Елочку?
-Были ли у нее друзья?
-Как жилось Елочке одной в лесу?
-Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)
-Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
-Какой характер был у Елочки?
-Подтверди свой ответ примером из текста?
-Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)
-Что произошло с Елочкой дальше?
-Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
-Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами. (Работа в парах.)
7.Работа над иллюстрацией
-Рассмотри иллюстрацию в учебнике.
-Кто изображен на этой иллюстрации?
-Какой эпизод изобразил художник?
-Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
-Какой художник изобразил елочку?
-Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?
-Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?
-Как эти чувства нам помог увидеть художник?
8. Расширение кругозора
-Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?
-Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.
(Чтение стихотворения)
С.В.Михалков «Событие»
В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
-Понравилось вам стихотворение?
-Почему?
-Ребята, а какие стихи С.В. Михалкова знаете вы?
9. Использование презентации С.В. Михалков «Мы едем, едем, едем…»
Используется презентация для хорового чтения.
1 слайд.
Знакомство с портретом писателя С.В.Михалкова.
-Знакомы ли вы с писателем?
2 слайд.
Отправимся в путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…».
3 слайд, 4 слайд.
«Мой щенок».
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
5 слайд, 6 слайд.
«Бумажный змей»
Я взял бумагу, щепки, клей,
Весь день сидел, потел,
Бумажный змей – воздушный змей
Я смастерить хотел.
7 слайд, 8 слайд.
«А что у вас?»
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
9 слайд, 10 слайд.
«Прививка»
-На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!.. –
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и – пошёл…
11слайд, 12 слайд.
«Бараны»
По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
13-14 слайд.
«Песенка друзей»
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Весёлые друзья.
15слайд, 16 слайд.
«Если»
Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят.
17слайд, 18 слайд.
В снегу стояла ёлочка –
Зелёненькая чёлочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
19 слайд.
Рекомендательный список по произведениям С.В. Михалкова.
10. Домашнее задание
Перечитать рассказ с. 203 – 207, нарисуй иллюстрации к произведению.
11. Итоги урока
-Какие произведения С.В. Михалкова вам понравились?