Организационный момент Постановка темы и цели урока Актулизация знаний (подготовка к восприятию) Динамическая пауза Аналитическое вычитывание Поход в Музейный Дом Рефлексия Д.зад. | – Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем удачи. - С какими стихотворениями мы познакомились вчера. - О чём говорят эти стихи? -Прочитайте, рассказ, какого автора будем читать сегодня. - О чём вам говорит это имя? - А удалось ли вам заметить что-то особенное в этих произведениях? - Чему будем учиться сегодня на уроке? С каким его рассказом Юрия Коваля мы познакомимся? - Прочитайте рассказа Юрия Коваля «Лес, лес! Возьми мою глоть!» - Петя Захаров признался – Я не понимаю, что означает слово «глоть». Евдокия Васильевна сказала,- так старики в некоторых деревнях называют горло. -«Лес, возьми мою глоть!»- означает: «Лес, возьми моё больное горло, вылечи меня!» - Это суеверие? - уточнил Миша? - «Суеверие»- Это народная примета,- сказала Евдокия Васильевна. - С одной стороны, она основана на знания народной медицины: когда человек широко открывает рот и напрягает горло криком, усиливается приток крови в этот орган, что помогает бороться с болезнью. С другой стороны, то, что человек должен просить помощи именно у леса, связано с древними представлениями о мире. - Это то, что вы уже можете объяснить сами. - Уточните значение слова «суеверие» в толковом словаре. - «Взять глоть» - таким образом, крик помогает лечить больное горло с медицинской и обрядовой точки зрения. - Как вы думаете, человеку приятно болеть? - Чем отличается заболевший человек от здорового человека? -По каким признакам можно понять, что человек заболел? - А у вас болело горло? - Назовите причину заболевания горла? -Чем вы лечили горло? - Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? - Посмотрите, друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек? - Ребята, что необходимо делать, чтобы улучшить, или сохранить своё здоровье? - (представим картину леса) Руки подняли и показали- Это деревья в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В сторону руки. Плавно помашем - Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем - Руки согнули назад. - Но смысл этого рассказа в другом, говорит Евдокия Васильевна. Герой этого рассказа сам автор. И то, что он делает, он делает как поэт, а не как суеверный человек. Для него прийти в лес и последовать народной примете означает стать частью природы и частью народной культуры. - Миша спрашивает: - Выходит, он через примету общается с природой, с лесом? -Можно и так сказать – согласилась Евдокия Васильевна. -Ребята можете назвать те сказки, где лес и деревья были волшебными (союзниками) помощниками героя? - Обсудите в парах. С чем связано подобное отношение к лесу? _- Ребята, согласны ли вы с Евдокией Васильевной в том, что герой рассказа – не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре? - Как писатель относится к лесу? - А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту, что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой? -Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров? - Вам не кажется, что это звучит как жалоба? На что он жалуется? - Ещё раз перечитайте последний абзац рассказа. -Неужели герой жалуется на то, что у него больше ничего не болит? А может, боится опять простудиться? - Что обозначают эти слова для героя «Лес,лес! Возьми мою глоть!» - Найдите и прочитайте в «Сведениях о писателях статью, о Юрии Ковале. - Обсудите в парах, какие рассказы вы уже читали? -Какие сведения о писателе вам уже знакомы? -А что является для вас новым? - Прочитайте вывод в конце этой статьи. - Соглашаетесь вы с этим выводом? «Природа и люди в произведениях Юрия Коваля живут в полном согласии друг с другом». - Найдите в «Музейном Доме» картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» и рассмотрите её. - Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги. Какое впечатление производит на вас городской пейзаж? - спросила Евдокия Васильевна у ребят? - Тоскливое и страшное,- сказала Маша. - Как будто город пустой, без людей. Да и растительность чахлая: то ли приживётся, то ли нет! - И окрашено всё в один цвет, заметила Таня Петрова. Как - то безрадостно. - Вы разделяете мнение девочек, или у вас своё собственное мнение? - Обсудите в парах, почему же городской пейзаж производит такое впечатление? -Как расположены дома? - А теперь откройте изображение девочки и шарика? - Изменилось ли общее впечатление от пейзажа, или, напротив ощущение тоски и одиночества усилилось? - Какое новое переживание у вас возникает, когда вы видите фигурку девочки и шар в небе? -Можно ли сказать, что художник использует приём контраста? - Что показывает этот контраст? -Что вас удивило и заинтересовало на уроке? - Что вы для себя нового узнали на уроке? Подготовить выступление о Юрии Ковале и его творчестве. Дополните его своими впечатлениями о писателе, расскажи, какой из его рассказов нравится тебе больше всего, и объясни почему? | -Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг я искренно желаю». -Люди, которые живут в городе, не хватает общения с природой, они тоскуют по ней. Юрия Коваля -Читали его произведения. - Его рассказы учат ценить мир природы. - Мы будем продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. «Лес,лес! Возьми мою глоть!» - Чтение рассказа. уч.1ч.стр.130 - В древних представлениях о мире лес воспринимался как территория, другого волшебного мира. С лесом связано происхождение священных растений и животных: именно к силам природы люди обращались за помощью в древние времена. Вера в волшебную силу леса сохранилась в народных приметах и суевериях. Поиск слова «суеверие» в словаре. -Высокая температура, озноб, головная боль, насморк тошнота. -Улыбаться, говорить друг другу добрые слова, есть полезную пищу, чистить зубы, мыть руки, выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня. «Гуси – лебеди», «Иван – царевич, жар – птица и серый волк», «Крошечка Хаврошечка» сказка об арабском дереве Вак-Вак и др.. Лес - волшебный мир; дерево - Мировое дерево, центр мира или тотемное растение, прародитель человека. - Юрий Коваль знаком нам как писатель, который способен увидеть и передать красоту природы. - Из рассказа видно, что к лесу автор относится с любовью, как к живому существу. И народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы. -Зачитывают последние два абзаца. -Скучает. -В городе герою не хватает общения с природой. - Ему не хватает не болезней (весело гуляет), а именно леса, общения с живой природой. Недаром про себя он всегда думает «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Эти слова обозначают связь с народной культурой и его внутреннее родство с миром природы, с лесом. - Самостоятельное чтение. - «Берёзововый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» 3 кл, «Под соснами» хр. 3 кл. - Работал учителем в сельской школе, любил и понимал природу. Писатель писал не только рассказы, но и стихи, а также был художником. Ребята аргументируют свои мнения, опираясь на произведения автора, которые им особенно запомнились и понравились. - Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами, а не сверху. Дома одинаковые, с одинаковыми тёмными окнами. Здания кажутся мощными, живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из которых нет ни единого листочка. - Фигурка девочки в синем платье, смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестаёт быть пустынным и необжитым. - Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру. - Что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж. | Создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Связь прошлого и настоящего урока. Читают вслух (Вспоминают первую главу учебника об отражении древних представлений о мире в волшебных сказках) Поиск слова «суеверие» в словаре. Толковый словарь уч. Руский язык2ч. стр. 184 Вспоминают изученные сказки. (уч.1ч. с.130) русский язык ч.2, стр118) Лит. Чт 1ч. |