Введение в тему урока рассказ о писателе | - ребята сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел в новой части учебника. - посмотрите, как он называется - посмотрите внимательно на иллюстрации к разделу и предположите, о чем мы будем в нем читать? - для того чтобы узнать, чьи стихи мы будем сегодня читать, давайте разгадаем кроссворд. - я вам раздаю листочки с кроссвордом , в задании нужно вставить пропущенные строчки и вписать эти слова в пустые клеточки. (кроссворд представлен на отдельном листочке) - все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитаем эту фамилию в выделенных клетках. Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его. 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев. Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки. В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага. С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве
- а сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я. Маршака. (на доске написаны названия, выберите из них, которые написал Самуил Яковлевич: «мастер – фломастер», «круглый год», «усатый полосатый», «урок вежливости», «крокодил», «багаж», «пожар», «муха – цокотуха», «кот и лодыри». - а кто написал остальные произведения? Физминутка | - поэтическая тетрадь № 2 - мы будем читать стихи о природе, о животных, об отношении к природе - Маршак
- К.И. Чуковский |
Изучение новой темы Анализ произведения | - откроем учебник на стр. 4 и прочитаем название первого стихотворения. - чтение стихотворения учителем - прочитайте самостоятельно это стихотворение жужжащим тоном. - перечитайте его еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома - какой звук в этих словах повторяется Работа в парах: - прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя. - теперь прочитайте выразительно. Как нужно его читать? (несколько учащихся читают выразительно вслух) - кто прочитает как называется следующее стихотворение? (учитель читает стихотворение) - от чьего имени написано стихотворение? - какие воспоминания о лете, хочет увезти в город мальчик? - найдите это в тексте - почему голос кукушки назван «стеклянным» и звучит как вопрос и ответ? - что вы представляете когда читаете две последние строчки? - как бы вы озаглавили это стихотворение? - почему? - теперь прочтем это стихотворение выразительно | - «Гроза днем» - в лесу над росистой поляной - от имени мальчика - как кукушка встречает рассвет - варианты ответов детей - варианты ответов детей - варианты ответов детей |