Словарная работа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах
Словарная работа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах
Задача словарной работы на уроках литературы – помочь учащимся раскрыть идейное и художественное своеобразие литературного произведения. Путем анализа слова развить культуру речи, расширить словарь. Особое место на уроке литературы занимает словарная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»
Словарная работа на уроках литературы в 5-6 классах
Автор: Мерзлякова М.И, учитель МАОУ «СОШ №134» г. Перми
Для современных школьников особенно актуален вопрос речевого развития. В этом отношении огромное значение имеют уроки литературы, где учащиеся могут убедиться в богатстве и многоцветности словарного запаса.
Язык литературного произведения, его словарный состав, изучается как средство раскрытия идейно – образного содержания произведения. Поэтому в школе велико значение словарной работы на уроках литературы: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно – художественное богатство произведения.
Задача словарной работы на уроках литературы – помочь учащимся раскрыть идейное и художественное своеобразие литературного произведения. Путем анализа слова развить культуру речи, расширить словарь.
Особое место на уроке литературы занимает словарная работа.
Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством писатели используют богатство родного языка, какого искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством художественного слова.
При ознакомлении учащихся с литературными произведениями разного периода учитель иллюстрирует данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного состава языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых и появлении новых слов. Такие наблюдения содействуют повышению языкового уровня и умению учащихся пользоваться словами определенной литературной эпохи в своей речи, обостряют языковое чутьё.
Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, образовательных учреждений, журналистов, работников печати и т.д.
Учащимся, следовательно, необходимо возможно лучше знать литературный язык и уметь пользоваться им в устной и письменной речи. Учащимся следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит рамки литературной речи. Писатель для более конкретного и полного изображения литературного персонажа может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно в ученической речи и соответствует речевой культуре учащихся. Пониманию этого и способствует словарная работа на уроках литературного чтения. Уроки литературы, расширяя кругозор учащихся, также имеют громадное значение в их общем культурном развитии.
При изучении литературных произведений раскрывается значение слов-образов в художественном произведении, которые содействуют идейно-образному содержанию произведения. Анализируя художественное произведение, на уроке стараемся донести до обучающихся мысль о том, что в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ. То, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами происходит каждый день. Любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это ошибочное суждение. Непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать. Надо научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия.
Анализируя тот или иной художественный текст, обращаем внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить. Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.
В словарной работе с текстом на уроках литературы в 5 классе использую формы и виды работы:
комментированное чтение,
определение значения незнакомых слов,
составление словаря неизвестных слов по каждому изучаемому произведению,
работа со словарем литературных терминов,
литературный диктант,
терминологический диктант.
Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.
Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при анализе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.