- Ребята, давайте познакомимся с этим произведением. Но сначала проведём словарную работу. Вам встретятся незнакомые слова. Понять их значение нам поможет…? (СЛАЙД) - Конечно, «Толковый словарь» Ожегова. Паяц (бумажный паяц) – … Скирды (хлеб в скирдах) – … Цеп (стук цепов) – … - Первую часть предлагаю прослушать. (СЛАЙД) (Аудиозапись) -Где жила лягушка? (В болоте) -Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно,беззаботно, ловила комаров и мошку.) -О чём думала, когда сидела на сучке? Прочитайте. (выразительное чтение слов лягушки) -Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким дождиком.) – Как автор относится к героине? - Как можно озаглавить эту часть? (Беззаботная жизнь лягушки на болоте.) - Слушаем вторую часть. (Аудиозапись) -Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.) -Куда летели утки? (На юг.) -Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Прочитайте. (выборочное чтение) -Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?) -Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.) -Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.) -Как это её характеризует? (Она настойчивая.) -Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.) -Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками.) Чтение 3 части. Читаем вслух по одному абзацу. -Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения. -Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.) -Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? (Это находчивость, сообразительность.) -Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.) -Придумайте заголовок. (Сообразительность лягушки.) «Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два, три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается наше путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Облако вас катает по небу и тихо опускает. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Чтение четвёртой части способом «жужжащее чтение». -Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.) -Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? (Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят.) -Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.) -Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки.) Чтение пятой части по одному предложению по цепочке. - Почему закричала лягушка? - Что с ней произошло, когда она закричала? - Куда упала лягушка? (В грязный пруд.) - Кого она встретила там? (лягушек) - Озаглавьте эту часть. (Падение лягушки в пруд. Результат хвастовства.) Чтение шестой части самостоятельно про себя. -Придумайте вопросы по содержанию этой части и задайте их своим товарищам. - Озаглавьте эту часть. (Хвастливые рассказы лягушки.) -Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? -Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? -Что вам понравилось в лягушке? -Охарактеризуйте тогда героиню. Приём «Кластер» (Водоем с надписью «Лягушка – Путешественница» и кувшинки с надписями слов: любопытная, сообразительная, страх, спокойствие, глупая, скользкая, болтливая, зеленая, жадная, решительная, печаль, хвастливая, хитрая, умная, осторожная) - Выберите те качества, которыми обладала лягушка. -Как вы думаете, какая черта характера лягушки помешала окончить путешествие вместе с утками? -Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? - Чему нас научила эта сказка? Обобщение: -Проблема хвастовства лежит в основе произведения. Автор относился к лягушке с иронией. Знаете ли вы, что значит слово «ирония»? (Ирония-скрытая насмешка.) Работа в группах -Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос – Передайте с последней парты на первую. (СЛАЙД) -Прочитайте пословицы и поговорки. Обсудите в паре и объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания? «Заяц от листа, лягушка от зайца» «Высоко взлетишь, да низко упадешь» (Упадешь в прямом и переносном значении) «Хвастовство само себя наказывает» -Какая из пословиц подходит к главной мысли произведения? - С каким произведением мы работали сегодня? - Достигли мы целей, которые себе ставили в начале урока? - Что нового узнали, чему научились? -Если вы считаете, что урок прошёл для вас успешно, выберите и посадите в наше болото улыбающуюся лягушку. Если вам было что-то непонятно, вы не могли включиться в работу – задумчивую лягушку. | Работа над сказкой «Лягушка-путешественница». – Человек, который паясничает. – Стога сена. – Ручное орудие для молотьбы. (Размышляют, высказывают своё мнение.) – Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение Потому что она захотела похвастаться Высказывают своё мнение Слушают учителя Высмеивает её хвастовство Выполняют упражнения за учителем Выполняют тестовую работу Читают, высказывают своё мнение (Вопросы учащихся: - Что рассказывала лягушка? - Кого ждала лягушка весной? - Почему утки не вернулись?) (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.) (Виновата сама лягушка, её хвастовство.) (Понравилась сообразительность, смелость и любознательность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места.) (Лягушке помешала такая черта характера, как хвастовство.) (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.) (Хвастовство не приводит к добру. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга.) Самооценка, самоанализ. |