kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сергей Есенин-национальный поэт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Сергей Есенин-национальный поэт» проводится в 11 классе.

 Цель: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;

показать народность творчества С. Есенина

Задачи:

             1.Дать представление о  творчестве Есенина;

             2.Развивать речь и мышление, умение воспринимать информацию;

              3.Воспитывать любовь к Родине, поэзии С.Есенина

Тип урока: урок изучения нового материала.

 На уроке используются элементы  технологии  развития критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сергей Есенин-национальный поэт »

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сергей Есенин - национальный поэт"

Цель: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;

показать народность творчества С. Есенина

Задачи:

1.Дать представление о творчестве Есенина;

2.Развивать речь и мышление,умение воспринимать информацию;

3.Воспитывать любовь к Родине, поэзии С.Есенина


Тип урока: урок изучения нового материала.

Методические приёмы:прогнозирование, продвинутая лекция, интерпретация информации.

Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point, фрагменты из статьи Германа Садулаева «Словом по сердцу», рассказа В. Астафьева «Есенина поют»; стих.С Есенина : «Пой же, пой. На проклятой гитаре», «Все живое особой метой», «В хате», «Письмо матери», « Не бродить, не мять в кустах багряных…»,песни и романсы на стихи С.Есенина.


ХОД УРОКА

1. Орг.момент

Цель: настроить учащихся на урок( учитель обращает внимание на тексты стихотворений С.Есенина,предлагает их для самостоятельного прочтения).

2.Вступительное слово учителя .Стадия вызова.(Чтение фрагмента из статьи Германа Садулаева «Словом по сердцу» .Приложение №1)


Герман САДУЛАЕВ — родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Как прозаик дебютировал в декабре 2005 года в журналах “Знамя” и “Континент”; в 2006 году выпустил книги “Я — чеченец” и “Радио Fuck”, опубликовал реконструкцию чеченского эпоса “Илли”. Живет в Санкт-Петербурге.

Вопросы :

- Чего испугались учителя?

-Чем были поражены ученики?

-Почему мальчик решил стать поэтом или писателем?

-Прослушав это стихотворение, чтобы вы могли сказать о Есенине как о человеке ?

Обратите внимание на эпиграф к уроку.

Слайд 1

Эпиграф: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемости «печали полей»,любви ко всему живому в мире и милосердии, которое –более всего иного-заслужено человеком»

А.М.Горький

-Каким видел его Горький?

-Как вы думаете, народ любил стихи С.Есенина?

-Исходя из темы «С. Есенин - национальный поэт» ,сформулируйте проблемный вопрос, на который мы должны сегодня дать ответ(В чём заключается народность поэзии Есенина?)

Слайд 2

Итак ,задачи нашего урока:

А). Познакомиться с особенностями творческого метода поэта;

Б). Почувствовать его мироощущение ;

В). Ответить на вопрос:

В чём заключается народность поэзии Есенина?

Слайд3 (Портрет). Ваше восприятие. Что можно сказать о человеке, глядя на портрет?

(Ответы уч-ся)

Итак, послушаем рассказ о 30-ти прожитых поэтом на этой земле лет.

Стадия осмысления.

Читают уч-ся.

Сергей Александрович Есенин родился в1895г,21 сентября в селе Константиново Рязанской области в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и всегда ходил в царапинах».- вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Чтение стихотворения «Все живое особой метой»( Прослушивание песни на стихи С.Есенина в исполнении А. Новикова «Всё живое особой метой»)

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет".

И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!"

-Почему поэт думает, что его судьба могла сложиться иначе?

Известность к поэту пришла со стих. «В хате»,ставшим событием в русской поэзии

Слайд 4

Читаем стих.С.Есенина«В хате».

-Почему это стих. стало событием в русской литературе? Чем оно поразило читателя?

Слово учителя.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина, любовь к женщине для него - неразрывные понятия. Об этом его стих. «Сыпь ты,черёмуха снегом», «Край ты мой заброшенный, «Я хотел бы затеряться» и т.д .


Чтение и анализ стих. С Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»


Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.


С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.


Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.


В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.


Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан

и плечи -

К светлой тайне приложил уста.


Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Работа с текстом
- Сохраняется ли в стихотворение привычное сочетание слов «лебеда», «овес»? Почему?(Автор поэтизирует эти слова.)
-Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)
-Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», т.е. имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет со сравнением «как звук».)
-О чем это произведение?(О природе, О Родине, о любви; через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле, это и есть есенинское ощущение родной земли, которое сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…)
-Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?(Изобилие изобразительно – выразительных средств.)
-Какие изобразительно- выразительные средства встречаются в стихотворении?(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д.)
-Приведите примеры.(Проверка домашнего задания.)
- Повторы – отличительная черта есенинского мастерства.

