Актуализация знаний. Формулировка темы занятия Подготовка к первичному восприятию. | - Внимательно послушайте музыкальный фрагмент. Звучит колокольный звон - Что вы сейчас услышали? - Что представляли себе, когда слушали колокольный звон? - Что вы чувствовали, когда слушали колокольный звон? (слайд 2) Колокол русский народный, Колокол храма святой, Чуден голос свободный, Люб отголосок мне твой. Чистые, чудные звуки Любо душою ловить Или тревожные муки В сердце больном хоронить - Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? - Что вы знаете о колокольном звоне? - Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон. Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Колокольный звон употребляется: На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день праздника от Литургии до вечерни. На Праздник Пасхи Существует еще так называемый красный звон во все колокола. Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви. - Сегодня на уроке мы откроем одну страницу в истории отечественной культуры. Познакомимся, подумаем, окунемся в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими. - Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями искусства на одну и ту же тему. Одно -литературы, другое - живописи. - Кто назовет мне тему нашего занятия? (слайд 3) - Прочитайте на слайде имя автора лирического стихотворение и его название. (слайд 4) - И.И. Козлов - поэт трагической судьбы и самобытного дарования. Родился он 11 апреля 1779 года Отец его был статс-секретарем Екатерины II , мать — из старого рода Хомутовых. В 5 лет мальчик был записан сержантом в лейб-гвардейский Измайловский полк и в 1795 году произведен в прапорщики. Он обладал феноменальной памятью. Знал наизусть всего Байрона, все поэмы Вальтера Скотта, все Евангелие. Был полиглотом, знал пять языков: французский и итальянский, английский, немецкий и польский. Обладал счастливой внешностью, веселым нравом, образ жизни его был рассеянным. О литературной деятельности он и не помышлял. (слайд 5) Однако в 1816 году Козлова внезапно поразила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя начал он терять зрение и к 1821 году ослеп. От наследства у него в ту пору ничего не осталось, и он оказался в бедственном материальном положении. Слепота резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Козлов начал переводить из иностранных поэтов и на сороковом году жизни стал писать собственные стихи. Больному Козлову покровительствовал В. А. Жуковский и другие поэты и журналисты. С годами Козлов работал все больше и больше, редкий журнал и альманах обходился без его стихов. Несмотря на напряженную литературную работу и помощь друзей, Козлов сильно нуждался, жизнь его протекала в тяжелых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться, диктуя стихи дочери. | - Колокола Предполагаемые ответы Предполагаемые ответы - о колоколах, колокольном звоне. Предполагаемые ответы - Вечерний звон | Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные: формируем умение прогнозировать предстоящую работу; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Проверка первичного восприятия | - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение оно создает? - Какие чувства оно у вас вызывает? (слайд 7) - Посмотрите на слайд. Кто знает что обозначают эти слова? дум – это мысли отчий – родной дом зреть – видеть унывный – грустный - Как вы понимаете слова «вечерний звон»? - Кто и где звонит? - Зачем звенят колокола? - Слышали ли вы колокольный звон? - Всегда ли он звучит одинаково? | - Звенят колокола на колокольнях в церквях - Зовут в храм на богослужение | Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Повторное чтение и анализ | - Перечитайте стихотворение про себя. - Прочитайте первые 2 строчки. - Какую картину вы себе представляете? - Какими же думами отзывается на вечерний колокольный звон лирический герой стихотворения Козлова И.И.? О чем же эти думы? Найдите в тексте. - Какие слова создают печальное настроение? - Попробуйте объяснить, почему так много восклицательных знаков использует автор? Какие чувства он старается отразить? - Найдите восклицательные предложения в тексте, прочитайте их и постарайтесь определить чувства поэта. - Прочитайте 3 строфу. Меняются ли чувства поэта от начала к концу строфы? Как? - Раздумья о своей судьбе связаны с мыслями о судьбе человека вообще: жизнь коротка, она быстро проходит, и многое повторяется на земле: «Другой певец по ней пройдет, И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон!» - О чем грустит поэт? - Чему он радуется? - В стихотворении удивительно сошлись прошлое, будущее и настоящее поэта, давайте исследуем, что говорит поэт о своем прошлом, настоящем и будущем. | 1 ученик читает - о юных днях, отчий дом. - в последний раз - Радость, отчаяние, горе, страдание, воодушевление - о жизни которой уже не вернуть. - Своим воспоминаниям | Личностные формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Сравнение со стихотворением написанным Томасом Муром | - Стихотворение Козлова представляет собой авторский перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура. (слайд 8) - Прочитайте самостоятельно дословный перевод на странице 99 и попробуйте сравнить два произведения. - Что объединяет их? - В чем их различие? | - В этих стихотворениях рассказывается о колоколах. - У Мура в стихотворение более веселый характер. | Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Рассматривание картины (беседа по картине) | - Теперь давайте внимательно рассмотрим картину И.Левитана «Вечерний звон». (слайд 9) - Какое время суток изображено на картине? - Что находится в центральной части картины? - Какое настроение у реки? Какая она? - А как вы это поняли? - Что находится на реке? - Как вы думаете, куда направляются люди? - Что они слышат? - Расскажите о верхней части картины. - Почему Левитан назвал эту картину "Вечерний звон"? Как изображен звук на картине? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? | - Сумерки - Река - Спокойная - На ней нет волн - Лодки - В храм, в церковь - Колокольный звон (вечерний) | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |