kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема родины и служения долгу в творчестве И.С.Тургенева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема родины в творчестве И.С.Тургенева. Данная разработка подойдет при анализе произведений "Рудин", "Дворянское гнездо"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема родины и служения долгу в творчестве И.С.Тургенева»

Тема урока: « Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас

без нее не может обойтись» - тема родины и служения долгу в

романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной

презентации

Цели урока.

Образовательная: раскрыть тему родины и служения долгу в

романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»,

подчеркнуть преходящее и вечное в творчестве Тургенева

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, формирование

поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание веры, любви к Родине, самоотверженного

служе­ния долгу

Оборудование урока: альбом «И.С.Тургенев «Выставка в школе»,

компьютерная презентация: «…Родине

поклонитесь…»

Опережающее задание: сообщение учащегося: роман «Накануне» и разрыв

с «Современником»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас

без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает,

двойное горе тому, кто действительно без нее об­ходится!

Космополитизм - чепуха, космополит - нуль, хуже нуля;

вне народности ни художества, ни истины, ни жизни,

ничего нет».

И.С.Тургенев. «Рудин»

План урока.

1. Вступительное слово учителя: «Романы Тургенева - «барометр эпохи»

второй половины XIX века»

2. Тема родины и служения долгу в романе «Рудин»

3. Историческая роль дворянства в романе Тургенева «Дворянское гнездо»

4. Сообщение учащегося: роман «Накануне» и разрыв с «Современником»

5. Заключение: «Преходящее и вечное в худо­жественном мироощущении

Тургенева»

Проблемные вопросы:

1. Почему в 50 – 60 х годах Тургенев оставляет народную тему и

обращается к повестям и романам из жизни русского дворянства?

2. Как меняется облик главного героя в романах Тургенева «Рудин»,

«Дворянское гнездо» и «Накануне»?

3. Почему интерпретация романа «Накануне» в статье

Добро­любова «Когда же придет настоящий день?» явилась

пово­дом к разрыву Тургенева с журналом «Современник»?

1. Вступительное слово учителя: «Романы Тургенева - «барометр эпохи»

второй половины XIX века»

В 50-е годы Тургенев впервые обраща­ется к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его твор­честве. Роман получил широчайшее распростра­нение именно в эпоху расцвета критического реализма.

Роман - большое эпическое произведение, чаще всего прозаи­ческое Главную особенность этого жанра отметил Белинский: «Форма и условия романа удобнее для поэтиче­ского представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновен­ного успеха...»

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь чело­века в его многообразных и сложных связях с другими людьми, со­циальной средой, народом. Потому-то здесь обычно больше дей­ствующих лиц, чем в рассказе и повести, судьбы героев сталкивают­ся и переплетаются.

В 50 – 60 х годах Тургенев оставляет народную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского дворянства, видя в этой теме проблемы, важнейшие и для нашего времени: духовное начало жизни, свойственное русскому человеку: вера, самоотверженное служе­ние долгу, любовь к Родине. Жанр романа отвечал стремлению Тургенева глубоко исследо­вать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

Современники называли Тургенева «барометром эпохи»: его романы «Рудин» (1856), «Накануне» (1860), «Дворянское гнездо» (1858), «Отцы и дети» (1862), «Новь» (1877) явились художественной летописью жизни русского общества, они затрагивали самые животрепещущие вопросы и вызывали бурные споры.

2. Тема родины и служения долгу в романе «Рудин»

«Рудин» - первый роман Тургенева, к работе над которым Тургенев приступил в 1855 году, сразу же после неудач Крымской войны, в обстановке назревавшего общественного подъема. Роман был опубликован на страницах «Современника» в 1856 году.

Главный герой рома­на Рудин - человек тургеневского поколения, который полу­чил философское образование за границей, в Берлинском университете.

Вначале нас поражает ум, образованность, удивительное красноречие Рудина. Симпатию вызывает его внешний облик, манера держать себя со «спокой­ствием и изящной учти­востью». Благородные идеи героя романа пленяют души его юных слушателей — сем­надцатилетней Натальи Ласунской, дочери хозяйки име­ния, где гостит герой, и Басистова, учителя-разночинца. Но, чем дальше разви­вается действие, тем более настораживает нас автор­ская ирония. Мы слышим, например, пылающую речь Рудина и следующее за ней ироническое замечание писа­теля:

«...Да, я должен действо­вать... я не должен растра­чивать свои силы на одну болтовню, пустую, бесполез­ную болтовню, на одни слова... И слова его полились ре­кою. (Курсив – Т.И.) Он говорил прекрасно, горячо, убедительно - о позоре малодушия и лени, о необходимости делать дело».

Особенно строгий суд над героем романа произносит девушка, которая вдвое моложе его, - Наталья Ласунская. Она обладает ясным умом, сильным характером, чуткою ду­шою, жадно впитывает идеи добра и правды, которые пропове­дует Рудин. Наталья открывает в творчестве писателя галерею обаятель­ных женских образов — «тургеневских девушек». Они отличают­ся тонкой душевной организацией, благородством идеалов и стремлений. Подобно пушкинской Татьяне, «тургеневские де­вушки» стоят неизмеримо выше окружающей их среды и верят в то, что их избранник укажет им путь к осмысленной, деятель­ной жизни. В них раскрываются такие достоинст­ва, как самоотверженность, постоянство, сила духа, доброта.

Рудин не выдерживает испытания любовью. Он сумел вызвать горячее чувство Натальи; он, как ему кажется, и сам полюбил ее. Первое препятствие, возникшее на его пути, — от­каз Дарьи Михайловны выдать дочь за бедного человека — приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на любовный порыв Натальи он говорит упавшим голосом: «Надо покориться». В сцене последнего свидания Рудина с Натальей, казалось бы совершается окончательное развенчание героя романа. «Как я был жалок и ничтожен перед ней!» - признается он сам.

Полные энтузиазма речи Рудина юная Наталья принимает за его дела. В ее гла­зах Рудин — человек подвига, за которым она готова ид­ти безоглядно на любые жертвы. Но Наталья ошибается: годы отвлеченного

философствования иссушили в Рудине живые источники сердца и души. Еще не отзвучали уда­ляющиеся шаги Натальи, объяснившейся в любви к Руди­ну, как герой предается размышлениям: «...я счастлив, - произнес он вполголоса. - Да, я счастлив, — повторил он, как бы желая убедить самого себя». Перевес ума над серд­цем очевиден в этой сцене.

Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Вер­ный своей «гениальности» без «натуры», он появляется здесь тогда, когда восстание национальных мастерских уже подавлено. Русский Дон Кихот поднимается на баррикаду с красным знаменем в одной руке и с кривой и тупой саб­лей в другой. Сраженный пулей, он падает замертво, а от­ступающие рабочие принимают его за поляка.

Один из героев романа говорит: «Несчастье Рудина со­стоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее об­ходится! Космополитизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности

ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет».

Вывод: Но все же жизнь Рудина не бесплодна. Он сумел остаться честным бедняком, он не расстался со своими благородными убеждениями, он до по­следней минуты стремился к деятельности, направленной на об­щее, а не на личное благо. Го­рячие речи Рудина будили мысль, волновали сердца его молодых слушателей. «Доброе слово тоже дело», — справедливо замечает один из героев. Востор­женные речи его жадно ловит молодой учитель Басистов. Да и гибелью своей, несмотря на видимую ее бессмыслен­ность, Рудин отстаивает ценность вечного поиска истины, высоту героического порыва.

3. Историческая роль дворянства в романе Тургенева «Дворянское

гнездо». Беседа по вопросам:

  • Чем характеризуется общественно – политическая обстановка в России в период создания романа?

Роман «Дворянское гнездо» создавался в 1858 году, когда либералы и

разночинцы - де­мократы выступали еще вместе. Но симптомы предстоящего раскола, который произошел в 1859 году, уже глубоко тревожили чуткого

Тургенева. Эта тревога нашла отражение в романе. Тургенев понимал:

дворянство подо­шло к роковому историческому рубежу, жизнь послала ему суровое испытание. Способно ли оно удержать позицию ве­дущей

исторической силы, искупив многовековую вину пе­ред крепостным

мужиком?

  • Что вам известно о дворянском сословии? В каких извест­ных произведениях и как изображено русское дворянство, его жизненный уклад, культура, круг интересов?

  • Почему рассказ о Лаврецком начинается с истории его рода?

  • Какое место в Орле называют «дворянским гнез­дом» и почему?

Вывод: Русских писателей всегда волновала судьба дворянства, и хотя относились они к этому сословию по-разному, однако в дво­рянской среде видели лучших представите­лей русской нации: Стародум, Чацкий, Татьяна, Ленский, Гринев, автор в поэме Гоголя... Тургенева тоже волновала судьба русского дворянства, он считал, что она непосредственно связана с судьбой России.

Есть в Орле место, которое так и называют «дворянским гнез­дом» - это городской сад на высоком берегу Оки, в конце бывшей 3 – ей Дворянской, где любила прогуливаться няня Тургенева, а на последней дорожке сада обычно стояла подвижная колыбелька маленького Тургенева.

Ныне здесь поставили ротонду, устроили балюстраду в напоминание о «дворянских гнез­дах», той атмосфере духовности и красоты, которая подарила России немало славных имен. Именно поэтому рассказ о Лаврецком начинается с истории его рода. Однако в жизни этого сословия немало и случайного, наносного: отцам нече­го завещать детям, прочные семейные ус­тои и традиции отсутствуют. Доказательст­вом тому служат истории прадеда, деда и отца Федора Лаврецкого, то галломана, то англомана. Тургенев опасается, что эта беспочвенность может причинить России много бед. В современных условиях она порождает бюрократов-запад­ников, каким является в романе петербургский чиновник Паншин. Для Паншина Россия - пустырь, на котором можно осуществлять любые эксперименты.

  • Что мы узнаем о Лаврецком в начале романа?

Лаврецкий - сын дворянина и крепо­стной крестьянки, поэтому он и наделен русским богатырством. Читатель узнает об этом из слов Марфы Тимофеевны:

«Ну, а молодец ты, молодец: чай, по-прежнему десять пудов одной рукой поднимаешь?» Характерна внешность Лаврецкого: «От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на сла­ву, и белокурые волосы вились на его голо­ве, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате и несколько неподвиж­ных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как-то слишком ровно»

Лаврецкий и духовно принадлежит именно русской жизни. Как только он получает свободу от се­мейного гнета, то начинает старательно

занима­ться в университете, хотя и выглядит в сту­денческой среде белой вороной. После женитьбы, живя в Париже, Лаврецкий по­стоянно думает об одном: его место в род­ной глуши, его цель — землю пахать. Образ Лаврецкого несет в себе не только временное, но и веч­ное начало: в авторской концепции - это сын России.

  • Как характеризует Лаврецкого история его женитьбы на Варваре Павловне Коробьиной? Почему он так страстно и силь­но полюбил эту девушку? Почему совер­шает эту ошибку? Как поплатился за нее? Какие черты его характера раскрываются в истории женитьбы и разрыва с женой?

Главной причиной несчастья Лаврецкого сам Тургенев считает его неправильное воспитание: до 23 лет герой не знал жен­ского общества, не знал людей, был вос­питан, по прихоти отца, «спартанцем». Именно поэтому за внешней привлека­тельностью и умом Варвары Павловны он не сумел разглядеть ее двуличия, расчет­ливости и безнравственности. Она же уме­ло и хитро скрывает свое истинное лицо. Оказавшись в роли обманутого мужа, «до­брого толстяка», как называет его любов­ник Варвары Павловны в случайно прочи­танной записке, Лаврецкий прозревает. Это прозрение дается ему очень тяжело. Он потрясен: «голова у него закружилась, пол заходил под ногами... Он закричал, и задохнулся, и заплакал в одно мгновение». «Он обезумел, - пишет Тургенев. - Он так слепо доверял своей жене; возможность обмана, измены никогда не представля­лась его мысли». В момент появления же­ны герой «был в состоянии истерзать ее, избить ее до полусмерти, по-мужицки, за­душить ее своими руками». Однако Лав­рецкий сдерживает порывы своей полу­крестьянской натуры и расстается с женой. Ему потребовалось четыре года, чтобы оправиться от этого удара и обрести способность вернуться на Родину: «Он не был рожден страдальцем; его здоровая от природы натура вступила в свои права».

  • Как происходит духовного приобщение героя к жизни Рос­сии?

Сюжет романа строится как история духовного приобщения героя к жизни Рос­сии. Большую роль в таком приобщении играет эпизод в доме Калитиных, когда Лаврец­кий припадает к ногам старой Марфы Тимофеевны, которая когда-то приняла его мать-кресть­янку, в доме которой он родился. Второй эпизод - поездка Лаврецкого в Васильевское. Почему именно это поме­стье выбирает герой, почему он едет не в Лаврики? Лаврики напоминают о жене и ее семействе, а это причиняет душевную боль. В 18—20-й главах автор показывает, как происходит приобщение Лаврецкого к русской природе. Писатель рисует не пре­красные, как это часто у Тургенева, а имен­но русские пейзажи:

«Тарантас его быстро катился по проселочной мягкой дороге, Недели две как стояла засуха; тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдаленные леса; от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно об­рисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей, не разгоняя зноя. Приложившись головой к подушке и скрестив на груди руки, Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькавшие ракиты, на глупых ворон и грачей, с тупой подозри­тельностью взиравших боком на проезжав­ший экипаж, на длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой ря­биной; он глядел... и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длин­ные холмы, овраги с приземистыми дубо­выми кустами, серые деревеньки, жидкие березы - вся эта, давно им невиданная, русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то прият­ным давлением».

Русский пейзаж и образ родной земли в сознании Лаврецкого не­разрывны. Он «дополнен» образами рус­ских людей: старик Антон, который помнит даже прадеда Лаврецкого Андрея, забытая героем Апраксия и др.

Вывод: Лаврецкий - герой, собравший в себе лучшие качества русского

дворянства. Близость к русскому народу и русской природе рождает в его душе обостренное чувство родины. Лаврецкий, верный сыновнему чувству любви к родине, предостерегает от опасности «надменных переделок» России с высоты «чиновничьего самосознания», говорит о катастрофических последствиях тех реформ, ко­торые «не оправданы ни знанием родной земли, ни верой в идеал», раз­бивая Паншина и крайних западников по всем пунктам их программ.

  • Что для Лаврецкого означает встреча с Лизой Калитиной?

  • Кто и как повлиял на формирование внутреннего мира героини?

  • В чем особенности религиозности Лизы, какие представления о долге и счастье свойственны ей?

  • Каков нравственный об­лик девушки?

  • Что сближает ее с Лаврецким, в чем различие их убеждений? Можно ли назвать Лизу дочерью России?

Возрождающийся к новой жизни Лаврецкий получает известие о смерти жены. Он свободен. Вместе с заново об­ретаемым чувством родины к нему приходит новое чувство чистой, одухотворенной любви. Лиза является перед ним как продолжение глубоко пережитого сыновнего слияния с животворной тишиной деревенской Руси:

«Тишина обни­мает его со всех сторон, солнце катится тихо по спокойно­му синему небу, и облака тихо плывут по нем».

Ту же са­мую исцеляющую тишину ловит Лаврецкий в «тихом движении Лизиных глаз», когда «красноватый камыш ти­хо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий».

Именно Лизу с «тишиной» ее веры, с глубокой, скрытой красотой ее

души полюбил Лаврецкий

Любовь Лизы и Лаврецкого глубоко одухотворенна и поэтична. Лиза Калитина показана писателем как дочь России: по рождению она принадлежит России дворянской, а духовно - России народной. С народом ее сближает вера в Бога. Наглядно уви­деть различие религиозного чувства Лизы и ее матери, можно в эпизоде из 32-й главы - всенощная в доме Калитиных: «Лиза, как стала, так и не дви­галась с места и не шевелилась; по сосре­доточенному выражению ее лица можно было догадаться, что она пристально и го­рячо молилась. Прикладываясь ко кресту по окончании всенощной, она также поце­ловала большую красную руку священни­ка»; Марья же Дмитриевна «стояла впере­ди всех, перед креслами; она крестилась изнеженно-небрежно, по-барски — то ог­лядывалась, то вдруг поднимала взоры кверху; она скучала». Вера Лизы «горяча», глубока, искренна, сильна, аскетична.

Утонченным нравственным чутьем она оценивает не­достойную реакцию Лаврецкого на известие о смерти же­ны, вызвавшее не боль, не сострадание, а скорее чувство облегчения и тайной радости. Лиза упрекает его за это: «Мне все мерещится ваша покойная жена, и вы мне страш­ны».

Известие о смерти жены оказалось ложным. Варвара Павловна неожиданно приезжает в Рос­сию. Катастрофа романа Лизы и Лаврецкого не восприни­мается как роковая случайность. В ней герою видится суровое предупреждение, возмездие за пренебрежение об­щественным долгом, за жизнь его отцов, дедов, за про­шлое самого Лаврецкого, за обольщения последних дней.

Лиза, решила уйти в монастырь.

«Такой урок недаром, - говорит она, - да я уж не в первый раз об этом думаю. Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у ме­ня все щемило. Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо... Отзывает меня что-то; тошно мне, хочется мне запереться навек». Её уход в монастырь воспринимается как нравственный подвиг».

  • Что мы узнаем о героях в конце романа?

Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной, умер Лемм, постарел и душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет совершился пере­лом и в его жизни: он перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях и достиг того, чего доби­вался, - сделался хорошим хозяином, выучился «пахать землю», упрочил быт своих крестьян.

Грустен финал тургеневского романа. Ведь од­новременно с этим, как песок сквозь пальцы, утекла в не­бытие почти вся молодая жизнь героя. Поседевший Лав­рецкий посещает усадьбу Калитиных:

● «Он вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, была та самая скамей­ка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счаст­ливых, неповторившихся мгновений; она почернела, ис­кривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, кото­рым когда-то обладал».

Вывод: В финале романа герой приветствует молодое поколе­ние, идущее ему на смену: «Играйте, веселитесь, растите молодые силы, ...жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить, вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу… вам надобно дело делать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами» В эпоху 60-х годов такой финал воспри­нимали как прощание Тургенева с дворянским периодом русской истории.

4. Сообщение учащегося: роман «Накануне» и разрыв с журналом «Современник»

Из истории создания романа «Накануне». В 50 - е годы сосед Тургенева Василий Каратеев, от­правляясь в Крым в качестве офицера дворянского ополче­ния, оставил писателю в полное распоряжение рукопись автобиографической повести. Главным ее героем был молодой болгарский революционер Николай Димитров Катранов. В 1848 году в составе группы болгарских юно­шей он приехал в Россию и поступил на историко-филоло­гический факультет Московского университета. Начавшая­ся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровших­ся за освобождение от многовекового турецкого ига. В на­чале 1853 года Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину в болгарский город Свиштов. Но внезапная вспышка скоротечной чахотки спутала все планы. При­шлось ехать на лечение в Венецию, где он простудился и скончался 5 мая 1853 года.

Вплоть до 1859 года рукопись Каратеева пролежала без движения, хотя, познакомившись с ней, Тургенев восклик­нул: «Вот герой, которого я искал!»

  • Почему же Тургенев обратился к сюжету в 1859 году, когда и в России герои нового типа появились?

  • Почему в качестве образца для русских «новых людей» он предложил болгарина Инсаро­ва?

  • Что, наконец, возмутило Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «Накануне», опубликованного в ян­варском номере журнала «Русский вестник» за 1860 год?

Добролюбов, посвятивший роману статью «Когда же придет настоящий день?», отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня ро­мана Елена Стахова стоит перед выбором. На место ее из­бранника претендуют молодой ученый Берсенев, будущий художник Шубин, преуспевающий государственный чинов­ник Курнатовский и болгарский революционер Инсаров. Елена олицетворяет молодую Россию накануне обществен­ных перемен. Кто нужнее ей сейчас: люди науки, искус­ства, государственной службы или гражданского подвига? Выбор Еленой болгарского революционера Инсарова дает ответ на этот вопрос.

Современников Тургенева из стана революционной де­мократии озадачивал финал романа: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас, в Рос­сии, люди, подобные Инсарову. Какие загадки могли быть на этот счет, когда «новые люди» пришли и заняли клю­чевые посты в журнале «Современник»? Очевидно, Турге­нев мечтал о приходе иных «новых людей». Он действи­тельно вынашивал мысль о союзе всех антикрепостни­ческих сил и о примирении партий на основе общей и ши­рокой общенациональной идеи. В «Накануне» Инсаров го­ворит: «Заметьте: последний мужик, последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и кре­пость!»

Но в жизни случилось другое. Добролюбов решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той прог­рамме общенационального единения, которую провозгла­шает тургеневский герой.

Русские Инсаровы борются не с внешним врагом, а с «внутренними турками», в число ко­торых Добролюбов включает не только консерваторов, про­тивников реформ, но и близких Тургеневу по духу либера­лов. Статья Добролюбова без промаха бьет в святая святых убеждений Тургенева. Познакомившись с ней до публика­ции, Тургенев умоляет Некрасова не печатать ее. Когда же статья была все-таки напечатана, он покидает «Современ­ник» навсегда.

Тяжело переживал Тургенев уход из «Современника»: он принимал участие в его организации, сотрудничал в нем пятнадцать лет; с журналом была связана память о Белин­ском, дружба с Некрасовым, литературная слава, наконец. Но решительное несогласие с Чернышевским и Добролюбо­вым, нараставшее с годами, достигло кульминации. Тургенев всегда внимательно прочитывал все, что писал и печатал в журнале Добролюбов.

5. Заключение: «Преходящее и вечное в худо­жественном мироощущении

Тургенева»

В письме А. П. Философовой от 22 февраля 1872 года Тур­генев написал:

● «Пора у нас в России бросить мысль о «сдви­гании гор с места» — о крупных, громких и красивых результатах; более, чем когда-либо и где-либо, следует у нас удовлетворяться малым, назначать себе тесный круг действия», чем еще раз подтвердил характеристику «гения меры», данную ему писателем и критиком Д.С.Мережковским.

Тургенев в своих романах размышляет о судьбе России, ёе прошлом, настоящем и будущем, как истинный патриот. Герои романов стремятся к нравственному идеалу, в них автор вкладывает собствен­ные представления о русском человеке. Тургенева всегда волновала судьба русского дворянства, неразрывно связанная с судьбой России.

«…Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? - замечает М.Е.Салтыков - Щедрин. - То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чув­ствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь ав­тора?»

Романы Тургенева - это художественная летопись, запечатлев­шая духовную жизнь русского общества 40—80-х годов XIX века.

Итоги урока.

Д/З: читать 1-5 гл. романа «Отцы и дети»,

составить цитатный план этих глав


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема родины и служения долгу в творчестве И.С.Тургенева

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 26.12.2024

Номер свидетельства: 662761


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства