kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Р.Киплинг «Рикки-тикки-тави»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для глубокого осмысления текста; развивать умение выполнять анализ художественных образов – раскрывать подтекст произведения;воспитание любви и интереса к животным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Р.Киплинг «Рикки-тикки-тави»»

Литература 4 класс.

Тема: Р.Киплинг «Рикки-тикки-тави».

Провела: Вакулина С.В.

Цель: создать условия для глубокого осмысления текста;

развивать умение выполнять анализ художественных образов – раскрывать

подтекст произведения;

воспитание любви и интереса к животным.

Этап

Ход урока

Деятель-

ность уч- ся.

1.Ситу-

ация

успеха.











2.Опе- рацион-ные этапы.

1.Мотивация.

- Из какого произведения эти герои: Шер-Хан, Акела, Багира, Балу, Каа?

- Хотелось бы вам узнать ещё о других героях Редьярда Киплинга?

2.Рассказ о писателе.

Р.Киплинг много путешествовал в юности. Он почти 7 лет провёл в Индии и работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Он написал про истребителя змей – смелого мангуста. Все свои произведения он писал для своей маленькой дочки Эффи, поэтому они написаны в виде полусказки, полубыли.

- Вы что-нибудь знали ранее о таком звере, как мангуст?

- Мангуст – маленький, похожий на ласку или норку, выносливый зверёк.

1.Целеполагание.

- В течение урока мы будем с вами составлять характеристику мангуста.

- Мангуст – семья. Мангуст – змеи.

2.Работа над текстом. (Метод направленного чтения).

- Прочитайте, как называется рассказ?

- Можно ли было бы определить сначала, о ком в нём пойдёт речь?

- Что обозначает название?

а/ Чтение первой части самостоятельно.

- О ком идёт речь?

- Почему он получил такую кличку?

- Где жил мангуст?

- Какая беда произошла с ним?

- Как он оказался в саду Большого человека?

б/ Словесное рисование.

- Я предлагаю вам снять начало фильма по этой части о наших героях. Что изобразили бы вы в кадрах?

1.Спасение мангуста.

2.Знакомство с семьёй, домом.

3.Обед.

в/ Чтение 2 части, деление на части.

г/ Подготовка к пересказу по частям:

- разговор с птицами;

- появление Нага;

- появление Нагайны.

- Что относится к реальному и что к сказочному в прочитанной части?

- Чем можно дополнить характеристику мангуста из этой части? (помнит уроки матери, испугался всего лишь на мгновение).

3.Прогнозирование. (3 часть).

- Почему писатель не завершил рассказ этим эпизодом победы мангуста, что же может в дальнейшем произойти с нашими героями?

-Да, змеи живы, значит, опасность ещё есть для всех.

а/ Чтение начала 3 части вслух (2 абзаца).

- О чём шепчутся Наг и Нагайна?

- Почему Рикки пробрался в умывальную? Каким тоном нужно читать это место?

б/ Самостоятельное чтение разговора змей.

в/ Чтение по ролям.

Наг, Нагайна, автор.

- Какие страшные планы вынашивали змеи?

г/ Комбинированное чтение.

- Почему Рикки весь дрожал от негодования и ярости?

- О чём он думал?

- Как действовал?

Напряжение нарастает, вот Рикки делает прыжок.

- Выделите интонацией глаголы, несущие логическое ударение.

д/ Выразительное чтение динамизма боя мангуста со змеёй.

4.Повторение композиции повествования.

- С чего начинается действие? (Замысел Нага и Нагайны).

Это завязка.

- Как происходит развитие действия? (Рикки следит за Нагом).

- Назовите кульминацию – наивысший, напряжённый момент.

(Схватка мангуста с коброй).

- Как характеризует это мангуста? (Смелость, бесстрашие, решительность).





5.Работа над 4 частью. (Чтение цепочкой).

Цель: следим за борьбой Рикки с Нагайной.

- Почему Дарзи пел ему печальную песню?

- Как встретил Дарзи Рикки?

- Как встретили Рикки люди?

- Имел ли Рикки право гордиться собой?

Прочитайте последнее предложение.

- Почему же он охранял этот сад так рьяно?




6.Прослеживание отношений мангуста с людьми.

Мангуст: Люди:

-Как выглядел мангуст? Устроили ему похороны.

Истерзанный, грязный. Обнаружив, что живой,

обсушили, обогрели,

обернули в вату, старались

не напугать.


- Проснувшись, обежал Он хочет с тобой подру-

вокруг стола, привёл житься, будет жить у нас.

шёрстку в порядок,

вскочил на плечо Тедди.


- Исследует дом. Не мешают ему.


- Засыпает, но от малей- Отец с матерью решают

шего шороха вскакивает. его судьбу.


- Следит за змеями, убивает Люди бесконечно благо-

Нага , обессиленный. дарны ему за спасение.


- После борьбы с Нагайной Люди бросаются ему на-

он даже не мог вернуться встречу, чуть не плача,

в дом. называют спасителем.

7.Обобщение.

- Вы видите, между ними точек соприкосновения.

- Как вы думаете, как автор относится к мангусту?

- Чему же учит этот рассказ, какова его главная мысль?

(Любовь и преданность друзей).

- Представьте, если бы люди выгнали мангуста.

- Человек, как разумное существо, особенно остро должен

понимать, что зло возвратится к нему злом, добро – добром.

- Как вы думаете, Тедди с мангустом станут друзьями?

8.Пятистишие о друге.

За хорошего друга не жаль и жизнь отдать.

9.Прослеживание отношений мангуста и змей.

Мангуст: Кобры:

- Мангуст разговаривает Злые змеиные глаза,

с Дарзи. пугает, хитрит, старается

усыпить внимание,

пугает капюшоном.


- Всё чувствует, он начеку, Нагайна шипит, старается

куснул змею, вспомнил убить его хвостом,

уроки матери. Достать Дарзи и птенцов.


- Он в ярости. Ускользают.


- В доме он сторожит: Появляются, ведут себя

прокрался, подслушивает, в доме свободно,

наблюдает. раскачивается, остаётся.


- Очень осторожно продви- Наг яростно сопротив-

гается к кувшину, решает, ляется, чуть не убил

куда вонзить зубы. мангуста.


- Цель настичь Нагайну, Тащит в свою нору,

следует, вцепившись. желая спастись.

10.Обобщение.

- Кобра очень ядовитая змея, опасная. Хотя её польза в том, что яд используют в медицине. Живут эти животные в одной среде, но мангуст служит человеку, в то время, как кобры пытаются убить.

11.Свободное письмо.

- Запишите свои мысли по поводу прочитанного.

Читают написанное.

12.Рефлексия.

- Понравился вам рассказ?

- Чем именно?

- За кого переживали?

Почувствовать внимание, заботу, доброе отношение членов семьи, мангуст стал преданно служить им, спасая от змей.

























Предло- жжения уч-ся.























Дети фан- тазируют.
























Уч-ся дают ха- рактерис- тику ман- густа.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Р.Киплинг «Рикки-тикки-тави»

Автор: Вакулина Светлана Владимировна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства