kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует развитию у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Горловская средняя общеобразовательная школа»Скопинского муниципального района Рязанской области «Катинская общеобразовательная школа»



Технологическая карта урока литературы 6 класс по теме «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация»

(в рамках недели русского языка и литературы)



Урок провела

учитель русского языка и литературы

Кондрушина В. П.





2016 год



Технологическая карта урока литературы 6 класс УМК В.Я.Коровиной

Тема «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативных

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностных

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления



Оборудование:

  • текст рассказа «Толстый и тонкий»

  • иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий»

  • презентация к уроку

  • портрет А. П. Чехова

Тип урока. Урок открытия нового знания





























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация познавательной деятельности


Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку

.Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.



Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Слушают учителя.

Рассматривают портрет А.П. Чехова

П

2.Актуализация необходимых знаний

Технология дебатов

1) Верные/неверные утверждения:

  1. Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.

  2. Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.

  3. Являлся кормильцем в семье.

  4. Терпеть не мог врачей.

  5. Подписывал свои рассказы псевдонимами

Что такое псевдоним?

      * Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

(Сообщение ученика о псевдонимах писателя)

      — Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?
      Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.


  1. Анализируют. Слушают ответы одноклассников .Добавляют или опровергают. Отвечают на вопросы

Л- 3, 4

К -1, 2

П-2

Р-1

ПР-2

  1. 3. Мотивация познавательной деятельности.

Технология критического мышления. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).



Обращение к эпиграфам:

Краткость- сестра таланта.

А. П. Чехов

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

Обращение к иллюстрациям.

Как можно сформулировать тему нашего урока?

А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»


Анализируют. Формулируют тему урока, цель и задачи урока.


П- 1, 2,3

Л-2


4.Открытие нового знания

Организация познавательной деятельности.

Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия. (особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».


2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий»(Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровиной)

.Во время чтения значения непонятных слов смотрите в приложении (у каждого на парте)

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Какое событие происходит в рассказе?

Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев?

Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог?

Чехов создает речевой образ героя,через речь интонацию передает особенности характера персонажа .

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа.

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

Хотел возразить…стошнило”

Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

2. Мимика, жесты, поза..

поморщился”

Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений.

Восклицательный знак

Многоточие.

4. Обращение героев друг к другу.

Мы с тобой друзья”

..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?







При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.


Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о мастерстве Чехова писателя.

Работают в парах заполняют таблицу, обсуждая друг с другом результат , проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают

Л-1, 3

П-1, 2

К- 1,2

Р-4

ПР-4, 5

5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний


Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.
      — Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?
      В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» — встрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встрече уже не рад.
      — Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете?
      — Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога?
      «Нафанаил немного подумал и снял шапку».
      «Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».
      «...Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»
      — Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?
      Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.


Л-2

П-1 ,2,3

ПР-2,3,5

6.Коллективная работа. Составить синквейн.


Составить синкквейн.

1 ряд толстый

2 ряд тонкий

Работают вместе над синквейном

Обсуждают результат

П -2

К -2,3


Р -2,4

ПР-2

7. Рефлексия.Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»

Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Технология «Педагогика сотрудничества».









Задание на дом

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок

Вывод:Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.

Слайд презентации

Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Это Чехов говорил о себе


,

Домашнее задание. Напишите сочинение на тему:
«Что смешно, а что грустно в этом рассказе?»



Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том,что в любой ситуации нужно сохранять человеческое достоинство..

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.


Л-1,4

П-2

Р -4

ПР-3

 Приложение    



  Словарная работа
     

 Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.
      Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.
      Губы... лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.
      Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
      Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.
      Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.
      Пахло... ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.
      Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.
      Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.
      Жена... урождённая...: так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.
      Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.
      Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.
      Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
      Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.
      Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.
      Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели...» и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
      Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
      Станислáва имею — орден Станислава.
      Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.
      Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.
      Привáтно... делаю — делаю неофициально, частным образом.
      Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.
      Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.
      Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.
      До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.
      Две звезды имею — имею два ордена.
      Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.
      Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.
      Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.
      Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.
      Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.
      Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.
      Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.
      Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кондрушина Виктория Петровна

Дата: 20.06.2016

Номер свидетельства: 335419


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства