Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point, фрагменты из статьи Германа Садулаева «Словом по сердцу», рассказа В. Астафьева «Есенина поют»; стих.С Есенина : «Пой же, пой. На проклятой гитаре», «Все живое особой метой», «В хате», «Письмо матери», « Не бродить, не мять в кустах багряных…»,песни и романсы на стихи С.Есенина.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
Цель: настроить учащихся на урок( учитель обращает внимание на тексты стихотворений С.Есенина,предлагает их для самостоятельного прочтения).
2.Вступительное слово учителя .Стадия вызова.(Чтение фрагмента из статьи Германа Садулаева «Словом по сердцу» .Приложение №1)
Герман САДУЛАЕВ — родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Как прозаик дебютировал в декабре 2005 года в журналах “Знамя” и “Континент”; в 2006 году выпустил книги “Я — чеченец” и “Радио Fuck”, опубликовал реконструкцию чеченского эпоса “Илли”. Живет в Санкт-Петербурге.
Вопросы :
- Чего испугались учителя?
-Чем были поражены ученики?
-Почему мальчик решил стать поэтом или писателем?
-Прослушав это стихотворение, чтобы вы могли сказать о Есенине как о человеке ?
Обратите внимание на эпиграф к уроку.
Слайд 1
Эпиграф: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемости «печали полей»,любви ко всему живому в мире и милосердии, которое –более всего иного-заслужено человеком»
А.М.Горький
-Каким видел его Горький?
-Как вы думаете, народ любил стихи С.Есенина?
-Исходя из темы «С. Есенин - национальный поэт» ,сформулируйте проблемный вопрос, на который мы должны сегодня дать ответ(В чём заключается народность поэзии Есенина?)
Слайд 2
Итак ,задачи нашего урока:
А). Познакомиться с особенностями творческого метода поэта;
Б). Почувствовать его мироощущение ;
В). Ответить на вопрос:
В чём заключается народность поэзии Есенина?
Слайд3 (Портрет). Ваше восприятие. Что можно сказать о человеке, глядя на портрет?
(Ответы уч-ся)
Итак, послушаем рассказ о 30-ти прожитых поэтом на этой земле лет.
Стадия осмысления.
Читают уч-ся.
Сергей Александрович Есенин родился в1895г,21 сентября в селе Константиново Рязанской области в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и всегда ходил в царапинах».- вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Чтение стихотворения «Все живое особой метой»( Прослушивание песни на стихи С.Есенина в исполнении А. Новикова «Всё живое особой метой»)
Все живое особой метой Отмечается с ранних пор. Если не был бы я поэтом, То, наверно, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот: "Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет".
И теперь вот, когда простыла Этих дней кипятковая вязь, Беспокойная, дерзкая сила На поэмы мои пролилась.
Золотая, словесная груда, И над каждой строкой без конца Отражается прежняя удаль Забияки и сорванца.
Как тогда, я отважный и гордый, Только новью мой брызжет шаг... Если раньше мне били в морду, То теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме, А в чужой и хохочущий сброд: "Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет!"
-Почему поэт думает, что его судьба могла сложиться иначе?
Известность к поэту пришла со стих. «В хате»,ставшим событием в русской поэзии
Слайд 4
Читаем стих.С.Есенина«В хате».
-Почему это стих. стало событием в русской литературе? Чем оно поразило читателя?
Слово учителя.
Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина, любовь к женщине для него - неразрывные понятия. Об этом его стих. «Сыпь ты,черёмуха снегом», «Край ты мой заброшенный, «Я хотел бы затеряться» и т.д .
Чтение и анализ стих. С Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан
и плечи -
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Работа с текстом - Сохраняется ли в стихотворение привычное сочетание слов «лебеда», «овес»? Почему?(Автор поэтизирует эти слова.) -Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.) -Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», т.е. имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет со сравнением «как звук».) -О чем это произведение?(О природе, О Родине, о любви; через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле, это и есть есенинское ощущение родной земли, которое сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…) -Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?(Изобилие изобразительно – выразительных средств.) -Какие изобразительно- выразительные средства встречаются в стихотворении?(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д.) -Приведите примеры.(Проверка домашнего задания.) - Повторы – отличительная черта есенинского мастерства.
Повторяем теорию литературы. Повтор – одна из стилистических фигур, повторение однородных синтаксических конструкций, одних и тех же слов, звуковых сочетаний и проч. В качестве приема поэтической речи усиливает ее образно- эмоциональную выразительность. - Найдите повторы в тексте.(Первое и последнее четверостишие, обрамление припевом, сближает стихотворение с песней.) -Как меняются оттенки?(Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала багряные (темно0красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении: «На закат ты розовый похожа», а потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветного эпитета нет, но есть намек: «тихий час», а в «тихий час» заря – розовая.) -Так образ природы слился с образом любимой девушки. Повторяем теорию литературы .Эпитет – образное определение, характеристика свойства или качества человека, понятие, предмета, явления и т. д. - Найдите эпитеты, обращенные к «ней».(Нежная, лучистая, светлая, ее имя - тонкое, волосы - овсяные, руки – невинные; на всем, что связано с ней- нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит теплый отсвет. И в то же время это свет его души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить как о природе: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли…», цвет ее волос «овсяный»), «вечер синий шепчет о ней», причем синий у Есенина светлый и приятный, в отличие от Блока. -Так какой же мы можем сделать вывод? Вывод.Цветовые эпитеты выполняют роль зрительных ощущений. С их помощь сливаются воедино дорогие сердцу поэта образы.
- Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней.
Повторяем теорию литературы.Аллитерация – повтор в поэтической речи одного и того же согласного звука или близкого ему по звучанию. Аллитерация – один из приемов звукозаписи. Она придает художественному образу выразительность.
-Найдите звуковые повторы в первой строфе. (С – с, и – и – аллитерация; это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова «овсяный»- это и определило зрительно – звуковой ряд строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с легким посвистом. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями, музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращая эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа, «с» постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в «з»: «зерна завяли». Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение слова звук: «Имя тонкое растаяло, как звук» - Как же упомянутый звук начинает «действовать»? («Слышу», «говор»,»поющих», т.е. слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».) Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения – образа юной красавицы.
- Каким настроением овеяно стихотворение?(Стихотворение овеяно легкой грустью, это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.) -В каких строках выражается лирический мотив прощания? - Заканчивается ли стихотворение прощанием? (Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повтором первого четверостишия. Поэт не перечеркивает прошлое, а всем сердцем уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, сто есть в жизни. )
Слово учителя.
Особо трепетно С.Есенин относился к матери .
Чтение и анализ стихотворения С.Есенина «Письмо матери».
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне.
Беседа по вопросам.
1)Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? («От бесчинной и отравленной жизни, от среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей… Любовь ко всему родному… - это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…» - писал исследователь Марк Щеглов)
2)Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения? (Попытка уйти «от тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам, попытка понять, что с ним стало.)
3) Разберемся в лирическом сюжете. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей? (1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)
4) Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.)
5)В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.)
6)Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)
Читают уч-ся. Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новее черты. Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 25 года, заканчивается словами: «Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах». Прочитайте его стихотворения разных лет и вы не сможете не согласиться с поэтом.
Время Есенина-время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий:
Я человек не новый!
Что скрывать
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.
Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо Александру Кумкову, поэту, знакомому Есенину по имажинисткому кружку. Вот выдержки из письма: «…тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется.» Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он собой или это было преднамеренное убийство. Нет пока точного ответа на этот вопрос.
31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника б ыл обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России, Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге - почти полвека - Россия не видела такого великого прощания народа с поэтом!
Слайд 5 Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева «Есенина поют». «Дальний плач тальянки, голос одинокий…»
«Дальний плач тальянки, голос одинокий…»
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта!Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…
А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас. А нам все объясняют и втолковывают, что он ни в чем не виноват и наш-де он, наш. Уже и сами судьи, определявшие, кто «наш» и «не наш», сделались «не нашими», вычеркнуты из памяти людской, но песнь, звук, грусть поэта навечно с нами, а нам все объясняют и объясняют необъяснимое, непостижимое, потому что он — «не наш» и «не ваш», он — Богово дитя, он Богом и взят на небеса, ибо Богу и самому хорошие и светлые души нужны, вот Он и пропалывает людской огород — глянешь окрест: татарники одни да лопухи, и на опустелой земле горючая трава да дремучие бурьянники прут вверх, трясут красными головами, будто комиссарскими фуражками, кричат о себе, колются, семенем сорным, липучим сорят…
«За окошком месяц…» Тьма за окошком, пустые села и пустая земля. Слушать здесь Есенина невыносимо. До приторности засахаренную слезу страдальца-поэта вылизывают пошлым языком, пялят расшивную русскую рубаху на кавказский бешмет, а она не лезет на них, рвется, цепляется за бутафорские газыри.
«Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь — где ты?
Лежат окрест туманы, плотно, недвижно, никакой звук не пробивается. Едва-едва просочился из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке. Живы старушки. Наработались. Ужинают. Вечер еще длится или уже ночь?
На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!
Звучит «Письмо матери»(из х/ф режиссёра В.М.Шукшина «Калина красная)