2)этап актуализации и пробного учебного действия | Какие мысли возникли? Может быть, что-то вспомнили? Какие стихотворные строки можете подобрать к изображенному? Что отличает стихи Тютчева и Фета о природе? Слайды Демонстрирует слайды с эталоном ответа: 1)Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик... В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык (Федор Тютчев «Не то, что мните вы, природа») 2) В творчестве Тютчева пейзажная лирика тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств. 3) А. Фет, как и Ф. Тютчев, признанный певец родной природы. В пейзажной лирике проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. -- Я предлагаю вам написать сочинение по одному стихотворению о природе. Какую цель вы поставите перед собой? | Участвуют в диалоге Читают выразительно стихи Ф.Тютчева и А.Фета. Высказывают свои представления о своеобразии лирики природы Тютчева и Фета Формулируют цель и задачи | К11 П1 Р9 К5 К11 П3 Р7 П6 Р2 |
Физминутка | Проводит физминутку Все в нашей Жизни имеет Смысл Мы созданы из капелек Росы, Неба, Звезд,(опускают руки вниз шевеля пальцами рук) Солнца(обнимая корпус тела, руками) Мы дети Природы Распускаем Крылья, отправляемся в Земное Путешествие подобно Солнечному Лучу (волнообразные движения руками) Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь,(потирают ладонью о ладонь) Сильного Ветра, (дуют на руки) И, кажется, Время останавливается, и замирает.(движения двумя руками символизирующие часы в одном направлении) Мы оглядываемся вокруг,(повороты головой) и видим Свет, Красоту, Мы понимаем, что мы не одни. Мы не одиноки. Как прекрасна Жизнь, Ведь Мы все Вместе!
| Выполняют упражнения | Л4 |
5) этап реализации построенного проекта | Организует работу в парах -- Давайте вместе напишем одно сочинение: «Человек и природа в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся…». Распределим задания по парам. | Работают в парах. (Задания на карточках: 1 пара: определите и сформулируйте тему и основную мысль стихотворения «С поляны коршун поднялся» 2 пара: сравните, как создаются образы коршуна и человека, обратите внимание на роль глаголов 3 пара: выберите термины, необходимые для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся…», объясните их употребление. Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. ) Индивидуальное задание -- Как можно завершить сочинение? | Л8 Р2 К3 К4 К6 К10 |
6) этап обобщения затруднений во внешней речи | Организует анализ результатов работы в парах по памятке 1 с фиксацией результатов (без исправления ошибок) -- Удалось ли полно, логично, последовательно высказать свои мысли и выразить словом чувства? Почему? | Пары поочередно зачитывают, остальные оценивают по памятке 1. Возможные ответы: Стихотворение – размышление о жизни человека, переданное в образной форме. Говоря о возможностях коршуна и человека, автор с горечью пишет о том, что человек не может слиться с природой. В стихотворении важны образы Неба и земли, сильного, мощного, свободного коршуна и человека, привязанного к земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли. В создании образов важна роль глаголов. В 1 четверостишии 4 глагола (поднялся, взвился, вьется, ушел) – все они обозначают движение, а взвился и вьется – очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева природа вся в движении. А во 2 четверостишии всего 2 глагола (дала – относится к коршуну, а прирос – к человеку), и обозначает второй глагол скорее какую-то устойчивость, а не движение. Природа в стихотворении Тютчева - живая, динамичная, находится в движении, а человек - в статичном состоянии, в покое, сама возможность движения для него исключается (прирос). Природа – сильная, свободная (небо, небосклон), огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть. Стихотворение построено на противопоставлении земли и неба, коршуна и человека, движения (взвился) и неподвижности (прирос). Коршун взвился и вьется, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли. Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным. В стихотворении противопоставлены небо - символ высокого, идеального, красоты и гармонии и земля, от которой не может оторваться человек, - символ повседневности, приземленности. Небо - идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева. Это стихотворение заставляет задуматься о несовершенстве человека, недостижимости идеала, о том, что человек - не царь земли, а маленькая ее часть. И это грустно. | К12 П3 П7 П8 |