Урок литературного чтения в 4 классе
по программе «Перспективная начальная школа»
Литературоведческая пропедевтика.
Тема: Разгадка тайны «особого зрения» по сказке
Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».
Цели деятельности учителя | Цель: Организовать деятельность учащихся в поиске пути к разгадке «тайны особого зрения»; в осознании и осмыслении идейного содержания сказки; в развитии творческих способностей и философских представлений (что имеет ценность в жизни); в совершенствовании навыков выразительного и сознательного чтения, в развитии умения выражать свои мысли, развивать речь, пополнять словарный запас; -воспитывать чувство ответственности за тех, кто рядом; Задачи урока: 1. Образовательная задача: - знание текста произведения; - умение делать выводы из прочитанного; 2. Воспитательная задача: -формирование нравственных и эстетических представлений - умение работать в группе; 3. Развивающая задача: - развитие речи, мышления. |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями); научатся: -Читать художественного произведения по ролям и по цепочке; -Читать выразительно прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражать собственное отношение к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста). Осознавать и осмысливать идейное содержание сказки получат возможность научиться: -формулировать познавательную цель; - участвовать в поиске и выделении необходимой информации -высказывать своё мнение по прочитанному -составлять и анализировать аннотацию к сказке Метапредметные(компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность): Познавательные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при решении логических заданий с текстом; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; Коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные – оценивать свои достижения на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Основные понятия | Герои сказки, сюжет, диалог, ценности жизни. |
Методы и формы обучения | Проблемный диалог, частично- поисковая групповая работа. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, музыка. |
Образовательные ресурсы | рабочая тетрадь, читательский дневник, ИКТ |
Урок литературного чтения в 4 классе
по программе «Перспективная начальная школа»
Тема: Литературоведческая пропедевтика.
Разгадка тайны «особого зрения» по сказке
Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Конспект урока
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности
УУД - Самоопределение , смыслообразование.
Организация учебного процесса на этапе 1:
-Для чего мы приходим на урок литературного чтения?
( Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека, выразительно читать, находить главную мысль текста и т. д).
- Бывают ли трудности на пути познания? Что в таких случаях надо делать?
( Искать пути преодоления трудностей)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности размышлять по содержанию текста
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
УУД – Л.: осознают свои возможности в учении
П.: общеучебные – извлекают необходимую информацию из учебника
логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
Организация учебной деятельности на этапе 2:
- Живет на свете уже много-много лет удивительная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Удивительна тем, что учит мудрости не только детей, но и взрослых. В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах жизни.
-Прежде, чем продолжить наш урок, предлагаю взглянуть на экран.
Вы видите изречение: «Самого главного глазами не увидишь».
Где вы встретили такое высказывание? Чьи это слова? Разве не всё можно увидеть глазами? А мы ведь изучали на уроках окружающего мира, что глаза - орган зрения.
3) Задание для пробного действия (работа в парах за партой и у доски)
Отметьте, что можно увидеть обычным зрением?
Любовь
Закат
Нежность
Радость и печаль
Солнечный свет
Красоту цветка
Как в зелень вкрался красный лист
Учитель организует фиксацию всех имеющихся вариантов и побуждает детей определить свою позицию с помощью вопросов:
(Учитель организует фиксацию возникшего затруднения.)
- Какие средства художественной выразительности помогают нам увидеть, то, что не все могут разглядеть сразу? ( Олицетворение - например: внезапно в зелень вкрался красный лист; сравнение: словно девица, вспыхнув, орешина засияла в конце сентября)
- А как мы можем увидеть любовь, нежность, печаль?
Существует ли для этого особое зрение?
(Наверное, существует какая-то тайна особого зрения?)
3. Выявление места и причины затруднения .Целеполагание.
Цель:
1)выявить место и причину затруднения.
2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
УУД - Л.- планирование, определение путей взаимодействия
П.- Действия постановки и решения проблем
-Вы встретили затруднение? Что будем делать дальше?
(Нам нужно попытаться в сказке «Маленький принц» найти разгадку тайны особого зрения.)
Организация учебного процесса на этапе 3
-Хотели бы вы разгадать эту тайну?
Но ведь для поиска тайны необходима карта или план.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
-построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4
- Что необходимо сделать, чтобы достичь цели урока, работать слаженно?
(Составить план работы. Нам необходимо определиться: где искать тайну, как искать, вместе или в одиночку?)
-Я вам немного помогу вопросами.
-Где мы будем искать тайну особого зрения?
(В сказке, так как мы её сейчас изучаем и в ней много мудрых советов.)
-Как мы будем её искать?
(Внимательно вчитываясь в слова героев, автора, делая пометки.)
-Поможет ли вам сотрудничество во время поиска?
-Может ли вам пригодиться то, что было задано на дом?
План поиска разгадки
1. Проанализировать домашнее задание, попытаться в ответах найти путь к отгадке;
2. Обратиться к тексту сказки;
3. Найти подсказку (мудрые советы героев);
4. Попытаться найти в этих советах разгадку.
5.Установление причинно-следственных связей;
4. Реализация построенного проекта. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом
- формирование нравственных и эстетических представлений
- развитие речи, мышления
УУД - П.- Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при решении логических заданий с текстом; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
Л. - Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Коммуникативные - развитие способностей слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
-Цель поставлена. План составлен. Пора в путь.
Итак, первый пункт плана: обратимся к домашнему заданию.
Вам было предложено дифференцированное домашнее задание:
-составить краткую аннотацию к сказке Экзюпери « Маленький принц»
-написать письмо Маленькому Принцу
- передать в рисунках отношение к героям сказки
Работа творческих групп (взаимоконтроль)
(Группа детей, составляющих аннотацию, обсуждают работы друг друга. Затем составляют общую аннотацию. В это время выступают ребята, написавшие письмо Маленькому принцу и нарисовавшие рисунки. Взаимоконтроль при помощи сигнальных кругов, комментирование оценки.)
- Смогла ли сказка пробудить в вас какие-либо чувства?
-Что вы испытывали, когда писали письмо Маленькому Принцу?
-Что чувствовали, когда показывали своё отношение к героям сказки в рисунках?
Значит, вы не только зрительно представляли героев? Что-то вам подсказывало сердце?
А можно ли увидеть сердцем?
-Вы встречали такую фразу «Зорко одно лишь сердце»?
Где вы её встречали?
Что нам предстоит сейчас сделать?
(Обратиться к тексту сказки.)
-Приступаем ко второму пункту плана и обратимся к тексту сказки.
Где же здесь кроется тайна?
Мы с вами уже познакомились с содержанием всей сказки, а теперь обратимся к отрывку.
Как вы думаете, почему именно эту часть сказки предлагают вам авторы учебника?
( Предположения детей: В ней говорится о том, как принц полюбил розу, как заботился о ней, как приручил Лиса.)
-Как вы думаете, могут ли вопросы к тексту подвести нас к отгадке тайны?
-Прочтите вопросы и попытайтесь дать на них ответы.
(Дети читают вопросы и отвечают на них самостоятельно)
-Найдите слова на цветном фоне.
-Прочтите описание того, как бутон готовился стать цветком.
Какой приём использует автор?
(Олицетворение. Он рассказывает о розе, как о девушке. Автор использует различные средства выразительности для того, чтобы мы представили розу:
крохотный росток, неведомая гостья, ужасная кокетка, красавица, удивительная гостья).
-Подробнее прочтите слова, которые доказывают, что роза-кокетка
(Она хотела показаться во всём блеске красоты, таинственные приготовления длились день за днём: «Ах, прошу извинить, я совсем растрёпанная! Заметьте, я родилась вместе с солнцем.»)
-Сколько раз автор повторил при описании розы местоимение «она»?
Для чего? ( Автор использовал приём «повтора», для того, чтобы показать чувство собственной значимости и исключительности, которое будет присуще распустившемуся цветку).
-Что можно сказать о характере цветка?
-Проследи по тексту, как менялось отношение Маленького принца к цветку.
-К какому очень важному выводу он к концу концов пришёл?
-Смогла ли роза полюбить Принца? Удержали ли его слова признания цветка? Что он понял после разлуки?
(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность.)
-Как можно увидеть нежность?
-Автор рисовал словами розу, вы при чтении её не видите. Но вы смогли представить эту красавицу? Какой вы её увидели?
-Как вы думаете, мы в правильном направлении шагаем в поисках тайны особого зрения?
Какие качества нам помогают это делать?
( Воображение, небезразличное отношение к происходящему, умение видеть в словах то, чего не увидишь глазами).
-Мы полностью разгадали тайну?
(Нет. Ведь ещё не весь текст рассмотрели. А там ещё кроется какая-то мудрость.)
Релаксация.
-Первая разгадка есть. Готовы искать дальше? Предлагаю немного отдохнуть и послушать песню, которая тоже называется «Маленький принц». Возможно, вы ещё что-то почувствуете сердцем.
(краткая беседа о связи данной песни с текстом сказки)
-Какой увидел планету Земля Маленький Принц?
( Пустынной, нерадостной.)
- Вы согласны, что каждая встреча несёт ему что-то новое, познание мудрости.
-Чему научил Лис Маленького принца?
-Какие самые важные истины маленький принц от него узнал?
(Свой самый важный секрет Лис заключил в формулу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».)
- Какой следующий секрет узнал Маленький Принц?
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
– Что значит приручить?
-Найдите слова, в которых Лис хочет, чтобы Принц приручил его.
В прямом смысле «приручить», означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным». «Приручить» – создать узы (так говорил Лис)
– А можно ли увидеть эти узы? ( Поиск значения слова узы в толковом словаре)
Это невидимые узы от сердца к сердцу. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Люди могут быть нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете.
Чему учит Лис?
(Лис учит истинному пониманию дружбы. Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить.)
«…Узнать можно только те вещи, которые приручишь... Надо запастись терпением».
«Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни», – сказал Лис Маленькому принцу.
-Что вы поняли из этих слов?
(Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе. Нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.)
– За кого в ответе Маленький принц? (За Розу, за планету...).
– Почему? (Без него они погибнут!)
– А за кого вы в ответе?
(За близких людей, животных, которых приручили)
5.Творческая коллективная работа
Цель: Выражать свои мысли в связи с поставленной задачей, формировать и доказывать свою точку зрения, показать актуальность заповедей Антуана де Сент Экзюпери в наше время.
УУД- Л. Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Коммуникативные - развитие способностей слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи
– Актуальны ли в XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?
-Ребята, вы хотите, чтобы долго- долго наша планета существовала?
Пусть заповеди сказки Экзюпери помогут вам сделать жизнь на Земле ещё лучше и краше.
(На слайде постепенно появляются главные заповеди сказки.
Ученикам предлагается прочитать заповедь и поместить на макет планеты Земля слова - названия человеческих качеств, которые необходимы при выполнении данных заповедей.)
«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»;
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»;
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;
«У каждого человека свои звезды»;
«Надо судить не по словам, а по делам»
6. Итог урока
-Какую тайну особого зрения мы сумели увидеть вместе с Маленьким Принцем?
(Только зорким сердцем можно почувствовать любовь, грусть, нежность.)
Автор помог нам понять, что самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки или смотреть в микроскоп.)
-Верно, иначе как можно объяснить любовь Маленького принца к розе, оставшейся в одиночестве на его небольшой планете? К самой обычной розе, каких тысячи в одном только саду на Земле? Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на всё, кроме кур и охотников. Приручившись, он обретёт способность видеть сердцем — не только золотые волосы друга, но и золото пшеницы.
-Всякое ли сердце может быть зорче глаз? Существует ли слепое сердце?
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
УУД - Л. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; регулятивные – оценивание своих и коллективных достижений на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Смогли ли вы "увидеть сердцем" это пронзительно-печальное поэтическое произведение, в котором Сент-Экзюпери выразил свои самые заветные мысли.
Смог ли Маленький принц вас приручить за те дни, когда мы изучали эту сказку.
Помог ли понять, что необходимо ценить человека, его улыбку, что нельзя жить без любви и дружбы, и что людям это необходимо, как чистая вода родника.
Комментированное домашнее задание:
1. Написать мини-сочинение «Почему важно научиться видеть сердцем?»
2. Запомнить заповеди, которым учит Экзюпери, и следовать им всю жизнь.