1 . Технология игровой деятельности (элементы технологии).
2. Технология развивающего обучения (комплексно).
Данный урок можно использовать на уроках внеклассного чтения в начальной школе. Урок направлен на развитие словесно - логического мышления на основе упражнений в анализе, обобщении, на коррекцию зрительного и слухового внимания посредством упражнений на исключение и замену данного. Урок воспитывает любовь к устному народному творчеству - скороговорке, умению не паниковать, не бояться, не преувеличивать. На уроке используются разнообразные формы работы с текстом. Содержание урока предусматривает формирование познавательных УУД.
Этапы урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формируемые УУД |
Органи зацион ный (2мин) | Мотивация к работе, правильной посадке | -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Поприветствуйте друг друга улыбками.
-Садитесь за парты. -Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке! | - Прозвенел звонок весёлый! -Все готовы? - Всё готово? - Мы сейчас не отдыхаем, мы работать начинаем. | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: проявление доброжелательности друг к другу, положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности. |
Актуализация полученных ранее знаний. (10 мин) | Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах. Слайд 2-7
Слайд 8
Слайд 9
| -Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение (показ символа). -Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его, определить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить с какой целью был создан этот жанр. ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ. - Докажите свою точку зрения. - Оцените свою работу в группе.
-Что объединяет все произведения, которые мы услышали? | - Работа в парах или в группах. - Ученики работают в группах, затем представляют свой ответ, параллельно записи выводятся на экран. Алгоритм самооценки знаний: + я внес большой вклад в работу группы √ я внес вклад в работу группы; – у меня не получилось сотрудничество. - Это жанры фольклора, устное народное творчество. | Сопоставление произведений по жанру, обобщение и классификация, сравнение жанра произведений, способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П) Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К) |
Постановка учебной задачи. (3 мин) | Формулирование целей урока детьми. Слайд 10
Слайд11 (вопросы выходят по щелчку)
| -Сегодня на уроке нам предстоит поработать над ещё одним жанром фольклора. Как называется этот жанр вы узнаете из записи на экране. -Итак, о каком жанре пойдет речь? -Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре?
- Молодцы! - Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением. Мы будем наблюдать за строением скороговорок и находить признаки этого жанра. Помогать нам будет наш учебник. В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха. Я предложу вам интересное творческое задание. И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний! | Прочитывают скороговорку Презентации. - Скороговорка. -Что такое скороговорка, её цель, для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров. | Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. (Р) Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться. (Л) Умение обосновывать свои суждения. (П) В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р) |
Открытие нового знания. (20 мин) | Выяснение значения слова скороговорка. (5 мин) открыть 1, 4 и 7 вкладки!!! Слайд 12 Слайд 13 Самооценка Слайд 15 | -Что же такое скороговорка? -Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? -Попробуем это сделать. 1,2,3 группы ищут значение слова в словарях, 4,5,6–в Интернете - Итак, что нам говорят словари? - Попробуем сравнить значения слов, найденные в различных источниках. Найдите сходства. - А какую информацию вы нашли с помощью сети Интернет?
- Оцените свою работу: | Высказывания детей. - Спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете. Работают самостоятельно в группах. Отвечают. Сравнивают свои ответы с ответами на слайде. Работа по слайду. Отвечают. Сравнивают ответы. Самооценивают своей работы по установленному алгортму. | Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р) Работа с разными источниками информации (П) Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения. (П) |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин) | «Дрова» | | Выполняют под руководством одного из учеников. | Саморегуляция(Р) |
Продолжение работы над новым материалом. | 2. Выяснение цели жанра. (5 мин) | -Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? -Откройте содержание учебника и найдите название раздела в котором могут содержаться скороговорки. -На какой странице учебника авторы предлагают нам работу со скороговорками? -Откройте с.143, прочитайте сведения, подготовленные для вас авторами учебника. -Для чего же люди начали сочинять скороговорки? -А для чего людям нужно говорить быстро и четко? -Какова же главная цель скороговорки? | - Быстро говорить. - Читаем быстро. - с. 143 - Для того чтобы научиться говорить быстро и чётко, люди придумали много скороговорок. Читай их так:...... - Чтобы говорить быстро и чётко. - Чтобы речь была понятной и красивой. - Развитие красивой, правильной речи. | Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять инструкцию (Р) Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П) Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р) |
Работа со скороговорками. (5 мин) | Чтение скороговорок. Слайд 16 (способ чтения выходит по щелчку)
| -Переходим к чтению скороговорок. -Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? -Как читаем первый раз? -Как читать второй раз? -Каким должно быть третье чтение? -Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. -Прочитайте три следующих скороговорки самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд – 2 скороговорка (с.143) 2 ряд – 3 скороговорка (с.143) 3 ряд – 1 скороговорка (с.144) -Произнесите скороговорку своему соседу. -У кого получилось произнести без ошибок? -Кто готов произнести свою скороговорку вслух? | Выполняют задание. - Три раза. Отвечают на вопросы. Троекратное чтение. Работают под руководством учителя. | Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять инструкцию (Р) Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П) Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р) |
| Работа в группах. (5 мин)
Слайд 17 | -Сейчас вам снова предстоит работа в группах. Найдите следующую скороговорку в учебнике. Прочитайте её по правилу 3 раза самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе. -Договоритесь, кто будет читать первым. -Задача группы …
- Оцените свою работу: | - Выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух. Оценивают по установленному алгоритму. | Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять инструкцию (Р) Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П) Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р) |
Выявление особенностей скороговорки. (5 мин) | Слайд 18 | -Многие наши одноклассники научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки. -Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? -Как вы думаете, почему? - Мы определили первую особенность жанра: Краткость (1, 2 предложения) -Легко ли произносить скороговорки? -Почему? И это второй признак: Трудность произношения -В чём трудность? -И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить -Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить? -Итак, назовите все признаки скороговорки. -Молодцы.
- Оцените свою работу: | - из 1-2-х. - Трудно запомнить и произнести. - Путаются звуки, не слушается язык. - Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова. Отвечают на вопросы учителя. Называют. Оценивают по установленному алгоритму. | Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р) |
Самостоятельная работа. | Творческое задание – работа в парах. | - А теперь настало время интересного творческого задания. Совестными усилиями вам нужно будет создать свою скороговорку и красиво оформить её. - Помните о соблюдении признаков жанра. - Решите в группе, кто внёс больший вклад в составление скороговорки. | Самостоятельная работа в парах. | Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.) Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К) |
Проверка выполненных работ | | | Выступает каждый из пары, весь класс выбирает лучшую работу. | |
Итог. Рефлексия | | -Обратимся к нашему плану. -Какие виды работ мы планировали? -Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания. -Какая работа показалась самой интересной? -Что вызвало затруднения? -Что вы теперь знаете о скороговорках? -Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков? - Это значит, что вы успешные ученики. -Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? -Для чего это нужно? -Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок. | Участвуют в беседе с учителем. - Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке. | Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П) Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р) |
Домашнее задание: | Слайд 19 | - Запишите домашнее задание: с. 145-146 учебника, поработать над скороговорками; по желанию читать книги со скороговорками и подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку; поработайте в сети Интернет и расскажите, какую информацию удалось найти. | Записывают домашнее задание. | Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.) Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К) Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р) |