Этап
Деятельность учителя
Предъявление мотива.
(Самоопределение к деятельности.
Организационный
момент.)
Создает эмоциональный настрой
Рассмотрите фотографию…Слайд 1.
Что вызывает у вас смех?
Что вы можете сказать о герое снимка?
Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Прочитайте название темы. Слайд 2.
Вы дома самостоятельно прочитали данное произведение, каким оно вам показалось по характеру?
(написано – юмористическое, хотите узнать, что это такое?)
3. Постановка учебной задачи
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Попробуйте сформулировать цели урока.
- узнать, что такое юмористический рассказ,
- узнать о герое, …
4. Построение проекта выхода из затруднения
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Каким образом можно достигнуть поставленных целей?
- работа с словарем, с интернетом
- прочитать текст…
Найдите в справочном словаре «Книгочей» объяснение слова – юмор. В интернете при помощи нетбука
5. Первичное закрепление
Юмор – изображение кого – либо или чего – либо в комическом (смешном) виде.Слайд 3.
А сформулируйте, что такое -
Юмористический рассказ - произведение, в котором изображена какая-либо смешная ситуация (или кажущаяся смешной с точки зрения автора) .
Показалась ли вам ситуация, описанная автором – смешной?
Автор называет героя – ворюга, что означает это слово? Слайд 4.
Сравните слова:
вор, воришка, ворюга, хитрюга.
О ком так говорят?
(Вор – тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)
в интернете -ворюга
6. Самостоятельная работа .
Слайд 1.Работа в группах
Посмотрите внимательно задания и
сформируйте группы.
(вспомним правила работы в группах)- на столах памятка
- 1. Найдите в тексте выделенные слова и дайте им объяснения.
- Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности
- Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную рыбу
- Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород
- Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека
- Плотица – небольшая рыба плотва
- Подпалина – рыжеватое пятно на шерсти животного
- 2. Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.
- Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинами на животе.
- 3. Найдите описание действий и поступков кота.
- обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
- 4. Найдите в тексте авторскую оценку коту.
- Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки. И конец Кот ходил по дому…
- 5. Расставьте цифры в том порядке, в каком развиваются события в рассказе. Всё ли верно?
- 6. Подготовьте рассказ о коте: внешний вид, поведение, отношение к людям. (6)
- 7. Придумайте историю «Моя кошачья жизнь»
Ответы групп.
Ребята, а какой главный вывод можно сделать по прочитанному?
В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.
К. Г. Паустовский
А добились мы тех целей, которые перед собой поставили?
7. Рефлексия деятельности(итог урока)
Вспомним некоторые моменты..
Тест «Самый внимательный читатель»
По рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»
1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через два дня;
б) через неделю; в) через две недели. 3. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 4. Объевшиеся, куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали. 5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца;
в) две недели. 6. В кукане жирных окуней было: а) 5; б) 10; в) 7. 7. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 8. Кот свалился: а) на камень; б) как футбольный мяч.
9.Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася;
в) плотицу. 11. Поесть давали коту: а) сметану; б) жаренную свинину; в) рыбу;
г) молоко; д) творожники. 12. Кот совершал «благородный и неожиданный поступок»:
а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня
Какое домашнее задание вы бы себе предложили по данной теме.
Домашнее задание.