1.Почему князь живет в Лысых горах? (том 1, часть 1, глава 22)
2.Портрет: «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и надменно почтителен».
3.В чем видит Болконский людские пороки и какие ценит добродетели? Как это его характеризует?
4.Можно ли сказать, что князя отличает теплота, внимание, любовь? Проанализируйте с психологической точки зрения эпизод урока с княжной Марьей. Почему старик Болконский требователен к дочери до деспотизма?
5.При сухости, резкости, деспотизме Николая Андреевича можем ли мы говорить о культе взаимной любви в семье Болконских? О том, что отец любит детей, а дети – отца? Найти в тексте подтверждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Почему князь живет в Лысых горах? (том 1, часть 1, глава 22)
2.Портрет: «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и надменно почтителен».
3.В чем видит Болконский людские пороки и какие ценит добродетели? Как это его характеризует?
4.Можно ли сказать, что князя отличает теплота, внимание, любовь? Проанализируйте с психологической точки зрения эпизод урока с княжной Марьей. Почему старик Болконский требователен к дочери до деспотизма?
5.При сухости, резкости, деспотизме Николая Андреевича можем ли мы говорить о культе взаимной любви в семье Болконских? О том, что отец любит детей, а дети – отца? Найти в тексте подтверждения.
6.Проанализируйте скрытые душевные процессы старого князя при прощании с князем Андреем (глава 25). Почему для Болконских страшнее «стыдно», чем «больно»?
7.Каков Николай Андреевич Болконский перед лицом смерти, когда человек становится самим собой? (том 3, часть 1, глава 7).
2.Андрей Болконский при штабе Кутузова.
1.Как он изменился?
2.Ненависть к карьеристам.
3.Честолюбивые мечты о славе.
У князя Андрея была еще одна причина, приведшая его на войну: он мечтает о наполеоновской славе, о своем Тулоне, мечтает совершить подвиг, обособляя себя от мира простых солдат. Это будет только ЕГО подвиг. ОН спасет армию. Но князь Андрей не найдет в Шенграбенском сражении своего «Тулона». Как вы понимаете строки 21 главы: «Князю Андрею было грустно и тяжело Все это так странно, что не похоже на то, чего он надеялся»?
3.Шенграбенское сражение.
1.Как понять слова Кутузова перед Шенграбенским сражением: «Еще впереди много, много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду его благодарить»?
2.Как подводит нас писатель к восприятию Шенграбенского сражения?
3.Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто повторяются слова «веселый», «веселее»?
4.Как ведут себя во время сражения Долохов, Жернов? Чем их поведение отличается от поведения Тушина и Тимохина? Почему подчеркивается невоенная, неказистая внешность Тушина, неприметность Тимохина?
5.В чем заслуга Багратиона? Кто, по мнению Толстого, выиграл это сражение? Как ведут себя участники сражения на военном совете после боя?
Вывод: решающее сражение в кампании 1805-1807 годов. Шенграбен – это судьба русской армии, а, значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т.е., по сути, сохранить армию. Цель сражения благородна и понятна солдатам. Отсюда героизм и подвиги. Сражение закончилось победой.
1.Мнения о войне в салоне Пьера, Андрея Болконского, Николая Болконского, Николая Ростова и женщин (письменно).
2.Смотр под Бранау. Что он обнаруживает? (устный подробный ответ).
3.Изменение отношения к войне Андрея Болконского и Николая Ростова. (Устно).
4.В чем состоит мнимый и подлинный героизм? (письменно)
5.страница 315-321 (уметь пересказывать о Шенграбенском сражении).
6.Страница 321-334 (тезисный план).
Том 1, часть 3, главы 11-19 – Аустерлицкое сражение.
Аустерлиц – «сражение трех императоров», цель – закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало моментом «срама и разочарования для России и отдельных лиц и торжество Наполеона-победителя». Цель сражения не понятна солдатам, неразбериха среди людей, бессмысленный подвиг. Поражение.
Семьи Ростовых и Болконских.
Ростовы
Болконские
1.Старшее поколение
Родители Ростовых – хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в семье).
Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение (обращения). Положение матери – положение хозяйки в доме (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины).
Старый князь Николай Андреевич Болконский упрямый и властный, не склоняющийся ни перед кем. Сослан в деревню, но при новом царствовании разрешен въезд в столицу, но не мог простить обиду и остался жить в Лысых горах. Главными пороками считал праздность и суеверие, а добродетелями – деятельность и ум. Постоянно был занят написанием своих мемуаров, выкладками из высшей математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением за постройками. Главное – честь.
2.Отношения в семье между взрослыми и детьми.
Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях).
Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая).
Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).
Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).
Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.
Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитание Марьи.
Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слова о княжне Марье).
Главное – жизнь по законам.
3.Дети, отношения между ними.
Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).
Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай).
Занятия: увлечение пением, танцами.
Главное в отношениях – душа.
Сложность положения Марьи в семье – ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем – глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских – честность и чувство достоинство (отказ княгини Марьи от брака с Анатолем Курагиным). Религиозность, доброта Марьи (отношения с людьми, с Лизой).
4.Близость к природе. Чаще живут в именьях, чем в столицах.
Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках).
Ощущение гармонии человека и природы.
Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб)
5.Отношение к народу.
Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи).
Разумное восприятие народных проблем: преобразования в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.
6.Патриотизм. Отношение к войне.
Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою.
Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители.
Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь».
Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов.
7.Недостатки.
Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова.
Тяжелый характер старого князя.
8.Отношение автора к героиням
Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье.
Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага.
9.Отношение автора к семьям. Автобиографичность.
Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов – черты отца писателя, Наташа – родственницы жены писателя.
Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого.
Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или в семье Болконских? Почему?»
Филологов не понимает физтех –
Молчат в темноте.
Эти не понимают тех,
А этих – те.
Не понимает дочки своей
Нервная мать.
Не знает,
Что и ответить ей
И что понимать.
Отец считает,
Что сыну к лицу
Вовсе не то.
А сын не может сказать отцу:
«Выкинь пальто…»
Не понимает внуков своих
Заслуженный дед…
Для разговора глухонемых
Нужен свет. (Р.Рождественский)
А отношения «отцов и детей» в семьях Ростовых и Болконских, основанные на любви и взаимодоверии, могут стать образцом для подражания.