предметные: учащиеся должны уметь определять содержание текста по названию или иллюстрации, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа; пересказывать по нему;
личностные: проявлять стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны;
системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности; пересказывать произведение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фаза вызова интереса.
Чтение учителем описания животного: «...странное животное -белое, с длинной шеей... Лебедь не лебедь - без крыльев и вместо двух лап - четыре ноги. Но и не жираф - шкура гладкая, не пятнистая. ...У зверя маленькое легкое туловище, а ноги длинные и неуклюжие. Уши его торчали, ноздри раздувались, губы отвисли. И необыкновенно красивы были его большие круглые черные глаза. Они были какие-то прозрачные и лучистые».
- Как вы думаете, о каком животном идет речь?
III. Постановка задач урока.
- Прочитайте название рассказа в «Книге для чтения» и узнайте, верны ли ваши ответы.
- Кто же это странное животное? (Демонстрация изображения верблюжонка). Автор рассказа «Белый верблюжонок» - наш казахстанский писатель Утебай Турманжанов.
- Скажите, что вы знаете о верблюдах? Какие произведения мы читали? Кто их автор?
IV. Работа по теме урока. Чтение рассказа учителем. Первичное восприятие.
- О чем этот рассказ?
- Кто главные герои? Повторное чтение учащимися. Работа с текстом, анализ произведения.
- Работа со словом «нар»:
1. Кого называют наром?
2. Какое слово является обобщенным для слова «нар»?
- Найдите в тексте и прочитайте описание верблюжонка? Каким его увидел Тураш? Заполните таблицу.
Окраска животного
Белая
Туловище
Маленькое, легкое
Ноги
Длинные, неуклюжие
Глаза
Большие, круглые, черные, прозрачные и лучистые
Украшение
Уздечка из красных лент, пестрая лента, амулет
- Как вы понимаете выражение «удивительно пялил глаза»?
- Как Медей относился к верблюжонку? Подтвердите ответ примерами из текста.
- Какими вы представляете себе Тураша и Медея?
- Как малыш звал свою мать? Какой инструмент напоминает звуки его голоса? (Свирель)
V. Физкультминутка.
Ванечка-пастух
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения.
На лугу стоят овечки.
Встать, руки опустить вдоль туловища.
Шерсть закручена в колечки.
Показать пальчиками, как шерсть закручена в колечки у овечек.
И играет для овечек
На свирели человечек. Сымитировать игру на дудочке.
Это Ванечка-пастух!
У него хороший слух.
Он и волка ненавидит,
Топнуть ногами,
И ягненка не обидит,
Наклонит голову влево, вправо.
Не обидит нипочем.
Быть Ванюше скрипачом!
Встать, руки опустить вдоль туловища.
Ю. Мориц
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Повторное чтение рассказа бабушки о верблюдах.
- Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали о верблюдах? Какие легенды о них вы знаете?
- Какие традиции и обычаи казахского народа вы знаете?
- Какая из пословиц о верблюдах больше всего подойдет к рассказу?
«У последнего верблюда кладь тяжелее».
«На пути верблюда груз не залежится».
«Сидящий на верблюде себя не скроет».
«Тяжелую ношу везет верблюд,
Тяжесть народную поднимает герой-батыр».
«Ноша отца тяжела, как вьюк верблюда».
«Верблюда под ковром не спрячешь».
«Верблюд состарится, верблюжонок вырастет».
«Верблюд возит на себе золото, а сам ест колючки».
VII. Рефлексия.
- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
- Кто из ребят помог вам сделать открытие?
VIII. Подведение итогов урока.
- С каким рассказом мы работали на уроке? Кто его автор?
- Что нового вы узнали о верблюдах?
IX. Домашнее задание.
Найди дополнительную информацию о верблюдах (энциклопедия, словарь, Интернет).