вне народности ни художества, ни истины, ни жизни,
ничего нет».
И.С.Тургенев. «Рудин»
План урока.
1. Вступительное слово учителя: «Романы Тургенева - «барометр эпохи»
второй половины XIX века»
2. Тема родины и служения долгу в романе «Рудин»
3. Историческая роль дворянства в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
4. Сообщение учащегося: роман «Накануне» и разрыв с «Современником»
5. Заключение: «Преходящее и вечное в художественном мироощущении
Тургенева»
Проблемные вопросы:
1. Почему в 50 – 60 х годах Тургенев оставляет народную тему и
обращается к повестям и романам из жизни русского дворянства?
2. Как меняется облик главного героя в романах Тургенева «Рудин»,
«Дворянское гнездо» и «Накануне»?
3. Почему интерпретация романа «Накануне» в статье
Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» явилась
поводом к разрыву Тургенева с журналом «Современник»?
1. Вступительное слово учителя: «Романы Тургенева - «барометр эпохи»
второй половины XIX века»
В 50-е годы Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве. Роман получил широчайшее распространение именно в эпоху расцвета критического реализма.
Роман - большое эпическое произведение, чаще всего прозаическое Главную особенность этого жанра отметил Белинский: «Форма и условия романа удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха...»
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то здесь обычно больше действующих лиц, чем в рассказе и повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
В 50 – 60 х годах Тургенев оставляет народную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского дворянства, видя в этой теме проблемы, важнейшие и для нашего времени: духовное начало жизни, свойственное русскому человеку: вера, самоотверженное служение долгу, любовь к Родине. Жанр романа отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
Современники называли Тургенева «барометром эпохи»: его романы «Рудин» (1856), «Накануне» (1860), «Дворянское гнездо» (1858), «Отцы и дети» (1862), «Новь» (1877) явились художественной летописью жизни русского общества, они затрагивали самые животрепещущие вопросы и вызывали бурные споры.
2. Тема родины и служения долгу в романе «Рудин»
«Рудин» - первый роман Тургенева, к работе над которым Тургенев приступил в 1855 году, сразу же после неудач Крымской войны, в обстановке назревавшего общественного подъема. Роман был опубликован на страницах «Современника» в 1856 году.
Главный герой романа Рудин - человек тургеневского поколения, который получил философское образование за границей, в Берлинском университете.
Вначале нас поражает ум, образованность, удивительное красноречие Рудина. Симпатию вызывает его внешний облик, манера держать себя со «спокойствием и изящной учтивостью». Благородные идеи героя романа пленяют души его юных слушателей — семнадцатилетней Натальи Ласунской, дочери хозяйки имения, где гостит герой, и Басистова, учителя-разночинца. Но, чем дальше развивается действие, тем более настораживает нас авторская ирония. Мы слышим, например, пылающую речь Рудина и следующее за ней ироническое замечание писателя:
«...Да, я должен действовать... я не должен растрачивать свои силы на одну болтовню, пустую, бесполезную болтовню, на одни слова... И слова его полились рекою. (Курсив – Т.И.) Он говорил прекрасно, горячо, убедительно - о позоре малодушия и лени, о необходимости делать дело».
Особенно строгий суд над героем романа произносит девушка, которая вдвое моложе его, - Наталья Ласунская. Она обладает ясным умом, сильным характером, чуткою душою, жадно впитывает идеи добра и правды, которые проповедует Рудин. Наталья открывает в творчестве писателя галерею обаятельных женских образов — «тургеневских девушек». Они отличаются тонкой душевной организацией, благородством идеалов и стремлений. Подобно пушкинской Татьяне, «тургеневские девушки» стоят неизмеримо выше окружающей их среды и верят в то, что их избранник укажет им путь к осмысленной, деятельной жизни. В них раскрываются такие достоинства, как самоотверженность, постоянство, сила духа, доброта.
Рудин не выдерживает испытания любовью. Он сумел вызвать горячее чувство Натальи; он, как ему кажется, и сам полюбил ее. Первое препятствие, возникшее на его пути, — отказ Дарьи Михайловны выдать дочь за бедного человека — приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на любовный порыв Натальи он говорит упавшим голосом: «Надо покориться». В сцене последнего свидания Рудина с Натальей, казалось бы совершается окончательное развенчание героя романа. «Как я был жалок и ничтожен перед ней!» - признается он сам.
Полные энтузиазма речи Рудина юная Наталья принимает за его дела. В ее глазах Рудин — человек подвига, за которым она готова идти безоглядно на любые жертвы. Но Наталья ошибается: годы отвлеченного
философствования иссушили в Рудине живые источники сердца и души. Еще не отзвучали удаляющиеся шаги Натальи, объяснившейся в любви к Рудину, как герой предается размышлениям: «...я счастлив, - произнес он вполголоса. - Да, я счастлив, — повторил он, как бы желая убедить самого себя». Перевес ума над сердцем очевиден в этой сцене.
Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Верный своей «гениальности» без «натуры», он появляется здесь тогда, когда восстание национальных мастерских уже подавлено. Русский Дон Кихот поднимается на баррикаду с красным знаменем в одной руке и с кривой и тупой саблей в другой. Сраженный пулей, он падает замертво, а отступающие рабочие принимают его за поляка.
Один из героев романа говорит: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! Космополитизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности
ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет».
Вывод: Но все же жизнь Рудина не бесплодна. Он сумел остаться честным бедняком, он не расстался со своими благородными убеждениями, он до последней минуты стремился к деятельности, направленной на общее, а не на личное благо. Горячие речи Рудина будили мысль, волновали сердца его молодых слушателей. «Доброе слово тоже дело», — справедливо замечает один из героев. Восторженные речи его жадно ловит молодой учитель Басистов. Да и гибелью своей, несмотря на видимую ее бессмысленность, Рудин отстаивает ценность вечного поиска истины, высоту героического порыва.
3. Историческая роль дворянства в романе Тургенева «Дворянское
гнездо». Беседа по вопросам:
Чем характеризуется общественно – политическая обстановка в России в период создания романа?
Роман «Дворянское гнездо» создавался в 1858 году, когда либералы и
разночинцы - демократы выступали еще вместе. Но симптомы предстоящего раскола, который произошел в 1859 году, уже глубоко тревожили чуткого
Тургенева. Эта тревога нашла отражение в романе.Тургенев понимал:
дворянство подошло к роковому историческому рубежу, жизнь послала ему суровое испытание. Способно ли оно удержать позицию ведущей
исторической силы, искупив многовековую вину перед крепостным
мужиком?
Что вам известно о дворянском сословии? В каких известных произведениях и как изображено русское дворянство, его жизненный уклад, культура, круг интересов?
Почему рассказ о Лаврецком начинается с истории его рода?
Какое место в Орле называют «дворянским гнездом» и почему?
Вывод: Русских писателей всегда волновала судьба дворянства, и хотя относились они к этому сословию по-разному, однако в дворянской среде видели лучших представителей русской нации: Стародум, Чацкий, Татьяна, Ленский, Гринев, автор в поэме Гоголя... Тургенева тоже волновала судьба русского дворянства, он считал, что она непосредственно связана с судьбой России.
Есть в Орле место, которое так и называют «дворянским гнездом» - это городской сад на высоком берегу Оки, в конце бывшей 3 – ей Дворянской, где любила прогуливаться няня Тургенева, а на последней дорожке сада обычно стояла подвижная колыбелька маленького Тургенева.
Ныне здесь поставили ротонду, устроили балюстраду в напоминание о «дворянских гнездах», той атмосфере духовности и красоты, которая подарила России немало славных имен. Именно поэтому рассказ о Лаврецком начинается с истории его рода. Однако в жизни этого сословия немало и случайного, наносного: отцам нечего завещать детям, прочные семейные устои и традиции отсутствуют. Доказательством тому служат истории прадеда, деда и отца Федора Лаврецкого, то галломана, то англомана. Тургенев опасается, что эта беспочвенность может причинить России много бед. В современных условиях она порождает бюрократов-западников, каким является в романе петербургский чиновник Паншин. Для Паншина Россия - пустырь, на котором можно осуществлять любые эксперименты.
Что мы узнаем о Лаврецком в начале романа?
Лаврецкий - сын дворянина и крепостной крестьянки, поэтому он и наделен русским богатырством. Читатель узнает об этом из слов Марфы Тимофеевны:
● «Ну, а молодец ты, молодец: чай, по-прежнему десять пудов одной рукой поднимаешь?» Характерна внешность Лаврецкого: «От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как-то слишком ровно»
Лаврецкий и духовно принадлежит именно русской жизни. Как только он получает свободу от семейного гнета, то начинает старательно
заниматься в университете, хотя и выглядит в студенческой среде белой вороной. После женитьбы, живя в Париже, Лаврецкий постоянно думает об одном: его место в родной глуши, его цель — землю пахать. Образ Лаврецкого несет в себе не только временное, но и вечное начало: в авторской концепции - это сын России.
Как характеризует Лаврецкого история его женитьбы на Варваре Павловне Коробьиной? Почему он так страстно и сильно полюбил эту девушку? Почему совершает эту ошибку? Как поплатился за нее? Какие черты его характера раскрываются в истории женитьбы и разрыва с женой?
Главной причиной несчастья Лаврецкого сам Тургенев считает его неправильное воспитание: до 23 лет герой не знал женского общества, не знал людей, был воспитан, по прихоти отца, «спартанцем». Именно поэтому за внешней привлекательностью и умом Варвары Павловны он не сумел разглядеть ее двуличия, расчетливости и безнравственности. Она же умело и хитро скрывает свое истинное лицо. Оказавшись в роли обманутого мужа, «доброго толстяка», как называет его любовник Варвары Павловны в случайно прочитанной записке, Лаврецкий прозревает. Это прозрение дается ему очень тяжело. Он потрясен: «голова у него закружилась, пол заходил под ногами... Он закричал, и задохнулся, и заплакал в одно мгновение». «Он обезумел, - пишет Тургенев. - Он так слепо доверял своей жене; возможность обмана, измены никогда не представлялась его мысли». В момент появления жены герой «был в состоянии истерзать ее, избить ее до полусмерти, по-мужицки, задушить ее своими руками». Однако Лаврецкий сдерживает порывы своей полукрестьянской натуры и расстается с женой. Ему потребовалось четыре года, чтобы оправиться от этого удара и обрести способность вернуться на Родину: «Он не был рожден страдальцем; его здоровая от природы натура вступила в свои права».
Как происходит духовного приобщение героя к жизни России?
Сюжет романа строится как история духовного приобщения героя к жизни России. Большую роль в таком приобщении играет эпизод в доме Калитиных, когда Лаврецкий припадает к ногам старой Марфы Тимофеевны, которая когда-то приняла его мать-крестьянку, в доме которой он родился. Второй эпизод - поездка Лаврецкого в Васильевское. Почему именно это поместье выбирает герой, почему он едет не в Лаврики? Лаврики напоминают о жене и ее семействе, а это причиняет душевную боль. В 18—20-й главах автор показывает, как происходит приобщение Лаврецкого к русской природе. Писатель рисует не прекрасные, как это часто у Тургенева, а именно русские пейзажи:
● «Тарантас его быстро катился по проселочной мягкой дороге, Недели две как стояла засуха; тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдаленные леса; от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей, не разгоняя зноя. Приложившись головой к подушке и скрестив на груди руки, Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькавшие ракиты, на глупых ворон и грачей, с тупой подозрительностью взиравших боком на проезжавший экипаж, на длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной; он глядел... и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длинные холмы, овраги с приземистыми дубовыми кустами, серые деревеньки, жидкие березы - вся эта, давно им невиданная, русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то приятным давлением».
Русский пейзаж и образ родной земли в сознании Лаврецкого неразрывны. Он «дополнен» образами русских людей: старик Антон, который помнит даже прадеда Лаврецкого Андрея, забытая героем Апраксия и др.
Вывод: Лаврецкий - герой, собравший в себе лучшие качества русского
дворянства. Близость к русскому народу и русской природе рождает в его душе обостренное чувство родины. Лаврецкий, верный сыновнему чувству любви к родине, предостерегает от опасности «надменных переделок» России с высоты «чиновничьего самосознания», говорит о катастрофических последствиях тех реформ, которые «не оправданы ни знанием родной земли, ни верой в идеал», разбивая Паншина и крайних западников по всем пунктам их программ.
Что для Лаврецкого означает встреча с Лизой Калитиной?
Кто и как повлиял на формирование внутреннего мира героини?
В чем особенности религиозности Лизы, какие представления о долге и счастье свойственны ей?
Каков нравственный облик девушки?
Что сближает ее с Лаврецким, в чем различие их убеждений? Можно ли назвать Лизу дочерью России?
Возрождающийся к новой жизни Лаврецкий получает известие о смерти жены. Он свободен. Вместе с заново обретаемым чувством родины к нему приходит новое чувство чистой, одухотворенной любви. Лиза является перед ним как продолжение глубоко пережитого сыновнего слияния с животворной тишиной деревенской Руси:
«Тишина обнимает его со всех сторон, солнце катится тихо по спокойному синему небу, и облака тихо плывут по нем».
Ту же самую исцеляющую тишину ловит Лаврецкий в «тихом движении Лизиных глаз», когда «красноватый камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий».
Именно Лизу с «тишиной» ее веры, с глубокой, скрытой красотой ее
души полюбил Лаврецкий
Любовь Лизы и Лаврецкого глубоко одухотворенна и поэтична. Лиза Калитина показана писателем как дочь России: по рождению она принадлежит России дворянской, а духовно - России народной. С народом ее сближает вера в Бога. Наглядно увидеть различие религиозного чувства Лизы и ее матери, можно в эпизоде из 32-й главы - всенощная в доме Калитиных: ●«Лиза, как стала, так и не двигалась с места и не шевелилась; по сосредоточенному выражению ее лица можно было догадаться, что она пристально и горячо молилась. Прикладываясь ко кресту по окончании всенощной, она также поцеловала большую красную руку священника»; Марья же Дмитриевна «стояла впереди всех, перед креслами; она крестилась изнеженно-небрежно, по-барски — то оглядывалась, то вдруг поднимала взоры кверху; она скучала». Вера Лизы «горяча», глубока, искренна, сильна, аскетична.
Утонченным нравственным чутьем она оценивает недостойную реакцию Лаврецкого на известие о смерти жены, вызвавшее не боль, не сострадание, а скорее чувство облегчения и тайной радости. Лиза упрекает его за это: «Мне все мерещится ваша покойная жена, и вы мне страшны».
Известие о смерти жены оказалось ложным. Варвара Павловна неожиданно приезжает в Россию. Катастрофа романа Лизы и Лаврецкого не воспринимается как роковая случайность. В ней герою видится суровое предупреждение, возмездие за пренебрежение общественным долгом, за жизнь его отцов, дедов, за прошлое самого Лаврецкого, за обольщения последних дней.
Лиза, решила уйти в монастырь.
● «Такой урок недаром, - говорит она, - да я уж не в первый раз об этом думаю. Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо... Отзывает меня что-то; тошно мне, хочется мне запереться навек». Её уход в монастырь воспринимается как нравственный подвиг».
Что мы узнаем о героях в конце романа?
Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной, умер Лемм, постарел и душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет совершился перелом и в его жизни: он перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях и достиг того, чего добивался, - сделался хорошим хозяином, выучился «пахать землю», упрочил быт своих крестьян.
Грустен финал тургеневского романа. Ведь одновременно с этим, как песок сквозь пальцы, утекла в небытие почти вся молодая жизнь героя. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных:
● «Он вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, неповторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».
Вывод: В финале романа герой приветствует молодое поколение, идущее ему на смену: «Играйте, веселитесь, растите молодые силы, ...жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить, вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу… вам надобно дело делать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами» В эпоху 60-х годов такой финал воспринимали как прощание Тургенева с дворянским периодом русской истории.
4.Сообщение учащегося:роман «Накануне» и разрыв с журналом «Современник»
Из истории создания романа «Накануне». В 50 - е годы сосед Тургенева Василий Каратеев, отправляясь в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю в полное распоряжение рукопись автобиографической повести. Главным ее героем был молодой болгарский революционер Николай Димитров Катранов. В 1848 году в составе группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за освобождение от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину в болгарский город Свиштов. Но внезапная вспышка скоротечной чахотки спутала все планы. Пришлось ехать на лечение в Венецию, где он простудился и скончался 5 мая 1853 года.
Вплоть до 1859 года рукопись Каратеева пролежала без движения, хотя, познакомившись с ней, Тургенев воскликнул: «Вот герой, которого я искал!»
Почему же Тургенев обратился к сюжету в 1859 году, когда и в России герои нового типа появились?
Почему в качестве образца для русских «новых людей» он предложил болгарина Инсарова?
Что, наконец, возмутило Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «Накануне», опубликованного в январском номере журнала «Русский вестник» за 1860 год?
Добролюбов, посвятивший роману статью «Когда же придет настоящий день?», отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня романа Елена Стахова стоит перед выбором. На место ее избранника претендуют молодой ученый Берсенев, будущий художник Шубин, преуспевающий государственный чиновник Курнатовский и болгарский революционер Инсаров. Елена олицетворяет молодую Россию накануне общественных перемен. Кто нужнее ей сейчас: люди науки, искусства, государственной службы или гражданского подвига? Выбор Еленой болгарского революционера Инсарова дает ответ на этот вопрос.
Современников Тургенева из стана революционной демократии озадачивал финал романа: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас, в России, люди, подобные Инсарову. Какие загадки могли быть на этот счет, когда «новые люди» пришли и заняли ключевые посты в журнале «Современник»? Очевидно, Тургенев мечтал о приходе иных «новых людей». Он действительно вынашивал мысль о союзе всех антикрепостнических сил и о примирении партий на основе общей и широкой общенациональной идеи. В «Накануне» Инсаров говорит: «Заметьте: последний мужик, последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!»
Но в жизни случилось другое. Добролюбов решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе общенационального единения, которую провозглашает тургеневский герой.
Русские Инсаровы борются не с внешним врагом, а с «внутренними турками», в число которых Добролюбов включает не только консерваторов, противников реформ, но и близких Тургеневу по духу либералов. Статья Добролюбова без промаха бьет в святая святых убеждений Тургенева. Познакомившись с ней до публикации, Тургенев умоляет Некрасова не печатать ее. Когда же статья была все-таки напечатана, он покидает «Современник» навсегда.
Тяжело переживал Тургенев уход из «Современника»: он принимал участие в его организации, сотрудничал в нем пятнадцать лет; с журналом была связана память о Белинском, дружба с Некрасовым, литературная слава, наконец. Но решительное несогласие с Чернышевским и Добролюбовым, нараставшее с годами, достигло кульминации. Тургенев всегда внимательно прочитывал все, что писал и печатал в журнале Добролюбов.
5. Заключение: «Преходящее и вечное в художественном мироощущении
Тургенева»
В письме А. П. Философовой от 22 февраля 1872 года Тургенев написал:
● «Пора у нас в России бросить мысль о «сдвигании гор с места» — о крупных, громких и красивых результатах; более, чем когда-либо и где-либо, следует у нас удовлетворяться малым, назначать себе тесный круг действия», чем еще раз подтвердил характеристику «гения меры», данную ему писателем и критиком Д.С.Мережковским.
Тургенев в своих романах размышляет о судьбе России, ёе прошлом, настоящем и будущем, как истинный патриот. Герои романов стремятся к нравственному идеалу, в них автор вкладывает собственные представления о русском человеке. Тургенева всегда волновала судьба русского дворянства, неразрывно связанная с судьбой России.
● «…Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? - замечает М.Е.Салтыков - Щедрин. - То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?»
Романы Тургенева - это художественная летопись, запечатлевшая духовную жизнь русского общества 40—80-х годов XIX века.