Актуализация знаний. Формулировка темы занятия Подготовка к первичному восприятию. | - Отгадайте загадку. (слайд 2) На лужайке, возле леса, Расцвели цветочки. Желтые, как солнышко. На зеленой ножке. А как только подрастут Шапочки наденут- Мягкие, воздушные- Ветерку послушные! - Что это? - Почему в загадке говорится что цветочки желтые как солнышко? - Что вы знаете об одуванчиках? (слайд 3) - Я хочу вам прочитать одну легенду об одуванчике. Легенда рассказывает, что одуванчики были детьми Солнца и Луны. В их обязанности входило зажигать на небе каждую ночь лампы, но они то забывали, то ленились. Рассердилась Луна и наслала на них сильный ветер, который сдул их на землю. Но, отец-Солнце пожалел неразумных детей своих и придал им подобие маленьких солнышек, чтобы светили они на земле так же ярко, как солнце светит на небе. Одуванчики же до сих пор скучают о родителях и, превращаясь в пушинки, стараются попасть обратно на небеса при помощи ветра, который когда-то принёс их на землю. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд 4) - Тема нашего урока «Сравнение образов одуванчиков в двух стихотворениях» - Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями на одну и ту же тему. - Прочитайте на слайде имя автора стихотворения и его название. (слайд 5) (слайд 6) Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам — товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов… (слайд 7) Работу в детской литературе Зинаида Александровна начала в 1930-1931 годах. Всего Александровой выпущено около 70 наименований книг — как отдельных стихов, так и сборников. Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. Время брало свое. В 1981 г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Ей стало трудно писать — рука не слушалась. Сохранились, однако, отдельные листочки, по которым можно было судить, что творческие возможности писательницы далеко не исчерпаны. | - Одуванчик - Потому что, когда цветут одуванчики они желтого цвета. Предполагаемые ответы - Одуванчик | Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные: формируем умение прогнозировать предстоящую работу; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Проверка первичного восприятия | - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение оно создает? - Какие чувства оно у вас вызывает? (слайд 9) - Посмотрите на слайд. Кто знает что обозначают эти слова? золотой – цвет седой – старый поседел – постарел | | Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Повторное чтение и анализ | - Перечитайте стихотворение про себя. - Прочитайте первые 2 строчки. - Какую картину вы себе представляете? - Прочитайте 3 и 4 строчку. - Какую картину вы представили? - Что случилось с одуванчиком? Прочитайте в тексте. - Какую картину вы представили себе, когда читали последние строчки? | 1 ученик читает - Постарел и стал седой, а как только постарел, вместе с ветром улетел. | Личностные формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Сравнение со стихотворением написанным Ольгой Высотской | (слайд 10) - Прочитайте на слайде имя автора следующего стихотворения. (слайд 11) Ольга Ивановна Высотская - советская детская поэтесса, переводчица, драматург. Родилась 19 июля 1903 года. Первая книга "Старушкины игрушки" вышла в 1930 году. Написала много стихов, песенок, сказок, сказочных пьес. Она была большой труженицей и всю свою жизнь без остатка посвятила исключительно писательскому делу. Но, несмотря на обилие хороших стихов, большой славы у Ольги Ивановны Высотской так никогда и не было. - Прослушайте стихотворение Высотской «Одуванчик» Звучит запись стихотворения. (Слайд 12) - Понравилось ли вам стихотворение? - Прочитайте его про себя. - Что объединяет эти два стихотворения? - Чем они отличаются? - Как вы думаете, какие строки в каждом стихотворении помогают представить одуванчик похожим на человека? - Какие слова в первом стихотворении нужно заменить, чтобы можно было прочитать его от имени самого одуванчика? - Прочитайте его от имени одуванчика. | - В этих стихотворениях рассказывается о колоколах. - У Мура в стихотворение более веселый характер. | Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |