2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | - На уроках литературного чтения вы знакомились с самыми разными произведениями русских писателей. - Скажите, какие произведения вам понравились, остались в памяти? - Ребята вспомните у какого героя над головой огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучив глаза и оскалив зубы, приятно улыбается? - Правильно. - А какой герой у Паустовского был постоянно растрепанный? Маленький такой, серенький. - Правильно. - А кто из героев был огромных размеров, но в гостях был очень аккуратен, и ничего не сломал. - Верно, вы вспомнили. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомится с авторами и их произведениями. - Авторы учебника предлагают нам удивительно интересный раздел, и называется он «Поэтическая тетрадь». - А какие бывают тетради? - А кто же мог писать в поэтической тетради? - А кто такие поэты? - А что же такое стихи? - Ребята, а что же такое поэтическая тетрадь? - Что же предлагает нам поэтическая тетрадь? Откроем учебник, давайте прочитаем. - Мы познакомимся ……. . Верно, это прекрасные поэты. Мы научимся …… . Чему? - Мы будем учиться …… Прочитай пожалуйста. - Вот такая интересная работа предстоит нам на уроках литературного чтения. | - «Растрепанный воробей», «Слон». - У Евсейки. - Воробей - Слон - Толстые, тонкие, цветные, большие, маленькие. - Дети, поэты. - Это те, кто сочиняют стихи. - Это рифмованные предложения. - Тетрадь где поэты писали свои стихи. - Со стихотворениями Саши. Черного, Александра Блока, Сергея Есенина. - Находить в стихотворение яркие, образные слова и выражения. - Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, самостоятельно придумывать стихотворные тексты. | Метапредметные: осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихотворения; |
3. Этап выявления места и причины затруднения | - Но, прежде чем обратиться к стихам, мы проведем с вами речевую разминку. А для чего? - Поскольку мы говорили о животных, о наших добрых браться по планете, мы и в речевую разминку попробуем включить вот такого симпатичного героя. (слайд) - Вы знаете что это за птица? - Ребята, это тот самый папа перепел. - Вы догадываетесь как будут звать маму? - А детей? - А где они живут? - Они живут в небольшом местечке, которое называется перелесок. Перелесок – это небольшой лесочек. Эта очень пугливая птичка. | - Для того, чтобы правильно, быстро и бегло читать. ……….??? - Перепелка - Перепелята …..????? | Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей; |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | - Итак, начнём. Перепел перепелку и перепелят Прятал в перелеске от ребят. - Интересная скороговорка? - А теперь прочитаем ее с веселой интонацией - 1 ряд прочитайте с сердитой интонацией, 2 ряд с грустной интонацией, 3 ряд очень быстрой интонацией, и еще раз все вместе с радостной интонацией. - Как вы думаете ребята, почему перепел перепелят прятал от ребят? - Конечно, он думал, что они могут навредить перепелятам. | - Да - Дети читают - Он боялся что их поймают | Метапредметные: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения. |
5. Этап реализации построенного проекта Физминутка | - Мы не случайно заговорили о перепеле, о том страхе который появился у папы. Вот и Саша Черный рассказал нам историю маленького беззащитного существа, свидетелем которого он стал. - Но кто такой Саша Черный? Вам известно имя русского поэта? - Перед вами портрет Саши Черного. (слайд) Саша Черный – это псевдоним. Настоящая фамилия Александр Михайлович Клигберг. Он родился давно, около ста лет назад, в 1880 году, в Одессе. Ему довилось жить в трудные времена: революция, война, но он очень любил писать стихи. Как и многие поэты он был своеобразен: больше любил слушать чем говорить, и когда в душе накапливались мысли, чувства о жизни он рассказывал в стихах. В те времена не все поэты были образованными, но Саша Черный в то время получил очень хорошее образование. Он был человеком замкнутым, гордым, беспокойным, и лишь в присутствии детей его не знавшее улыбки лицо светлело, а в черных печальных глазах зажигалась радость. Однажды, возвращаясь домой от соседа, он услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов после сильного сердечного приступа скончался. Все что он наблюдал в жизни, он отражал в своих стихах. Вот и сегодня автор учебника предлагает нам познакомиться с его стихотворением. Вглядитесь в портрет поэта. Каким вам представляется поэт? Обратите внимание на высокий лоб, внимательный взгляд, лицо серьезное, но мягкое. Он как будто смотрит на нас и очень хочет, чтобы мы поняли почему он написал это стихотворение и чем о поделился с маленькими читателями, но об этом поговорим после физминутки. - Повторяем движение. | - Нет. Повторяют движение вместе с учителем. | Предметные: осознание значимости чтения для личного развития; |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - А теперь вернемся к стихотворению. - Откройте учебник на стр. 46. Перед вами стихотворение. Обратите внимание, есть ли название у стихотворения? А как же нам познакомиться с ним? Это стихотворение было написано более 100 лет назад и поэтому в нем встречаются слова не всегда понятные нашим современникам. Уточним их значение. Прочитаем их. (слайд) - Какие из этих слов вам знакомы? - Какое удивительное слово «тискать». Что оно значит? - Покажите, как это, тискать? - А как вы понимаете словосочетание «рвется прочь», «брыкаться», а ну ка покажите мне как вы умеете брыкаться, только потихонечку, «снести», «притиснешь», а какое слово «капут», оно стоит самым последним. Как вы понимаете значение этого слова. - Это слово пришло к нам из немецкого языка. Читаю стихотворение, (после прочтенья сделать шаг в сторону). - Вам понравилось стихотворение? И мне оно очень нравится. Анализ стихотворения - О ком это стихотворение? - Правильно, это все герои, но к кому же обращен вопрос в первой строке стихотворения? - Первое четверостишье начинается с вопроса, так бывает не всегда. Что же волнует автора? - Какие слова передают беспокойство? - А как в поведение утёнка автор показал его страх? - Ну ка, покажите движение утенка. - Хорошо, вы прям как артисты показали его поведение. -Человеку всегда бывает понятнее, когда одно сравнивают с другим. Какое же сравнение представляет нам автор во втором четверостишье? - Толстый бегемот? А бегемоты бывают худыми? - - А вы знаете сколько весит бегемот? 3 тонны, это всех нас поставить на весы, но он все равно перевесит, вы представляете какой он огромный? (слайд)Как же играл этот толстый бегемот с мальчиком? Что было бы самое неприятное попавшему к бегемоту в лапы? Представляете, вот такой язычище шершавый тебя лижет. Он бы спрашивал бы тебя, можно взять тебя или нет?? - Как вы думаете, есть ли общее между содержанием 1 и 3 четверостишья? (смотрите утенок рвется, а мальчик брыкается). - А что еще похоже в 1 и 3 куплете? -Вспомним, многоточие ставится, когда автор просит нас задуматься, и да ребята, это повод поразмышлять. А почему в 4 строке 3-го четверостишья есть вопросительный знак? - А что же дальше? - Обратите внимание какой глагол использует автор в нвчале четвертого четверостишья? -А этот глагол с каким значение? - Зачем? А зачем купаться? -Каждый ли человек мог бы не ругая, не грозя, так обратиться к мальчику? - И автор ставит точку, а потом как будто бы подумавши дописывает еще 2 строчки. Прочитаем их. - Лапы мальчика, почему лапы, а почему не руки? Мы можем заменить лапы на руки? Прочитаем. - Почему автор оставил лапы? - Вот мы и дошли до последней строчки стихотворения. И наступил момент, который очень приятен автору. - А какой момент приятен автору? Конечно же когда читают его стих. Подумаем с какой интонацией нужно читать его? - Где ! с чувством, на , остановка, а ---- пауза побольше, ………. Пауза. -И собственно слово капут , как вы думаете с какой интонацией автор произносил слово. Прошу 2-3 человека прочитать стихотворение, затем благодарю -Спасибо, мне понравилось как ты прочитал(а) стихотворение», «я услышала интонацию автора», «у тебя так хорошо получилось». Как по- твоему автор относится к героям стихотворения? - Он боится бегемота? - Что помогло вам понять стихотворение и представить героев. Посмотрите внимательно на страницу. - Конечно рисунки. - Удалось ли художнику передать поведение и настроение мальчика, а посмотрите какой бегемот, большая голова, туловище маленькое, оно просто не поместилось на странице. - Спасибо, я думаю поэту бы понравилось каким уважением и чувством вы читали его стихотворение. - А теперь после прочтения, каким вам кажется поэт? - Мы узнаем автора по портрету, но еще мы его узнаем по его произведениям. - Как вы думаете, зачем он написал это стихотворение? | - Нет. - Прочитать его. Ответы детей. Ответы детей. - О мальчике, о утенке, слоне. - К мальчику. - Он малыш, а ты большой. - Он задрал головенку Показывают движение утенка. Читают 2 четверостишье. Читают 3 четверостишье. - Он бы языком стал лизать. - Нет, не спрашивал бы. Ответы детей. - Есть знак многоточие - Потому что бы мальчик как и утенок кричал и брыкался. - Приказа, повеления. - Пусть идет купаться. - Так он же утенок. Ответы детей. - Потому что как и для бегемота ребенок в лапы попал, так и утенок чувствует себя в руках мальчика, в чужих больших лапах. - Когда читают его стихи. - Со страхом, ужасом. - Нет. - Удалось. Ответы детей. Ответы детей. | Личностные: умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; Метапредметные: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения. - читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения. Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения |