kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтение в 4классе коррекционной школы 8вида.По программе В.В.Воронковой.

Цели:

  • обобщение знания по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке";
  • выявление характеров и поступков героев;
  • развитие логического мышления, умение делать выводы, развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.

Тип урока: закрепление и систематизация знаний и формирование умений и навыков.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: аудиозапись, видеозапись, портрет А.С.Пушкина, костюмы для инсценировки, опорные слова, картинки по каждой части сказки, рисунки детей, карточки с пословицами, игровое оборудование для дидактических игр, иллюстрации к сказке русских художников, выставка книг по теме: "Сказки АС.Пушкина".

В урок включены следующие виды чтения:

  • чтение по ролям;
  • выборочное чтение;
  • чтение по цепочке;
  • деление текста на части;
  • озаглавливание частей;
  • пересказ прочитанного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина »

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели:

  • обобщение знания по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке";

  • выявление характеров и поступков героев;

  • развитие логического мышления, умение делать выводы, развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.

Тип урока: закрепление и систематизация знаний и формирование умений и навыков.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: аудиозапись, видеозапись, портрет А.С.Пушкина, костюмы для инсценировки, опорные слова, картинки по каждой части сказки, рисунки детей, карточки с пословицами, игровое оборудование для дидактических игр, иллюстрации к сказке русских художников, выставка книг по теме: "Сказки АС.Пушкина".

В урок включены следующие виды чтения:

  • чтение по ролям;

  • выборочное чтение;

  • чтение по цепочке;

  • деление текста на части;

  • озаглавливание частей;

  • пересказ прочитанного.

Дидактические игры и упражнения, направленные на коррекцию высших психических функций.

  1. Дидактическое упражнение "Выбери пословицу" – коррекция мыслительной деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока.(звучит музыка)

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.

- Сегодня у нас в гостях сказка. На прошлом уроке мы составили план к сказке, а сегодня мы ее вспомним и поговорим о характерах и поступках персонажей этой сказки

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.



III. Актуализация знаний учащихся.

1.прослушивание аудио записи- Аудио "Сказка о рыбаке и рыбке")(1мин 30с)

1. Что вы узнали о жизни старика и старухи из первой части (жили в ветхой землянке).

Сколько лет они прожили вместе? 33

Чем они занимались? Какие они были по характеру? (трудолюбпвые)


2.Ответы на вопросы.(2часть)

- Как отнеслась старуха к поступку старика? (прочитайте)

- Что сделал старик? (Пошел он к синему морю)

- Как встретило его море? море слегка разыгралось (прочитайте)

3. Чтение по ролям.(3часть)с.108

- Как озаглавили эту часть? Новая изба

-Найдите продолжение сказки и дальше читаем по ролям, (раздаю шапочку-золотой рыбке, автору, косынку-старухе, шляпу-старику).

-Кем была старуха в этой части сказки? (Чёрной крестьянкой)

-Довольна? (ругает старика)

4. Чтение учителем.(4часть)с.109

- Как озаглавили эту часть? Старуха-дворянка

Пошел старик к синему морю.

(Не спокойно синее море)…

.Видео фрагмент Отношение к старику к слугам.

- Как относится старуха к слугам и старику? (Старика бьет, за чупрун таскает, кричит)

- Как встретило старика море? Опорное слово: не спокойно море.

5. Чтение по цепочке.(5часть) с.110

-Как озаглавили эту часть. Старуха-царица

- Дальше читает тот, кого я задену рукой (чтение детьми).

- Исправьте ошибку. Расположите желания старухи по порядку. СЛАЙД

6. Выборочное чтение.(6часть)с.113

-Какое желание старухи рыбка не исполнила? (Стать владычицей морскою) (Прочитайте) СЛАЙД

-Каким стало море? (Прочитайте)

-Почему Рыбка не исполнила желание? (она была царицей)

-Прочитайте последние 5строчек.

-Что значит остаться у разбитого корыта? (Остаться ни с чем)

-За что была наказана старуха? (за жадность)

Физкультминутка: море волнуется…

Руками покажем как море реагировало на желания старухи

IV. Групповая работа

1.Соотнеси черту характера с героем сказки

Назовите главных героев сказки. СЛАЙД

- Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.

( на доске слова и картинки старика, старухи, рыбки): 3группы

старик

рыбка

старуха

доброта

доброта

злость

скромность

благодарность

жадность

вежливость

справедливость

ворчливость


  1. Подбери к характеру главных героев пословицу. Докажи.

Вороне соколом не бывать. -старуха

Не думал, не гадал, как в беду попал. -старик

Слово давать, дак его держать. -рыбк

- Какие магические числа присутствуют в сказке Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод)

- Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

Подумайте и измените текст этих пословиц так, чтобы они приобрели привычный вид.

1.Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Не всё золотая рыбка, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.) не всё, что кажется хорошим - на самом деле хорошее.

3.Мала золотая рыбка, да дорога. (Мал золотник, да дорог.) Золотник был самой малой мерой веса и употреблялся, главным образом, при взвешивании золота и серебра. 
Небольшой по величине, но ценный по своим качествам. 

Мал золотник да дорог.- Говорится о том, кто мал ростом, но имеет много достоинств, положительных качеств, а также о чём-либо небольшом по размеру, но очень важном по существу )))

- Объясните смысл каждой пословицы.

( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)



- Как вы думаете, почему в конце сказки рыбка не стала помогать, а просто молча уплыла? (рассуждения детей)

- А вы бы в такой же ситуации отпустили бы рыбку или загадали желания? Если отпустили бы, то почему? Если загадали бы желание, то, если не секрет, какое? Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

- Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)

Д/З Оценки

Учитель:

- Ребята, вы все сегодня молодцы! Каждый из вас получил свою золотую рыбку. Не забывайте урока этой сказки. Пусть исполняются ваши самые добрые и светлые пожелания. Они обязательно исполнятся, если вы этого захотите. И не надейтесь только на рыбку! 

Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа по очереди “вылавливают” с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?

  1. Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

  2. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

  3. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

  4. Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

  5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

  6. В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

  7. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

  8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

  9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

  10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

  11. Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)















Команда_____________________________

Капитан _________________________________


Задание 1.

Как называется сказка?

Сказка о золотой рыбке.

Сказка о старике и рыбке.

Сказка о старике и старухе.

Сказка о рыбаке и рыбке.

Задание 2.

Сколько лет жили старик со старухой?

30 лет.

3 года.

33 года.

Всю жизнь.

Задание 3.

Поставьте по порядку требования старухи.

Быть столбовою дворянкой.

Корыто.

Быть вольною царицей.

Избу.

Быть владычицей морскою.

Задание 4.

Как менялось море с каждым требованием старухи?

Не спокойно синее море.

Почернело синее море.

Море слегка разыгралось.

Помутилося синее море.

На море черная буря.

Задание 5.

На какой просьбе у старухи появились слуги?

_________________________________________________________________

Задание 6.

Кто должен был служить старухе-владычице морской?

__________________________________________________________________





Индивидуальный конкурс


Команда ___________________________


Капитан ___________________________


Вставьте нужное слово:



1. Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на ___________________.



2. Старика старуха забранила,

«Дурачина ты, ___________________ ! » …



3. Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, _______________ ?»



4. Ей с поклоном старик отвечает:

Смилуйся, _________________ рыбка!»



5. Отвечает золотая рыбка:

«Не ________________, ступай себе с богом.»



6. Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде _________________ .






Конкурс капитанов

Команда ___________________


Капитан ___________________



Вспомни и запиши пропущенную строку:




Жил старик со своею старухой


_____________________________________








Удивился старик, испугался:


___________________________________________________



И не слыхивал, чтоб рыба говорила.








Стал он кликать золотую рыбку.


_____________________________________________________


«Чего тебе надобно, старче?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина

Автор: Шитикова Ирина Геннадьевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства