kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Наш старый знакомый Борис Заходер."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл представляет собой технологическую карту урока  литературного чтения, проведённого в 4 классе по программе Эльконина-Давыдова. Учебник Матвеевой Е.И. Урок проведён в рамка районного семинара в форме исследования. При подготовке к уроку учащиеся получили индивидуальные задания, провели собствееные исследования, собрали необходимый материал. На уроке использованы песни на слова Б.Заходера, элементы урока ИЗО, театральные постановки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Наш старый знакомый Борис Заходер." »

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 В_ классе _05_.01. 2015г.

( предмет) (класс) (дата)

Тема урока: Ваш старый знакомый, Борис Заходер

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15



Цель урока

Познакомить уч-ся с творчеством Б. Заходера.

Задачи урока:

Образовательные: Дать сведения о творчестве Б.Заходера, об основных направлениях его деятельности. Учиться читать выразительно и анализировать произведение.

Развивающие: Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение. Развивать образное мышление, речь, воображение. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Воспитательные: Воспитывать любовь к русским поэтам.

Планируемые результаты

Предметные

Воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении других учащихся, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Находить и выделять необходимую информацию в словарях – художественный образ, портрет, художественные детали изобразительные средства, лирическое стихотворение, повествование, рассказ (эпическое произведение), идея, драма, пьеса, конфликт, реплика.

Читать выразительно поэтическое произведение. Инсценировать художественное произведение (его части).

Личностные

Формировать: внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы; учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Метапредметные

Коммуникативные

Коммуникативные.

Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Вести устный диалог, слушать собеседника. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения

Регулятивные

Формулировать и удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.  Формулировать собственное мнение и позицию. Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Планировать деятельность на уроке под руководством учителя. Использовать речь для регуляции своего действия. . Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Формулировать и удерживать учебную задачу. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Различать способ и результат действия.


Познавательные

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Строить сообщения в устной и письменной форме. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Составлять план текста, уметь передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.


Межпредметные связи

ИЗО, ООМ.

Ресурсы урока

Учебник, презентация, толковый словарь, выставка книг, изображения кувшина

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, …

УМК

Эльконин-Давыдов (Матвеева Е.И. Литературное чтение 4 класс)

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 5 мин

Уч-ся исполняют песню «Кошки не похожи на людей»

- Стойте, стойте! Ведь у нас урок чтения! Вы ничего не путаете?

- Нет конечно же!

- Просто сегодня у нас не простой урок.

- Вот ты знаешь, кто написал слова для этой замечательной песни?

- Нет…

- Эх, ты!

- Ведь эта песня на слова известного поэта (все) Бориса Заходера.

- А какое отношение имеет эта песня к сегодняшнему уроку?

- Какое? А вот об этом мы вам сейчас и расскажем!


Находить необходимую информацию для выполнения заданий

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы; — проявлять желание нау

читься проводить исследование

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, мин

Здравствуйте, уважаемые гости!

- Почему Борис Заходер, спросите вы? Мы вам ответим.

- Ещё во втором классе, а позднее и в третьем и в четвёртом, мы не раз знакомились с произведениями этого Бориса Заходера

- Стихи Бориса Заходера настолько увлекли нас, что, когда учитель предложил работу над проектом, то мы попросили разрешить нам провести собственное исследование на тему: «Кто такой Борис Заходер…»

- Результаты своего исследования мы готовы представить сегодня, а наши одноклассники нам помогут

- Итак…Начнём…Позвольте в начале прочитать вам одно интересное письмо написанное Борисом Заходером  всем детям, еще в 1962 году.

(достает письмо из конверта и читает)

 «Товарищам детям».

Обычно

От вас это держат

В секрете,

А я не скрываю,

Товарищи дети:

Хочу, чтобы вы,

Дорогие читатели,

Недаром

За чтением время потратили.

Хочу,

Признаюсь откровенно и честно,

Чтоб книжку

Вам было читать

Интересно.

А если захочется вам

Посмеяться,

То этого тоже

Не надо бояться:

Ведь если смеются

Товарищи дети,

Становится сразу

Светлее на свете

                           Ваш старый товарищ Борис Заходер.,

1. Слайд №1.

Фотография Б. Заходера с годами жизни.

Ведущие. Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы.

Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года. Его семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать – переводчицей.

В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось.

2. Слайд №2.

«Боевой эпизод».

Ведущие.  «Я за что-то очень обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на службу, убежал из дома. Чуть ли не целый день странствовал по Москве, а потом благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там меня и отыскали. Меня не наказали, хотя и было за что. Может потому, что к нам пришли гости. Но только папа вслух прочитал и всем гостям показал записку, которую я оставил родителям.

3. Слайд №3.

«Сиводня я ухажу навсигда».

Ведущие. И это было хуже всякого наказания. Там было написано: «СИВОДНЯ Я УХАЖУ НАВСИГДА». Я сгорал от стыда. Писать и читать я научился рано и очень гордился своей грамотностью. А тут такой позор – четыре ошибки в четырех словах!».

- Итак, драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Основная тема детской поэзии Заходера – мир животных. Вот откуда его решительное:

- Давайте прочтём все вместе

4. Слайд №4.

Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!


Дети читают строчки на экране хором.

Ведущие. А ещё ужасно хочется предположить, что в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.

- Давайте прочтём…

5. Слайд №5.

…Здесь ехал Грека через Реку…
Тут шла Собака через Мост – 
Четыре лапы, пятый – хвост!

Дети читают строчки на экране хором.

Ведущие. Впрочем, знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А пока, в 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришёл на завод токарем. Потом поступил в авиационный институт. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то в конце концов перешёл учиться в Литературный институт.

В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская, 1939 года, и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи и очерки.

В 1946 году он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт; в 1947 году в журнале «Затейник» появилось его первое стихотворение для ребят под псевдонимом Борис Вест. Сборников было много: и совсем тонюсеньких, размером с ладонь, и увесистых томов.

2. Многогранность Бориса Владимировича Заходера.

Ведущие. Нам стало очень интересно, а сколько на свете Борисов Заходеров?..

Давайте посчитаем!

- Первое, что мы выяснили для себя - он поэт.

6. Слайд №6.

Заходер – поэт.

Ведущие. Да, и поэт-то очень разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые.

7. Слайд №6.

Стихи.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой влево.

Ведущие. Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите всего один раз.

8. Слайд №6.

Считалочки.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой вниз.

Ведущие. А есть, например, и большая поэма «Почему деревья не ходят». Не только большая, но и сложная.

9. Слайд №6.

Поэма.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой врпаво.

Ведущие. И, наконец, стихотворения для ребят совсем маленьких, которые ещё и читать не научились.

10. Слайд №7.

«В нашей песочнице».

Вокруг надписи сканированные иллюстрации к стихотворениям для малышей.

Выходят ребята в детских костюмчиках, с игрушками. Четыре человека несут под мышкой детали для песочницы. В середине зала ребята «стоят» песочницу и начинают разговор:

  • «Строители»

  • «Повара»

  • «Шофёр»

  • «Портниха»

Затем один ребёнок предлагает поиграть в догонялки и начинает считать, выбирая водящего.

  • «Считалочка»

С криком и шумом дети разбегаются в разные стороны, спасаясь от водящего.

Ведущие. А есть стихи и для тех, кто гораздо старше.

11. Слайд №8.

«По страницам школьной жизни».

В 1951 году появилась  первая книга стихов  Б. Заходера под названием «На задней парте», которая сразу же полюбилась и детям и взрослым. Она о  школе, учении, школьниках. Давайте,  познакомимся с ними. Ребята инсценируют стихотворения:

  • «Петя мечтает» Сидя за партой.

  • «Мы – друзья»

Отзвенели школьные звонки, закончились буйные перемены. Настала пора готовить домашнее задание. Вот как учит уроки мальчик Петя из стихотворения «Вредный кот».

  • «Вредный кот»

Ведущие. А если я скажу, что Борис Заходер ещё и переводчик, и упомяну всего одну книгу?

12. Слайд №9.

Заходер – переводчик.

Ведущий берёт книгу Алана Александра Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все» и показывает детям, сидящим в зале. Дети хором отвечают название книги.

Ведущий. Да, это книга Алана Александра Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все».

13. Отрывок из м/ф «Винни-Пух» с песенкой «Если я чешу в затылке».

«Из кадра выходят» поочерёдно первый Винни-Пух и второй Винни-Пух и инсценируют стихотворение

  • «Ворчалка»

Ведущие. А я уверен, что все вы знаете и такие сказки, как «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Питер Пэн» Джеймса Барри и другие.

Ну что ещё можно добавить к биографии человека, который перевёл для нас «Винни-Пуха»? Слава ему. Вот, собственно, и всё.

Никакое не «всё». Поэт – переводчик… А сказочник?

14. Слайд № 10.

Заходер – сказочник.

Ведущие. А вот вы сами попробуйте отгадать, к какой сказке эти иллюстрации?

Выходят ребята с иллюстрациями к сказке «Серая Звёздочка».

Ведущие. Правильно, это сказка Бориса Заходера «Серая Звёздочка». Он всегда был готов постоять за несправедливо обиженных мохнатых и пернатых. Даже в отвратительной с виду жабе писатель Заходер разглядел нежную душу и дал своей героине трепетное имя Серая Звёздочка.

Итак, сколько же Борисов Заходеров?

15. Слайд №11.

Заходер – поэт.

Заходер – переводчик.

Заходер – сказочник.

Ведущие. Кажется три? Нет, простите, больше! Я ещё забыл сказать, что он пишет стихи и для совсем взрослых людей, а это совершенно иное занятие, чем писать их для маленьких.

И всё-таки не торопитесь загибать пальцы. Хоть он и разный, но один и тот же. Он – единственный!

- Вот такое получилось у нас исследование… Ребята, читайте стихи Заходера. А наша работа на этом ещё не закончена, т.к. стихов у Заходера ещё очень много.

Демонстрируют навык выразительного чтения.

Умение строить свои высказывания в устной форме


4

Актуализация знаний, 15 мин

5

Первичное усвоение новых знаний, 5 мин

- Что же вы запомнили о знаменитом поэте Борисе Заходере?

- Он написал слова не только для песни кошки.

Физминутка.

- Вот какой многогранной личностью был Б. Заходер.

-С произведением какого автора познакомимся сегодня на уроке?

- Прочтите заголовок. (слайд)

- Предположите – о чём могли забыть? Обсудите в группах.

- А теперь послушаем стихотворение в исполнении одноклассников. Учащиеся инсценируют стихотворение Б. Заходера «Неужто вы могли забыть?

- Совпали ли ваши предположения?

- О чём рассказывает нам автор?

- Что вам известно о гончарном круге?

Сообщение.

Уметь строить предположения и работать в группе


6

Первичная проверка понимания, 5 мин

- Прочтите стихотворение и подумайте, чем необычна форма этого произведения?

Читают самостоятельно. Стр. 50-51

- Какую роль она играет для понимания основного смысла (идеи) произведения?

-Какой раздел изучаем?

- Итак, о герое или о выдумщике идёт речь в этом произведении?

- Кто главный герой этого произведения?

- Какова основная мысль этого произведения

Чтение стихотворения целиком.

- Ребята, а кто работает за гончарным кругом?

- Кто такой гончар? ( толковый словарь)

- Профессия гончар пришла к нам со времён Древней Руси. Остатки глиняных изделий до сих пор находят при раскопка в Воронежской области.

Уметь пользоваться словарём


7

Первичное закрепление, 4 мин

Чтение в парах по ролям.

- Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении?

- Повторы

-Фразеологизм

- Троеточие

- Восклицательный знак

Уметь находить художественные средства


8

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 7 мин

- Представьте себе, что вы поработали гончаром и у вас получился кувшин.

- А теперь ва м нужно расписать его.


Детям раздаётся эскиз кувшина.

Выполняют роспись кувшина.

Выставка работ.


Использовать навык составления орнамента для украшения кувшина

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


14

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 1 мин

Стр. 50-51 по ролям наизусть

Сообщение об изделиях, изготовленных с помощью гончарного круга.

Рисунки



Слушают инструктаж


15

Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Что хотели бы ещё узнать?


Кувшин на доске.

Приклеиваем орнамент: зелёный – доволен, жёлтый – не совсем, красный – плохо поработал





регулятивные

осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Самоанализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование "Наш старый знакомый Борис Заходер."

Автор: Мамцева Олександра Васильевна

Дата: 24.06.2015

Номер свидетельства: 221226


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства