kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УМК "Школа России". Литературное чтение. Конспект урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 1
«Береги книгу!». Знакомство с учебником.
Летописи (вводный урок).
Цель.
• Помочь детям вспомнить правила пользования книгой.
• Развивать творческие способности учащихся путем инсценировки.
• Развивать память и внимание, навыки смыслового чтения.
• Познакомить с понятием ЛЕТОПИСЬ.
• Помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений.
 

На уроке использованы: групповая работа, проблемные вопросы, инсценировка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УМК "Школа России". Литературное чтение. Конспект урока. »

Литературное чтение. Климанова Л.Ф. 4 класс

УМК «Школа России»


Урок № 1

«Береги книгу!». Знакомство с учебником.

Летописи (вводный урок).

Цель.

  • Помочь детям вспомнить правила пользования книгой.

  • Развивать творческие способности учащихся путем инсценировки.

  • Развивать память и внимание, навыки смыслового чтения.

  • Познакомить с понятием ЛЕТОПИСЬ.

  • Помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений.


Оборудование. Костюмы для «книжек» - обложки из ватмана на грудь и спину, соединенные лентами на плечах и поясе, для конкурса - листы и фломастеры, призы.


Ход урока.

  1. Оргмомент

  1. Постановка цели. Актуализация знаний.

1. Инсценировка стихотворения М. Ильина «Две книжки»:

1 ученик -

Однажды встретились две книжки,


Разговорились меж собой.

2 ученик -

Ну, как твои делишки? -

1 ученик -

Одна спросила у другой.

3 ученик -

Ох, милая, мне стыдно перед классом.


Хозяин мой


Обложки вырвал. С мясом!


Да что обложки!.. Оборвал листы!


Из них он делает кораблики, плоты


И голубей...


Боюсь листы пойдут на змей,


Тогда летать мне в облака!


А у тебя целы бока?

2 ученик -

Твои мне незнакомы муки.


Не помню я такого дня,


Чтобы, не вымыв чисто руки,


Хозяин сел читать меня.


А посмотри-ка на мои листочки.


На них чернильной не увидишь точки.


Про кляксы умолчу -


О них и говорить-то неприлично.


Зато и я его учу


Не как-нибудь, а на «отлично»!

3 ученик -

Ну, мой на тройках едет еле-еле


И даже двойку получил на той неделе...


* * *

1 ученик -

А в басне нет загадки:


Расскажут напрямик


И книги, и тетрадки,


Какой ты ученик.


2. Игра-эстафета « Научи малышей».

  • Ребята, все вы знаете, как правильно пользоваться книгами. Сейчас мы разделимся на команды. Каждая команда получит лист бумаги, на котором надо за 3 минуты написать как можно больше правил для первоклассников, которые еще не знают, как обращаться с книгами. Пользуясь вашими правилами, мы сделаем плакат для малышей на уроке труда. Выиграет та команда, которая вспомнит больше правил.


(В течение 3 минут ребята вспоминают и записывают правила. Затем по очереди каждая команда называет по одному правилу, другие команды вычеркивают названное, чтобы не повторяться. Та команда, которая назовет последнее правило - выигрывает. В более подготовленном классе можно дать задание придумать правила в стихах. Мы даем такое задание на дом.)

Подведение итогов и награждение победителей эстафеты.

III.Физкультминутка.

Руки у груди поставим.

Три рывка назад локтями.

Руки в замочек за спинкой сожми,

Вверх поднимай, сильно спинку прогни.

И головою теперь покрути -

Лень и усталость скорей прогони.


IV. Знакомство с учебником.

  • Рассмотрите свои учебники. Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне, к авторам учебника, к самому учебнику? Задайте эти вопросы.

  • Какие авторы вам уже знакомы? Вспомните, какие произведения этих авторов вы читали.

  • Просмотрите содержание учебника повнимательнее. Какие разделы или названия произведений вас заинтересовали? Почему? (Свободные высказывания детей помогут учителю сориентироваться в читательских интересах и предпочтениях детей. Это важно для подбора книг для внеклассного чтения, для индивидуальных рекомендаций.)

  • Первый раздел учебника называется «Летописи, былины, жития». Рассмотрите иллюстрации на стр.4-5.

  • Что на них изображено?

  • Как вы думаете, почему? (обо всем этом можно прочитать в летописях, т.к. это события прошлого)

  • Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в тихой келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

...Я угадать хотел, о чем он пишет?

О темном ли владычестве татар?

О казнях ли свирепых Иоанна?

О бурном ли новогородском вече?

О славе ли отечества? напрасно.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум;

Все тот же вид смиренный, величавый...

...Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева...

(А. С. Пушкин «Борис Годунов».)

  • Таким представлял себе монаха-летописца А. С. Пушкин.

  • Каждую запись Нестор начинает словами: «В лето...» Как вы думаете, это потому что все события происходили летом? А как же быть если события относятся к зиме? (Год назывался летом - осталось выражение «сколько тебе лет?», когда говорят о возрасте, говорят не 10 годов, а 10 лет...)

  • Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ. Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет? Да и не всем событиям своего времени он был свидетель и очевидец. Откуда же? (Из произведений устного народного творчества - песен, былин, преданий. Из Библии. Из книг иноземных авторов - Геродота, Прокопия Кесарийского, Ахмеда ибн-Фадлана. От людей, посещавших монастырь, которые были очевидцами событий.)

  • Как вы думаете, зачем Нестор писал такой труд?

  • А зачем нам его читать? (Свободные высказывания детей)

  • Давайте прочитаем вступительную статью к разделу на стр. 6 и сравним наше мнение с мнением авторов учебника. Совпадают ли наши мнения?

Чтение статьи.

Анализ прочитанного:

  • Что нового вы узнали?

  • Каким своим мыслям нашли подтверждение?

  • Зачем же нужны летописи современному человеку?

  • С какими науками, с какими школьными предметами вы видите связь летописей? (Литература, история, география и т.д. Дети должны объяснить в чем связь.)

  • Знаете ли вы, чем отличается счет лет (как вели счет годам) в древней Руси от принятого сейчас? (На Руси счет лет вели «от сотворения мира», а с 10 века – «от Рождества Христова». Чтобы получить дату по современному календарю, надо от года, обозначенного в летописи, отнять 5507 или 5508. Зависит это от того, в какое время года начинался год (он мог начинаться весной или осенью) и когда происходит событие.)

  • Попробуйте определить, о каком веке и каком годе пойдет речь, если запись в летописи такая: «В лето 6415» (907, Х век), «В лето 6420» (912, Х век).

  • Вы уже знаете, что названия городов иногда изменяются. Был город Петербург, затем его переименовали в Петроград, затем в Ленинград, а сейчас он снова Санкт-Петербург. В отрывке Летописи, который мы будем читать, речь идет о городе Царьграде.

  • В какой стране находился Царьград? (В древности эта страна называлась Византия. Город имел еще одно название – Константинополь. Теперь это Стамбул – крупный город в Турции).

  • Я буду читать, а вы следите по тексту и отмечайте непонятные слова.

Чтение учителем первого отрывка.

Словарно-лексическая работа.

Варяги, словене, чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты - древние славянские племена.

Ибо - потому что.

Дань - плата, то что отдают завоевателям.

Гривна - денежная единица в Древней Руси - около 400 г золота.

Присяга - клятва

Перун - языческое божество грома и молнии, покровитель дождя.

Велес - языческое божество восточных славян - покровитель скота, богатства и торговли.

Паволоки, узорочье - объяснение дано в учебнике на стр.220. (Яства – угощения. Значение слова дети должны найти сами в толковом словаре на уроке или дома)

V. Итог урока.

  • Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?

  • Что получил Олег в результате победы над греками?

  • Как вы думаете, что еще (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?

  • Какие города уже существовали на Руси?

  • Какой веры придерживались греки, а какой русичи? (Греки целовали крест - христианская вера, русичи еще были язычниками.)

Домашнее задание.

Найти и выписать в тетрадь толкование следующих слов: летописец, летописи, береста, берестяные грамоты, свиток, тетрадь, пергамент, яства, гривна.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УМК "Школа России". Литературное чтение. Конспект урока.

Автор: Гостимская Екатерина Сергеевна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 136124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока литературного чтения в 1 классе по УМК "Школа России" И.Токмакова "Аля,Кляксич и буква "А""."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_1_klassie_po_umk_shkola_rossii_i_tok"
    ["file_id"] => string(6) "426169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503591179"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока "Согласные звуки [ф], [ф`], буквы Ф, ф"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokasoghlasnyiezvukiffbukvyff"
    ["file_id"] => string(6) "263429"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449526645"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по литературному чтению "Русские народные сказки " 2 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-russkiie-narodnyie-skazki-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "140051"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417867135"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-i-a-krylov-vorona-i-lisitsa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "201040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428950646"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Конспект урока по литературному чтению для 1 класса по УМК "Школа России" на тему: Из старинных книг. Повторение, обобщение по теме: «Сказки. Загадки. Небылицы»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_dlia_1_klassa_po_umk_shkola_rossii_n"
    ["file_id"] => string(6) "468564"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525608572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства