1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Учитель приветствует детей, настраивает их на работу. - Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Меня зовут Артём Игоревич. - На календаре последняя неделя октября и скоро, очень скоро, будет не дождик и не солнечная погода, а та самая зима, о которой говорили на прошлом уроке. | Ученики настраиваются на работу. - здравствуйте. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
2. Этап актуализации пробного действия 1 слайд | - Ребята, кто подарил великолепные стихи о зиме? - Кто-нибудь прочтёт их? - Молодцы, хорошо прочитали, но что-то не почувствовали холода, давайте попробуем произнести скороговорку о зиме. - Сначала читает первый ряд - Второй ряд - Третий ряд - Все ваместе Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Белый снег, белый мел, Белый заяц - тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была. - Молодцы! | - читают стихи - Произносят скороговорку - Сначала читает первый ряд - Второй ряд - Третий ряд - Все вместе Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Белый снег, белый мел, Белый заяц - тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была. | Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях. коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений 2 слайд 3, 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд | - Сегодня мы с вами продолжаем разговор о матушке зиме. - И снова строки Пушкина. - Но как же нам позвать её? Как сделать так, чтобы услышала нас матушка-Зима? - Давайте откроем страницу 89 в учебнике и прочитаем стихотворение. -Вам понравилось стихотворение? - Мне тоже - Здесь всего 14 строк, но как точно они передают всю картину о зиме. - Ребята, почему после слова "Зима" стоит восклицательный знак и многоточие? - А если бы их не было, как бы мы прочли стихотворение? - Автору нравится это время года? - Обратите внимание. Появляется первое действующее лицо "крестьянин". - Почему лошадка? - Раньше крестьяне жили бедно, машин не было, а были лошади. Не было асфальта и дорог. А были полевые дороги. - Тяжело по грязи ехать? А когда пришла зима что стало с дорогами? - Крестьянин рад что пришла зима? - Крестьянин обновляет путь, может ехать за дровами по новому снегу, а лошадка устала, плетётся рысью как-нибудь. - А почему лошадка а не лошадь? - Вот первая картина. - А как вы думаете, что такое бразды? - Почему бразды пушистые? - Что такое кибитка? - Почему она удалая? - Ямщик- это тоже самое, что в наше время таксист. - А будет ли ехать на плохой машине таксист? - У ямщика лошадь сильная. - Почему ямщик в тулупе? - А красный кушак зачем? | - Почитать о ней - читают стихотворение - дают свои ответы - эти знаки обозначают радость - спокойно - не было машин - Они стали твёрдыми - да - Она худая, слабая, уставшая - колея от машин, а в нашем случае от лошадки. - много снега, взрывая летит снег. - Повозка, телега. - Быстро несётся, а правит ею ямщик. | Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Этап реализации построенного проекта. 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд | - Действие во дворе. Кто такой дворовый мальчик? - У этого мальчика появилась свободная минутка и он решил порезвиться с собачкой- Жучкой. - Ребята, а как вы думаете как играют с собачкой? - Он посадил её в салазки, а сам в коня себя преобразил, а Жучка в роли пассажира. - Мальчику нравилось катать собаку, а как вы думаете было ли ему холодно? - Как вы думаете почему мальчика назвали шалуном? - Ведь наверняка он бегал без варешек, да, ребята? - Наверно ему было холодно. - Ребята, а как вы думаете, как ведёт себя собака? - Ребята, а как вы думаете, почему мать грозила ему в окно? - Какое настроение у этой картины? - А какой Пушкин был, когда сочинял это стихотворение? Добрый или злой? Грустный или весёлый? - Он описывает жизнь такую, какой она была в его время. А ещё он любит природу, как вы думаете, почему? - Кто заметил это? - Теперь прочитаем это стихотворение по частям. - Работа в парах - Подумайте, что могла рассказать Жучка после катания с мальчиком своим друзьям собакам. С каким настроением она прибежала к ним? Ждала ли она своего друга на следующий день, чтобы продолжить весёлое катание? | - Маленький служащий барину. - нет - Шалил, т.к. возил собаку, а должна была собака его возить - Сидит спокойно - Он бегал без варешек, было холодно - Он описывает с грустью эту картину¸ но с любовью. - Всё живёт, движется и дышит. И ты чувствуешь, что люди радуются зиме, хотя это было одним из трудных временем года. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры. |
6. Этап рефлексии учебной деятельности 12 слайд | - Выразите данное стихотворение цветными карандашами на листе бумаги. Покажите всю красоту зимы, представьте наших героев. - Стих мы прочитали, изучили и ждём зиму в наш любимый город. - Вам понравился урок? Если да, то сделайте 3 дружных хлопка, ну а если нет, то прошуршите ладонями. | - да. - дети выполняют дейсвия. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. |