1.Мотивация. - Из какого произведения эти герои: Шер-Хан, Акела, Багира, Балу, Каа? - Хотелось бы вам узнать ещё о других героях Редьярда Киплинга? 2.Рассказ о писателе. Р.Киплинг много путешествовал в юности. Он почти 7 лет провёл в Индии и работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Он написал про истребителя змей – смелого мангуста. Все свои произведения он писал для своей маленькой дочки Эффи, поэтому они написаны в виде полусказки, полубыли. - Вы что-нибудь знали ранее о таком звере, как мангуст? - Мангуст – маленький, похожий на ласку или норку, выносливый зверёк. 1.Целеполагание. - В течение урока мы будем с вами составлять характеристику мангуста. - Мангуст – семья. Мангуст – змеи. 2.Работа над текстом. (Метод направленного чтения). - Прочитайте, как называется рассказ? - Можно ли было бы определить сначала, о ком в нём пойдёт речь? - Что обозначает название? а/ Чтение первой части самостоятельно. - О ком идёт речь? - Почему он получил такую кличку? - Где жил мангуст? - Какая беда произошла с ним? - Как он оказался в саду Большого человека? б/ Словесное рисование. - Я предлагаю вам снять начало фильма по этой части о наших героях. Что изобразили бы вы в кадрах? 1.Спасение мангуста. 2.Знакомство с семьёй, домом. 3.Обед. в/ Чтение 2 части, деление на части. г/ Подготовка к пересказу по частям: - разговор с птицами; - появление Нага; - появление Нагайны. - Что относится к реальному и что к сказочному в прочитанной части? - Чем можно дополнить характеристику мангуста из этой части? (помнит уроки матери, испугался всего лишь на мгновение). 3.Прогнозирование. (3 часть). - Почему писатель не завершил рассказ этим эпизодом победы мангуста, что же может в дальнейшем произойти с нашими героями? -Да, змеи живы, значит, опасность ещё есть для всех. а/ Чтение начала 3 части вслух (2 абзаца). - О чём шепчутся Наг и Нагайна? - Почему Рикки пробрался в умывальную? Каким тоном нужно читать это место? б/ Самостоятельное чтение разговора змей. в/ Чтение по ролям. Наг, Нагайна, автор. - Какие страшные планы вынашивали змеи? г/ Комбинированное чтение. - Почему Рикки весь дрожал от негодования и ярости? - О чём он думал? - Как действовал? Напряжение нарастает, вот Рикки делает прыжок. - Выделите интонацией глаголы, несущие логическое ударение. д/ Выразительное чтение динамизма боя мангуста со змеёй. 4.Повторение композиции повествования. - С чего начинается действие? (Замысел Нага и Нагайны). Это завязка. - Как происходит развитие действия? (Рикки следит за Нагом). - Назовите кульминацию – наивысший, напряжённый момент. (Схватка мангуста с коброй). - Как характеризует это мангуста? (Смелость, бесстрашие, решительность). 5.Работа над 4 частью. (Чтение цепочкой). Цель: следим за борьбой Рикки с Нагайной. - Почему Дарзи пел ему печальную песню? - Как встретил Дарзи Рикки? - Как встретили Рикки люди? - Имел ли Рикки право гордиться собой? Прочитайте последнее предложение. - Почему же он охранял этот сад так рьяно? 6.Прослеживание отношений мангуста с людьми. Мангуст: Люди: -Как выглядел мангуст? Устроили ему похороны. Истерзанный, грязный. Обнаружив, что живой, обсушили, обогрели, обернули в вату, старались не напугать. - Проснувшись, обежал Он хочет с тобой подру- вокруг стола, привёл житься, будет жить у нас. шёрстку в порядок, вскочил на плечо Тедди. - Исследует дом. Не мешают ему. - Засыпает, но от малей- Отец с матерью решают шего шороха вскакивает. его судьбу. - Следит за змеями, убивает Люди бесконечно благо- Нага , обессиленный. дарны ему за спасение. - После борьбы с Нагайной Люди бросаются ему на- он даже не мог вернуться встречу, чуть не плача, в дом. называют спасителем. 7.Обобщение. - Вы видите, между ними точек соприкосновения. - Как вы думаете, как автор относится к мангусту? - Чему же учит этот рассказ, какова его главная мысль? (Любовь и преданность друзей). - Представьте, если бы люди выгнали мангуста. - Человек, как разумное существо, особенно остро должен понимать, что зло возвратится к нему злом, добро – добром. - Как вы думаете, Тедди с мангустом станут друзьями? 8.Пятистишие о друге. За хорошего друга не жаль и жизнь отдать. 9.Прослеживание отношений мангуста и змей. Мангуст: Кобры: - Мангуст разговаривает Злые змеиные глаза, с Дарзи. пугает, хитрит, старается усыпить внимание, пугает капюшоном. - Всё чувствует, он начеку, Нагайна шипит, старается куснул змею, вспомнил убить его хвостом, уроки матери. Достать Дарзи и птенцов. - Он в ярости. Ускользают. - В доме он сторожит: Появляются, ведут себя прокрался, подслушивает, в доме свободно, наблюдает. раскачивается, остаётся. - Очень осторожно продви- Наг яростно сопротив- гается к кувшину, решает, ляется, чуть не убил куда вонзить зубы. мангуста. - Цель настичь Нагайну, Тащит в свою нору, следует, вцепившись. желая спастись. 10.Обобщение. - Кобра очень ядовитая змея, опасная. Хотя её польза в том, что яд используют в медицине. Живут эти животные в одной среде, но мангуст служит человеку, в то время, как кобры пытаются убить. 11.Свободное письмо. - Запишите свои мысли по поводу прочитанного. Читают написанное. 12.Рефлексия. - Понравился вам рассказ? - Чем именно? - За кого переживали? Почувствовать внимание, заботу, доброе отношение членов семьи, мангуст стал преданно служить им, спасая от змей. |