Повторяем теорию литературы. Повтор – одна из стилистических фигур, повторение однородных синтаксических конструкций, одних и тех же слов, звуковых сочетаний и проч. В качестве приема поэтической речи усиливает ее образно- эмоциональную выразительность.
- Найдите повторы в тексте.(Первое и последнее четверостишие, обрамление припевом, сближает стихотворение с песней.)
-Как меняются оттенки?(Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала багряные (темно0красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении: «На закат ты розовый похожа», а потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветного эпитета нет, но есть намек: «тихий час», а в «тихий час» заря – розовая.)
-Так образ природы слился с образом любимой девушки.
Повторяем теорию литературы .Эпитет – образное определение, характеристика свойства или качества человека, понятие, предмета, явления и т. д.
- Найдите эпитеты, обращенные к «ней».(Нежная, лучистая, светлая, ее имя - тонкое, волосы - овсяные, руки – невинные; на всем, что связано с ней- нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит теплый отсвет. И в то же время это свет его души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить как о природе: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли…», цвет ее волос «овсяный»), «вечер синий шепчет о ней», причем синий у Есенина светлый и приятный, в отличие от Блока.
-Так какой же мы можем сделать вывод?
Вывод.Цветовые эпитеты выполняют роль зрительных ощущений. С их помощь сливаются воедино дорогие сердцу поэта образы.

- Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней.

Повторяем теорию литературы.Аллитерация – повтор в поэтической речи одного и того же согласного звука или близкого ему по звучанию. Аллитерация – один из приемов звукозаписи. Она придает художественному образу выразительность.

-Найдите звуковые повторы в первой строфе. (С – с, и – и – аллитерация; это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова «овсяный»- это и определило зрительно – звуковой ряд строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с легким посвистом. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями, музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращая эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа, «с» постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в «з»: «зерна завяли». Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение слова звук: «Имя тонкое растаяло, как звук»
- Как же упомянутый звук начинает «действовать»? («Слышу», «говор»,»поющих», т.е. слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».)
Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения – образа юной красавицы.

- Каким настроением овеяно стихотворение?(Стихотворение овеяно легкой грустью, это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)
-В каких строках выражается лирический мотив прощания?
- Заканчивается ли стихотворение прощанием? (Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повтором первого четверостишия. Поэт не перечеркивает прошлое, а всем сердцем уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, сто есть в жизни. )

Слово учителя.

Особо трепетно С.Есенин относился к матери .


Чтение и анализ стихотворения С.Есенина «Письмо матери».


Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Беседа по вопросам.

1)Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? («От бесчинной и отравленной жизни, от среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей… Любовь ко всему родному… - это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…» - писал исследователь Марк Щеглов)

2)Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения? (Попытка уйти «от тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам, попытка понять, что с ним стало.)

3) Разберемся в лирическом сюжете. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей? (1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)

4) Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.)

5)В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.)

6)Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)


Читают уч-ся. Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новее черты. Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 25 года, заканчивается словами: «Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах». Прочитайте его стихотворения разных лет и вы не сможете не согласиться с поэтом.

Время Есенина-время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий:

Я человек не новый!

Что скрывать

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.


Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо Александру Кумкову, поэту, знакомому Есенину по имажинисткому кружку. Вот выдержки из письма: «…тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется.» Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он собой или это было преднамеренное убийство. Нет пока точного ответа на этот вопрос.

31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника б ыл обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России, Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге - почти полвека - Россия не видела такого великого прощания народа с поэтом!


Слайд 5 Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева «Есенина поют». «Дальний плач тальянки, голос одинокий…»

«Дальний плач тальянки, голос одинокий…»

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта!Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас. А нам все объясняют и втолковывают, что он ни в чем не виноват и наш-де он, наш. Уже и сами судьи, определявшие, кто «наш» и «не наш», сделались «не нашими», вычеркнуты из памяти людской, но песнь, звук, грусть поэта навечно с нами, а нам все объясняют и объясняют необъяснимое, непостижимое, потому что он — «не наш» и «не ваш», он — Богово дитя, он Богом и взят на небеса, ибо Богу и самому хорошие и светлые души нужны, вот Он и пропалывает людской огород — глянешь окрест: татарники одни да лопухи, и на опустелой земле горючая трава да дремучие бурьянники прут вверх, трясут красными головами, будто комиссарскими фуражками, кричат о себе, колются, семенем сорным, липучим сорят…

«За окошком месяц…» Тьма за окошком, пустые села и пустая земля. Слушать здесь Есенина невыносимо. До приторности засахаренную слезу страдальца-поэта вылизывают пошлым языком, пялят расшивную русскую рубаху на кавказский бешмет, а она не лезет на них, рвется, цепляется за бутафорские газыри.

«Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь — где ты?

Лежат окрест туманы, плотно, недвижно, никакой звук не пробивается. Едва-едва просочился из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке. Живы старушки. Наработались. Ужинают. Вечер еще длится или уже ночь?

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!


Звучит «Письмо матери»(из х/ф режиссёра В.М.Шукшина «Калина красная)

3 стадия рефлексии.

Фрагмент из х/фильма «С .Есенин» (Сергей Безруков читает стих.«Гой ты,Русь ..)

- Каковы ваши ассоциации, что поразило, удивило, вызвало недоумение.

- В чём заключается народность поэзии Есенина?

Итог. Оценки.

Домашнее задание:

подготовить сообщение о любовной лирике С. Есенина;

подготовить чтение наизусть стихотворений о любви ( по выбору уч-ся).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сергей Есенин-национальный поэт

Автор: Киселева Лариса Николаевна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113860


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства