kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Есть этап мобилизации внимания, предопределения темы, целеполагания, в наглядной форме представлена словарная работа. На мой взгляд, интересно проходит работа по ознакомлению с биографией Одоевского. На уроке продемонстрированы межпредметные связи, работа со справочной литературой. Используется групповая работа и работа в парах. Данный урок проведён. и показал хорошие результаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" »

МБОУ «Зубово–Полянская гимназия»







Урок

литературного чтения

в 4классе


Тема: Владимир Фёдорович Одоевский

«Городок в табакерке»



Подготовила и провела

учитель начальных классов

Чекмарёва Анна Юрьевна










п. Зубова Поляна

2014 год

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

2. Мобилизующий этап.

На доске слова и иллюстрации: литература

механика

музыка

- Соедините иллюстрации со словами.

- Какое понятие по- вашему «лишнее»? Почему?

Д. «Лишнее слово» механика, потому что литература и музыка – это виды искусства, а механика нет.

- А что такое механика?

Дети предполагают.

- Механика – отдел физики, учение о движении тел в пространстве и силах, вызывающих это движение. (чтение из толкового словаря Ожегова).

- Сегодня на уроке мы убедимся, как иногда сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

-Установите, с творчеством какого автора мы будем говорить на уроке. Для этого расшифруйте его фамилию:



имя и отчество:

Д. Сегодня мы будем говорить о творчестве Владимира Фёдоровича Одоевского.

- Определим название произведения. Для этого разделимся на группы. У каждой группы разные задания. Вы должны сформулировать задание и выполнить его с объяснением.

1 группа.

Го+мо+ро+док+за-мо+в+ты+та-за+ба-ты+кер-ке

Д. Если выполнить арифметические операции и соединить оставшиеся слоги, то получится название «Городок в табакерке».

2 группа.

Д. По указанному шифру мы составили слова и получилось название «Городок в табакерке».

3 группа.

Д. Из предложенных частей слова (корня, суффикс, приставки и окончания) составили словосочетание и получилось название «Городок в табакерке».

У. Итак, сформулируйте тему урока.

Д. Тема урока «Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».

- Определите цель нашего урока.



Д. Цель урока: *познакомиться с творческой биографией В.Ф.Одоевского

и его произведением «Городок в табакерке».

*учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.



4. Подготовительная работа.

1) Знакомство учащихся со сведениями из биографии В.Ф.Одоевского.

-Цель поставлена. Приступим к её реализации.

Учащимся предлагается деформированный текст биографии писателя.

- Восстановите биографический рассказ, соблюдая логическую последовательность.

В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти. Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. 


В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.Похоронен на Донском кладбище в Москве.

С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

Учащиеся восстанавливают текст, работая в парах.

В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.
 

Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.Похоронен на Донском кладбище в Москве.



2) Словарная работа.

-Кто знает, что такое табакерка?

Выслушиваются ответы детей. Затем учащиеся находят в толковых словарях Даля и Ожегова точное определение слова ТАБАКЕРКА.

- А теперь послушаем сообщения ребят о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.

В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки

Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций.



3) Физкультминутка (релаксирующая).

- Предлагаю послушать и одновременно отдохнуть под музыку из шкатулки.

4) Продолжение словарной работы.

- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Флюгер- прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Горка- это мебель для посуды.

Тиснёная бумага (работа в словаре)

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Одинакие – одинокие.

Учтиво - очень вежливо.

Досадно – обидно.

С сими словами - с этими словами.

Свод – дугообразное покрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.

Индо – даже.

Опамятоваться – опомниться

5. Знакомство с содержанием сказки «Городок в табакерке».

1) Прогнозирование.

- Глядя только на название произведения, предположите, реальные или фантастические события описаны в нём. Обоснуйте свой ответ.

- Во время слушания и чтения этого текста определите, к какому типу он относится.

2) Знакомство с началом сказки.

Прослушивание аудиозаписи.

Проверка первичного восприятия.

- Чем поразила шкатулка Мишу?

- Как вы думаете, почему городок назывался Динь-Динь?

-Какое явление продемонстрировал Одоевский, описывая работу шкатулки?

Д. Описана смена дня и ночи.

- Почему мальчику хотелось войти в городок?

Д. Ему хотелось узнать. Что внутри табакерки, откуда раздаётся музыка?

- Как папа объяснил, почему это невозможно?

- На какие вопросы хотел получить ответы Миша, когда увидел механизм табакерки?

Д. Зачем колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками?

- О чём папа строго предупредил мальчика?

Д. Папа предупредил, что нельзя трогать пружинку.

3) Чтение концовки сказки.

Чтение детьми вслух.

- Продолжим знакомство с текстом, пропустив самое главное и интересное.

Анализ прочитанного.

- Выполнил ли Миша просьбу папы?

Д. Миша тронул пружинку и даже испугался от этого.

- Отчего родители смеялись над мальчиком?

- Подумайте и предположите, разобрался ли Миша с устройством табакерки?

4) Знакомство с основной частью сказки.

- А что же произошло во сне, мы сейчас узнаем. Прежде, чем приступить к чтению основной части, посмотрите на слова:

  • Колокольчики

  • Молоточки

  • Валик с крючками

  • Пружинка

  • Колёса

- Сравните их с теми выражениями, которые произносит Миша в конце произведения.

  • Мальчик – колокольчик

  • Дядька – молоточек

  • Царевна Пружинка

- Предположите, что же могло произойти с Мишей в главной части?

- А теперь попробуйте ответить на вопросы: реальные или фантастические события описаны в основной части произведения. Обоснуйте свой ответ.

Чтение детьми основной части сказки.

- А теперь попробуйте ответить на вопрос:реальные или фантастические события описаны в основной части произведения. Обоснуйте свой ответ.

- Какого типа этот текст?

Д. Это текст – рассуждение.

- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, как механика связана с литературой и музыкой, на примере этой сказки?

6.Итог урока.

- Чем запомнился вам урок?

- Что нового открыли для себя?

- Как вы оцениваете работу своего класса?

- Как вы оцениваете свой вклад в урок?

7. Рефлексия.

- Ваше отношение к уроку я смогу понять по музыке, которую вы выберете как иллюстрацию вашего настроения. Поднимите руки те, кому близка весёлая жизнерадостная мелодия. А теперь те, кто грустит и печалится под музыку дождя.

Включается аудиозапись.

8. Оценивание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"

Автор: Чекмарёва Анна Юрьевна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158610


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства