- вырабатывать умение определять тему, идею стихотворения, находить образные средства;
- развивать речь учащихся.
Оборудование: слайды с портретами лицейских друзей Пушкина, кассета с записью стихотворений Пушкина, звучащих в исполнении актёров, тексты стихов Пушкина.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Итак, началом признания таланта Пушкина станет лицейский экзамен, который состоялся 8 января 1815 года. Первыми признали талант Пушкина его лицейские товарищи. Они не раз поддерживали поэта уже за пределами лицея, верность им Пушкин сохранил до конца жизни. Своим друзьям-лицеистам он посвятил много стихотворений, среди которых особое место занимают стихотворение, имеющие одинаковое название – «19 октября». Эта дата была не случайна. 19 октября 1821 года состоялось открытие лицея, эту дату Пушкин с друзьями считали своим праздником. Стихотворений с таким названием несколько, лучшим считается стихотворение «19 октября 1825 года». Этот год был непростым для Пушкина. Он находился в Михайловском, в ссылке. С ним рядом никого нет, кроме няни, друзья далеко, будущее неизвестно, поэтому внутреннее состояние поэта очень тяжёлое. Но ему помогает не упасть духом творчество. Большой радостью для опального поэта стала встреча в Михайловском с лицейским другом Иваном Пущиным, который приехал к нему в гости 11 января 1825 года. Об этом событии вспоминает поэт в стихотворении «Пущину».
(Чтение стихотворения).
- Иван Пущин был участником восстания декабристов. После разгрома восстания он в числе многих был сослан в Сибирь. Пушкин, желая поддержать своего друга, пишет:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.
- Имя ещё одного друга А.С. Пушкина после восстания декабристов нельзя было произносить. Он считался государственным преступником 1-го разряда. Речь идёт о Вильгельме Кюхельбекере.
IV. Сообщение учащегося о В. Кюхельбекере.
Вильгельм Кюхельбекер, Кюхля, нескладный, долговязый, был в Лицее объектом для насмешек. Однажды он напишет своему родственнику, что в Лицее ему всё немило, что друзей у него нет, но в другой момент он найдёт своих друзей милыми и прекрасными. Он тоже писал стихи и первым их напечатал, но над его стихами, а также над его долговязой фигурой постоянно смеялись.
Пушкин написал такую эпиграмму:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно.
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно. (1819г)
Кюхельбекер придёт в отчаяние, однажды кинется топиться в Царскосельский пруд, его спасут, будут любить, любя, будут снова издеваться.
Где вы, товарищи, где я
Скажите Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради.
Писатель, за свои грехи,
Ты с виду всех трезвее,
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее. (1814).
Сообщение о Дельвиге.
Кюхельбекер напечатался первым, Дельвиг - вторым. Лень, ленивец, лентяй, феноменальная леность, сонливость – это были отличительные черты Дельвига.
Дельвиг мыслит на досуге:
Можно спать и в Кременчуге.
Этот куплет из коллективного лицейского сочинения. (В Кременчуге служил отец «ленивейшего из смертных») Близкие друзья распознали, однако, что в этой лени маскировка, позволяющая хитроумному ленивцу жить и действовать, как ему нравится и отстаивать свою личность порою в очень непростых обстоятельствах. «Оправданная лень» назовёт это качество друга Пушкин, «святая леность» - скажет сам Дельвиг.
Пушкин найдёт самые лучшие слова для своего друга:
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надёжной сенью,
В уединении ты счастлив:
Ты поэт.
Для многих стало неожиданностью, а для немногих естественным, что ленивец, один из последних по успехам, становится после Лицея прекрасным поэтом, одним из лучших российских издателей.(Ю.М. Лотман статья «Поэзия лицейских лет. Друзья»).
Звучит стихотворение «19 октября».
- Найдите строки, посвящённые Дельвигу и Кюхельбекеру. Каково отношение поэта своим друзьям?
- Кого ещё упоминает Пушкин в этом стихотворении?
«Он не пришёл кудрявый наш певец» (Корсаков умер в1820 году); «Чужих небес любовник беспокойный» (Матюшкин, моряк), «Ты, Горчаков… (Горчаков проездом останавливался в сентябре 1825 года и виделся с Пушкиным) «О Пущин мой, ты первым посетил» (посещение Пущиным Михайловского).
Звучит стихотворение «Пирующие студенты».
V. Сопоставительный анализ стихотворений .
1. Тематика.
Что общего в тематике этих двух стихотворений?
(Перекличка друзей, тема пира, совместной трапезы, на которой круг друзей как единое целое противостоит всему остальному, враждебному миру).
- Что различного?
(«Пирующие студенты» - описание студенческой пирушки, полной бурной радости, веселья, стихотворение «Роняет лес…»- воспоминание о друзьях, полное грусти.)
2. Композиция стихотворения.
- Что общего в построении стихотворений?
(Общее – центр – перекличка друзей, поимённое обращение к ним, которое заканчивается рассказом лирического героя о самом себе, тем самым круг замыкается).
- Общим является и соединение эпического и лирического мотива: рассказ о дружеской пирушке переплетается с философскими размышлениями. В стихотворении «Пирующие студенты» - это философия гедонизма (от греческого «гедоне» – наслаждение), которая утверждала, что познание мира достигается только через чувственное восприятие, а цель жизни – наслаждение. «Роняет лес…» - размышление над прожитыми годами и обобщение собственного опыта.
- Как в композиции стихотворений используется приём контраста?
(В стихотворении «К студентам» - столкновение двух мировоззрений: кропотливый труд противопоставляется бездумному наслаждению, трезвость – безудержному веселью, символом которого является вино, наука – поэзии, Сенека, Тацит – Вакху, Эпикуру. В стихотворении «Роняет лес…» - сначала мы видим то, что находится вдали: лес, поле; затем – то, что рядом, вокруг лирического героя- камин, пустынную келью, вино. И приближаемся к границе особого пространства – пространства поэтического воображения.)
- Найдите в тексте контрастные понятия.
(тепло – холод, расцвет – увядание)
Каковы цвета жизни?
(Багряный, цвет яркого огня камина, цвет вина)
-Каковы цвета одиночества?
(Серебристый цвет увянувшего поля, белизна осенней стужи).
- В стихотворении противопоставлены: огонь в камине – бледность осеннего дня, «отрадное похмелье» - «горькие муки», реальное полное одиночество – мысленный круг друзей.
- В чём различие в композиции стихотворений?
(«Пирующие студенты» не имеет вступительной части, динамичное начало вводит нас в атмосферу студенческого веселья, в круг лицейского братства. «Роняет лес…» - начало – пейзажная зарисовка, описание леса, замерзающего поля созвучны настроению лирического героя, его одинокой келье. Центральная часть: «Пирующие студенты лаконична, нет отступлений, экскурсов в прошлое. В стихотворении «Роняет лес…» - центральная часть – соединение прошлого и настоящего, эти два временных плана переплетаются, что создаёт особое элегическое настроение).
3. Жанр стихотворения.
- Стихи написаны в жанре послания. Но «пирующие студенты близки по жанру к вакхической песне, лирике вагантов, а стихотворение «Роняет лес…» - к элегии.
4. Настроение стихотворений.
(В стихотворении «Роняет лес…» нет насмешки, бережное, нежное отношение к друзьям).