Просмотр содержимого документа
«Стихотворение " К Чаадаеву". Проблема свободы, служения Родине.»
Тема: Стихотворение «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие. Сообщение темы урока, цели).
Слово учителя.
Что такое лирика? Термин "лирика" пришел из Древней Греции. Его можно перевести, например, как волнующий, мелодичный. В произведениях лирического жанра изображаются не события, а воплощаются настроения и мысли. В них нет описания поступков героев, нет последовательно развивающихся событий. Именно потому, что лирика описывает отношение героя к людям и к жизни, произведения лирического жанра по большей части пишутся в виде стихов. В лирике Пушкина очень много тем: тема свободы, любви, поэта и поэзии…
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
- Как вы понимаете, что такое свобода? (можно использовать прием работы «кластер») В лирических произведениях эти слова- знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.
III. Новый материал.
1. Анализ стихотворения «К Чаадаеву».
Слово учителя.
- В петербургский период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта.
1) Слушаем сообщение ученика. Пётр Яковлевич Чаадаев.
П.Я. Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование 16-ти лет вступил в Гвардейский Семёновский полк, с которым проделал путь от Бородина до Парижа. «Чаадаев был красив собою, отличался не гусарскими, а какими-то английскими, чуть даже не байроновскими манерами и имел блистательный успех в тогдашнем петербургском обществе». Чаадаев был членом Союза благоденствия, но не проявлял в нём активного участия: Чаадаев охвачен жаждой славы – славы огромной. Неслыханной, славы, которая навсегда внесёт его имя в скрижали истории России и Европы.
Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему, уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству, требовал от Пушкина «в просвещении стать с веком наравне».
- «Жизнь, облагороженная высокой целью». За этими словами Пушкина стоит мечта о великом предназначении. Беседы с Чаадаевым учили Пушкина видеть и свою жизнь, «облагороженной высокой целью». Послание «К Чаадаеву» - свободолюбивое политическое стихотворение, близкое к идеалам декабристов.
2) Чтение и анализ стихотворения «К Чаадаеву».
- Какова композиция стихотворения?
(Стихотворение распадается на три части: 1-я – первое четверостишие; 2-я – от стиха «Но в нас горит ещё желанье…»; 3-я – «пока свободою горим». При переходе от части к части настроение меняется).
- Докажите, что 1- часть написана в стиле и интонации печальной элегии.
(Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей).
- Характеризуя такого героя в связи со своей поэмой «Кавказский пленник», Пушкин писал: «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19 века. Чаадаев тоже не был чужд разочарованности.
Вывод: стихотворение начинается в элегическом ключе и создаёт образ разочарованного, утратившего иллюзии человека).
- Как начинается вторая часть? Меняется ли интонация?
(Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста)
- Образ какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части?
(В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств).
- С чем сравнивается стремление к свободе?
(Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви).
- Фразеологизм «горит желанье» использовался в любовной поэзии, обозначая страстные чувства. Сопоставление «горит желанье» и «свободою горим» придавало ему новое, необычное для того времени значение. Одновременно политическая лирика становилась интимной, избавляясь от холода торжественной поэзии.
- Что собой представляет третья часть?
(Обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе).
- Каково, по-вашему, значение слова «честь»? Какова разница между словами «честь» и «почести»?
- Чувство чести сильно развитое в кругу передовых людей пушкинской эпохи, связано с верой в человеческое достоинство, гордостью. Человек с чувством чести предъявлял к себе требования более высокие, чем те, которые ему предъявляли законы государства, дисциплина или начальство. Честь – нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжёт, струсит, предаст, теряет честь. В кругу лучшей молодёжи пушкинской эпохи было твёрдым убеждение, что честь важнее даже жизни, и, потеряв честь, человек не имеет права даже жить. Человек бесчестный не мог был принят в Союз благоденствия.
- Какое же значение приобретало выражение «Сердца для чести живы»? (Политический смысл).
- Как в стихотворении выражена надежда на лучшее будущее России? («На обломках самовластья напишут наши имена»)
- Каково значение использования местоимения «мы»? (Индивидуализму романтической элегии противопоставлено чувство героического братства).
- Каково значение образа «звезда пленительного счастья»? (Вифлеемская звезда).