Просмотр содержимого документа
«А.А. Фет "Весенний дождь"»
А.А. Фет "Весенний дождь".
1. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Начнем наш урок чтения.
1. Кто услышал звонок, постучите одним пальчиком по ладошке.
2. Кто готов к работе, постучите двумя пальчиками по ладошке.
3. Кто увидел наших гостей, постучите ладошкой по ладошке.
Ребята, как дружно мы с вами поаплодировали нашим гостям, так мы и будем дружно работать.
2. Речевая разминка.
Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку? (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)
-Давайте выполним такое задание: я предлагаю вам прочитать то, что написано на экране, но сделать это надо так, как я скажу; не делать ни вдоха, ни добора воздуха.
Слайд № 1
«Бабкин боб расцвёл в дождь - будет бабке боб в борщ»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и сосчитать до 30.
3. Мотивация к учебной деятельности.
- Как вы думаете, ребята, какому явлению природы будет посвящен урок. (Дождю)
– Попадали ли вы под дождь?
– Где это было?
– Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота.
Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.
Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.
Я предлагаю вам послушать музыку дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Слайд № 2Щелчок
Просмотр.
Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.
– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.
Каждый видит, слышит, ощущает дождь по – своему. Наши дожди имеют разное настроение.
Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).
Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.
Поэт создал свой дождь – весенний.
Слайд № 3
Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.
4. Постановка целей и задач.
Слайд № 4
Для нашего урока я предлагаю следующие цели и задачи:
– Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”.
– Научимся составлять образную картину.
– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.
– Чем мы будем заниматься на уроке? Ответьте с помощью глаголов.
– Анализировать.
– Составлять образную картину.
– Писать творческую работу.
5. Изучение нового материала.
– Откроем учебник на стр. 141.
Слайд № 5
Послушаем стихотворение.
– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прослушивании стиха?
(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).
Слайд № 6
- А перед самостоятельным прочтением данного стихотворения проведем речевую гимнастику, чтобы подготовить наш артикуляционный аппарат к чтению. В этом нам поможет (ученик)
Чтение стихотворения учащимися про себя и вслух (2-3 человека)
– Дадим оценку нашим чтецам.
- Что удалось при прочтении, над чем надо работать?
(Над умением показать смену образов в стихотворении, при помощи голоса показать, что происходит в стихотворении)
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (глаголы)
– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать
динамику, движение.
6. Работа с текстом (Словарная работа).
– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.
– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.
Слайд № 7.
– Как вы понимаете словозавеса?
– Подберите слова-синонимы. (Занавеска)
Слайд № 8Словарная статья.
Прочитаем и запомним значение этого слова.
- Почему автор употребляет это слово? (Автор сравнивает тучу с занавеской)
“Качаясь, движется завеса” – это переносное значение слова "занавеска", сравнение.
– Есть ли у нас ещё во втором четверостишьи сравнение? (да)
(Будто в золотой пыли)
- Прочитайте эти строки (3-4 строки 2-е четверостишие)
Слайд № 9
Лес в солнечных лучах
- Что здесь в сравнении? (солнце)
– Какое слово указывает на сравнение? (будто)
– Прочитайте еще раз выразительно стихотворение про себя.
Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.
Слайд № 10
Прочитайте их еще раз.
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.
– Что подошло к саду? (дождь)
- Здесь, ребята, Фет оживил дождь, именно поэтому он подошел к саду, барабанит как настоящий музыкант.
- А какой он, этот дождь?
- В виде кого вы его себе представляете?
–– В каком образе можно представить это таинственное существо?
– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.
Слайд № 11
(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)
– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.
– Согласитесь, картины очень разные.
– Чем они отличаются друг от друга?
– А чем они похожи? (изображение дождя)
– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?
7. Работа в парах.
– Предлагаю подобрать слова к изображенным на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.
Зачитайте по одному определению, по очереди.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин, с восприятиями поэтов?
Слайд № 12, № 13
– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?