Технологическая карта урока литературы «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»
Технологическая карта урока литературы «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»
Урок способствует развитию у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Горловская средняя общеобразовательная школа»Скопинского муниципального района Рязанской области «Катинская общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока литературы 6 класс по теме «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация»
(в рамках недели русского языка и литературы)
Урок провела
учитель русского языка и литературы
Кондрушина В. П.
2016 год
Технологическая карта урока литературы 6 класс УМК В.Я.Коровиной
Тема «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления
Оборудование:
текст рассказа «Толстый и тонкий»
иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий»
презентация к уроку
портрет А. П. Чехова
Тип урока. Урок открытия нового знания
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация познавательной деятельности
Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку
.Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Ученики проверяют свою готовность к уроку.
Слушают учителя.
Рассматривают портрет А.П. Чехова
П
2.Актуализациянеобходимых знаний
Технология дебатов
1) Верные/неверные утверждения:
Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
Являлся кормильцем в семье.
Терпеть не мог врачей.
Подписывал свои рассказы псевдонимами
Что такое псевдоним?
* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
(Сообщение ученика о псевдонимах писателя)
— Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем? Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
Анализируют. Слушают ответы одноклассников .Добавляют или опровергают. Отвечают на вопросы
Л- 3, 4
К -1, 2
П-2
Р-1
ПР-2
3.Мотивация познавательной деятельности.
Технология критического мышления. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).
Обращение к эпиграфам:
Краткость- сестра таланта.
А. П. Чехов
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Обращение к иллюстрациям.
Как можно сформулировать тему нашего урока?
А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»
Анализируют. Формулируют тему урока, цель и задачи урока.
П- 1, 2,3
Л-2
4.Открытие нового знания
Организация познавательной деятельности.
Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия. (особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий»(Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровиной)
.Во время чтения значения непонятных слов смотрите в приложении (у каждого на парте)
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
Какое событие происходит в рассказе?
Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев?
Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог?
Чехов создает речевой образ героя,через речь интонацию передает особенности характера персонажа .
Линии сравнения
“Толстый” во 2-ой части рассказа
“Тонкий” во 2-ой части рассказа.
1. Глаголы внутреннего состояния героев.
“Хотел возразить…стошнило”
“Захихикал”, “приятно ошеломлён”.
2. Мимика, жесты, поза..
“поморщился”
“Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.
“Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.
“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”
3. Знаки препинания в конце предложений.
Восклицательный знак
Многоточие.
4. Обращение героев друг к другу.
“Мы с тобой друзья”
“..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”
Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? – Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. – С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу? – Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.) – А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.) – Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) – Как вы понимаете это словосочетание? – Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого? – А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.) – Как обращаются друг к другу герои? – Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.
Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.
Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о мастерстве Чехова писателя.
Работают в парах заполняют таблицу, обсуждая друг с другом результат , проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают
Л-1, 3
П-1, 2
К- 1,2
Р-4
ПР-4, 5
5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний
Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии. — Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение? В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» — встрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встрече уже не рад. — Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете? — Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? «Нафанаил немного подумал и снял шапку». «Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца». «...Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...» — Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»? Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.
Л-2
П-1 ,2,3
ПР-2,3,5
6.Коллективная работа. Составить синквейн.
Составить синкквейн.
1 ряд толстый
2 ряд тонкий
Работают вместе над синквейном
Обсуждают результат
П -2
К -2,3
Р -2,4
ПР-2
7. Рефлексия.Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»
Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Технология «Педагогика сотрудничества».
Задание на дом
Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок
Вывод:Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
Слайд презентации
Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая». Это Чехов говорил о себе
,
Домашнее задание. Напишите сочинение на тему: «Что смешно, а что грустно в этом рассказе?»
Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том,что в любой ситуации нужно сохранять человеческое достоинство..
Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.
Л-1,4
П-2
Р -4
ПР-3
Приложение
Словарная работа
Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской. Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны. Губы... лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали. Хéрес — сорт крепкого виноградного вина. Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов. Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное. Пахло... ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе. Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок. Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый. Жена... урождённая...: так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи. Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены. Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет. Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой. Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии. Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории. Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели...» и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием. Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин. Станислáва имею — орден Станислава. Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы. Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос. Привáтно... делаю — делаю неофициально, частным образом. Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения. Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости. Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие. До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие. Две звезды имею — имею два ордена. Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно. Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами. Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи. Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения. Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты. Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин. Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе. Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.